Порядок пения тропарей и кондаков.




В храмовые и престольные праздники поется на литургии один тропарь и один кондак, если храмы или престолы Христовы или Богородичные. В храме, посвященном святому, допускается на "И ныне" кондак другого храмового или престольного праздника Господнего или Богородичного, за неимением же таковых поется на "И ныне" "Предстательство христиан..." Так бывает и в службах великих бденных святых в храмах святых же. В храмах Христовых и Богородичных эти бденные службы святым не исключают храмовые тропари и кондаки Спасителю и Богоматери, когда они не заменяются праздничными. В Господне предпразднство и попразднство не исключается тропарь храма Богородицы, в Богородичное предпразднство и попразднство не исключается тропарь храма Христова. В бденные службы святых тропари и кондаки храмовым святым никогда не поются, независимо от дней седмицы.

 

В средние, полиелейные, и малые, со славословием, праздники святых порядок один: на всякой литургии воскресной и среди седмицы (кроме суббот) добавляются тропари и кондаки храмовых святых. Не исключаются они и в предпразднства и попразднства. Исключаются храмовые тропари святым в средние и малые праздники святых при совпадении их с малыми праздниками Господними или Богородичными. Тропари храмов Христовых и Богородичных также предваряют тропари малых святых, а кондаки этих храмов также являются заключительными, как и в службах великих святых, и так же, как в службах великих святых, изменяются они в предпразднства и попразднства.

 

Пасха не входит в число ни двунадесятых, ни великих праздников. Она есть праздников Праздник. Пасхальный тропарь "Христос Воскресе...", где он поется именно как тропарь, должен петься трижды. Если вместо молитвы "Царю Небесный..." поем "Христос Воскресе..." трижды, тем более следует петь всякий раз трижды вместо тропаря в собственном смысле. В службах Кириопасхи и вмч. Георгия в один из дней Светлой седмицы в 48-й главе 1 части Типикона прямо указывается по входе "Христос Воскресе..." петь трижды. Такого указания нет в 50-й главе 1 части Типикона, где излагается порядок пасхальной службы, как нет и указания петь единожды, потому что Типикон не повторяет того, что было сказано ранее, что было и так общеизвестно. По окончании Пасхальной седмицы в Фомине воскресенье — служба по типу двунадесятых праздников. Предшествующая Пасхе Страстная седмица с Неделей ваий и с Лазаревой субботой являются как бы предпразднственными днями Пасхи. Последующие после Пасхальной седмицы воскресные дни до праздника Вознесения Господня каждый является попразднственным днем Пасхи, причем каждый такой воскресный день является тоже праздником, а седмица, следующая за этим воскресным днем, как бы попразднством по отношению к нему, как и вся Пятидесятница — по отношению к Пасхе. В эти воскресные дни Церковь воспоминает свидетелей Воскресения Христова, Его чудес и учения. Тропари и кондаки, которые поются в эти воскресные дни, поются и во всю седмицу, как в попразднства. В половине периода Пятидесятницы совершается праздник Преполовения Пятидесятницы, имеющий и по-празднство, и отдание. Праздничными являются воскресные дни и некоторые субботы Великого поста. Во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю великопостные субботы (если в них не случатся праздники Предтечи, свв. 40 мучеников или Благовещения) и в Субботу мясопустную совершаются заупокойные службы, также и в Троицкую субботу.

 

Для всех праздничных и будничных служб в пении на литургии тропарей и кондаков наблюдается один общий порядок. Сначала поются все тропари, потом за ними, в такой же последовательности, поются кондаки; из кондаков оставляется на "Славу" обычно наиболее важный по отношению к данному дню кондак— празднуемого святого или (в период пения Триоди) кондак Триоди, затем на "И ныне" поется заключительный кондак — Богородичный или иной. Поются заключительными часто и Триодные кондаки. Предваряют всегда тропари Спасителю, Богоматери, Небесным силам. Когда на будничных службах нет ни воскресного (которого не может быть), ни праздничного (который может быть в предпразднство и попразднство) тропаря, пение начинается храмовыми или дневными тропарями. Иногда дневные тропари предваряют храмовые тропари в память святых.

 

Нагляднее это можно выразить в следующих схемах. Первая распределяет тропари по чину их, а вторая указывает, в какой последовательности они поются на литургии.

 

I. Тропари:

1) Спасителю,

2) Богоматери,

3) Небесным силам,

4) Пророкам и Предтече,

5) Апостолам и святителям,

6) Мученикам, преподобным, праведным,

7) Всем святым. (Так же распределяются и все кондаки.)

 

II. Тропари:

1) Воскресный или праздничный,

2) Храму Христову,

3) Храму Богородицы,

4) Храму святого,

5) Дневной (по дню седмицы),

6) Святых, коим правилась служба,

7) Заключительные кондаки. (Перед заключительными кондаками в таком же порядке поются иные кондаки.)

 

Замечания к первой схеме.

1. Первым тропарем может быть тропарь воскресный, праздничный (великого — двунадесятого и недвунадесятого — праздника и иного среднего и малого Господнего праздника, предпраз-днства и попразднства их). Кресту, Нерукотворенному Образу, на-вечерия двунадесятого праздника, воскресного дня Цветной Триоди.

 

2. Тропарь Богоматери может быть любого Ее праздника или предпразднства и попразднства или иконы.

 

3. Небесным силам может быть и общий тропарь и одному ангелу или архангелу.

 

4. Пророкам также может быть и общий тропарь и одному пророку, а также любому из праздников в память Иоанна Крестителя.

 

5. Тропари апостолов также бывают одному или многим. Сюда относятся и тропари свв. равноапостольных Константина и Елены, равноап. кн. Владимира, равноапостольной кн. Ольги, св. равноапостольной Нины, блгв. кн. Александра Невского, св. Марии Магдалины и тропари святителям, одному и многим.

 

6. В чин мученический входят также священномученики и великомученики, и преподобномученики, и исповедники — мужи и жены, и девы, и отроки. В эту группу относятся и тропари страстотерпцев князей Бориса и Глеба и царевича Димитрия Угличского. Тропарь преподобного или преподобных поется после мученического тропаря, а после тропаря преподобных—тропарь праведных и блаженных.

 

7. Тропарь Всем святым в субботние дни поется первым среди тропарей других святых, которые под числом в Минее. Когда нет какого-либо из всех этих тропарей, остальные тропари сохраняют этот порядок, не нарушая общей стройности.

 

Замечания ко второй схеме.

1. Каждый из восьми гласовых воскресных тропарей поется только в воскресный день и всегда первым. Не поется он со своими гласовыми песнопениями в Пасхальную седмицу, в дни Господних двунадесятых праздников, когда вообще ничто из его гла-совой службы не поется. Вместе с гласовыми своими песнопениями он поется в седмичные дни на послепасхальных неделях до Вознесения, как праздничный. В воскресный день на литургии воскресный тропарь предваряет другие праздничные тропари — Богородичных двунадесятых праздников и их предпразднств и попразднств, навечерий Рождества Христова и Богоявления, тропари Креста, Нерукотворенного Образа, иных великих и средних и малых Господних и Богородичных праздников, тропари Недель Фоминой и Мироносицкой, Преполовения Пятидесятницы. С тропарями Господних двунадесятых праздников воскресный тропарь соединяется только в попразднства и отдания этих праздников как предваряющий.

 

2. Тропарь храму Христову, т. е. любого Господнего праздника двунадесятого или из малых, Святой Троице, Животворящему Кресту или Нерукотворенному Образу, поется только тогда, когда нет ни воскресного, ни иного праздничного (Господнего праздника) тропаря. Не поется он в Господне предпразднство и попразднство. При праздничном тропаре Богородице и в Богородичное предпразднство и попразднство тропарь храму Христову в Христове храме должен петься первым, прежде праздничного тропаря Богородице. Когда храм не в честь Господа Иисуса Христа, но имеет и другой престол, тогда первым будет один из следующих по чину тропарей, если нет тропарей праздничных Господних, ни Богородице, ни храму Богородицы.

 

3. Тропарь храму Богородицы в Богородичных храмах также никогда не поется, если есть иной тропарь праздника или предпразднства и попразднства Богородице или в честь Ее иконы. Подобно иным праздничным он поется вслед за тропарем воскресным или Господнего праздника. Бывает он и предваряющим, если нет тропаря ни воскресного, ни Господнего праздника, ни тропаря храма Христова. Не поется он и в Богородичное предпразднство и попразднство, но поется в предпразднства и попразднства Господних праздников. Однако последнее бывает не всегда. Так, например, в попразднство Рождества Христова тропарь храму Богородицы не поется, поскольку в праздничном Рождественском кондаке тоже прославляется Матерь Божия. На седмичной литургии в среду и пятницу тропарь храма Богородицы поется после тропаря Кресту.

 

4. Тропарь храму святого поется и на воскресных службах, когда нет соединения службы воскресной со службой бденного святого; поется и в малые праздники святых, когда служба с полиелеем или со славословием. Не поется в малые Господни и Богородичные праздники. Сообразуясь с первой схемой, на седмичных службах тропарь храмового святого уступает место тропарю больших святых и предваряет тропарь меньшего святого. Так, храмовой тропарь Небесных воинств, или Архистратига Михаила, или Архангела Гавриила при отсутствии тропаря храму Христову и храму Богородицы вне предпразднства и попразднства поется первым на седмичной литургии во вторник и в четверг, исключается в понедельник и поется вторым в среду и пятницу. Храмовой тропарь пророку или Предтече Иоанну или праздника Предтечи в тех же условиях поется вторым в понедельник, среду, пятницу, исключается во вторник и поется первым в четверг. Храмовые тропари апостола и святителя поются всегда после дневных и исключаются из пения в четверг. Храмовые тропари мучеников и преподобных поются во все седмичные дни, кроме субботней литургии, тоже после дневных тропарей. (Храмовые тропари и кондаки святых исключаются в некоторые седмичные дни вне предпразднств и попразднств, потому что они бывают тождественны тропарям и кондакам дневным. А когда (как, например, в предпразднства и попразднства) не поются дневные тропари, нет оснований исключать в седмичные дни тропари и кондаки храмовых святых. Исключением может быть суббота так как она является как бы отданием седмицы, и поэтому в субботу при совпадении с предпразднством и попразднством может быть сокращение числа тропарей и кондаков.)

 

5. Дневные тропари и кондаки поются в седмичные дни, когда нет праздничных тропарей (никакого праздника Господнего или Богородицы или святых ни с каким красным календарным знаком), ни предпразднства, ни попразднства. Тропарь Небесных воинств в понедельник при отсутствии храмовых тропарей Христу и Богородице в храме святых поется первым и исключает храмовой тропарь в храме Ангелов. Тропарь Предтечи во вторник также поется первым при отсутствии тропарей храму Христову и храму Богородицы и исключает храмовой тропарь Предтечи или его праздников, но только не в храме Ангелов. В храме Ангела или Ангелов дневной тропарь Предтечи поется после храмового тропаря Небесных воинств, в храмах святых без тропарей храму Христову или храму Богородицы он поется впереди тропаря храмовых святых. Тропарь Кресту в среду и пяток всегда поется первым и исключает всегда тропарь храму Христову, предваряя тропарь храму Богородицы, если таковой имеется. Два тропаря в четверг — апостолам и Святителю Николаю — поются после храмовых Небесным силам, пророку, Предтече и впереди храмовых тропарей мученику или преподобному, праведным, исключая храмовые тропари апостола или апостолов и святителя или святителей. Первый субботний тропарь Всем святым поется первым в храмах святых, если нет тропарей храму Христову или Богородицы, и повсеместно исключает все тропари храмовых святых. Второй субботний тропарь—заупокойный—поется только в тех случаях, когда нет в Минее тропарей в память святых, которым совершается в данный день служба.

 

6. В седмичные дни служба святых под числом в Минее или в Триоди без предпразднства и попразднства может быть отправлена и без Октоиха или с малым из Октоиха добавлением. (Так бывает и с черным знаком, и в первую великопостную субботу в память св. вмч. Феодора Тирона.) Тогда может иногда и не быть дневного тропаря, и тропарь святых, коим правилась служба, может быть и первым и единственным даже в субботу (указания бывают на ряду), но обычно в седмичные дни тропари святых, которым правилась служба, поются вне предпразднства и попразднства после дневных тропарей, а в предпразднство и попразднство после тропаря храмового святого. Здесь может быть под числом и не один тропарь. Когда служба правится нескольким святым из Минеи, то в литургийном пении эти тропари следуют по первой схеме. Если у одного пророка или мученика особые тропари, то общий тропарь другого пророка или мученика уступает место особому тропарю. Тропари под числом никогда не поются впереди дневных тропарей. В малые праздники святых в данное число месяца, когда им совершалась служба, их тропари, так же как и в седмичные дни, поются вслед за храмовыми или другими праздничными тропарями; так и в предпразднства и попразднства.

 

Если к службе под числом присоединяется еще одна служба, то присоединяются на литургии и тропари этой службы. Так бывает и при соединении служб Минеи и Триоди или служб по одной Минее, но при соединении службы праздничной и святых (в предпразднства и попразднства). Но никогда не следует добавлять тропарей святым, служба которым не правилась. На заупокойных службах не поются никакие тропари святых. Также в службах святым не соединяются с тропарями святых под числом в Минее тропари заупокойные. При тропарях под числом исключается и субботний заупокойный тропарь.

 

7. После исполнения в таком же порядке, как пелись тропари данного дня, всех кондаков, поются заключительные кондаки. При соединении праздников Господнего и Богородичного, когда нет тропарей и кондаков святых, поются на "Славе" кондак Христова праздника, а на "И ныне" — кондак Богородичного праздника. Обычно на "Славу" оставляется кондак бденного или полиелейного святого или кондак Триоди. В седмичные дни поется на "Славе" в предпразднство и попразднство последний кондак святых, а без предпразднства и попразднства в седмичные дни при пении дневных тропарей всегда поется заупокойный кондак "Со святыми упокой..." Никогда заупокойный кондак не поется на "И ныне", а также не поются на "И ныне" кондаки святых. Когда нет праздничного Спасителева или Богородичного кондака или храмового Богородичного кондака, то на "И ныне" может быть пропет и кондак храма Христова. В храмах Христовых в честь Воскресения Его заключительным кондаком может быть на "И ныне", даже и в седмичные дни, воскресный гласовой кондак. В пасхальное попразднство заключительным кондаком в воскресные дни бывает кондак Пасхи, а в седмичные послепасхальные дни заключительным кондаком на "И ныне" бывает кондак Триоди прошедшего воскресного дня, исполнявшийся в воскресенье на "Славе". Так поется иногда не в Богородичных храмах на "И ныне" и кондак воскресного дня Постной Триоди. В предпразднства и попразднства заключительным кондаком всегда бывает праздничный кондак, кроме особых уставных случаев. В обычные седмичные дни при дневных тропарях, когда нет кондаков храму Христову и храму Богородицы, как и в воскресные дни и в праздники святых, в храмах святым заключительным кондаком везде бывает общий Богородичный — "Предстательство христиан непостыдное..." Его не следует произвольно заменять никаким иным кондаком. Где и когда такая замена положена, об этом имеются указания в Уставе. Так, в исключительных случаях указывается пение на "И ныне" и кондака святых, как поется кондак мучеников на "И ныне" в субботние дни, или вместо кондака на "И ныне" поется Богородичен на заупокойных службах.

 

В заключение предлагаются небольшие примеры практического применения всего вышеизложенного.

 

1. В главном алтаре в честь Воскресения Христова в храме, называемом по имени одного из боковых алтарей — в память Чуда Архистратига Михаила, в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского, в воскресенье 23 ноября, совершается бденная служба — соединение службы воскресной, попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы и святого.

 

Последовательность тропарей и кондаков на литургии будет такая:

1) Тропарь воскресный гласа,

2) Тропарь праздника Введения во храм Богородицы,

3) Тропарь св.блгв. кн. Александра Невского,

4) Кондак воскресный гласа,

5) "Слава": кондак святого,

6) "И ныне": попразднственный Введенский кондак.

Храмовые тропари не поются. Тропарь храму Христову исключается по случаю воскресного дня, другой храмовой тропарь — Архангела — исключается ради службы великого святого. К данной службе за всенощной не добавлялись службы другим святым сего дня, поэтому нет и на литургии никаких других тропарей и кондаков другим святым.

 

2. В том же алтаре того же храма совершается в следующий день, в понедельник 24 ноября, служба в день памяти св. вмц. Екатерины вместе со службой св. вмч. Меркурию и с той же попразднственной службой. Сочетание тропарей и кондаков на литургии будет другое:

1) Тропарь храмовой — Обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме (каковым заменяется пасхальный),

2) Тропарь праздника Введения Богородицы во храм,

3) Тропарь храмового святого — Архистратига Михаила,

4) Тропарь св. вмц. Екатерины,

5) Тропарь св. вмч. Меркурия,

6) Кондак св. вмц. Екатерины,

7) "Слава": кондак св. вмч. Меркурия,

8) "И ныне": кондак попразднства Введения.

В этом примере поем в качестве храмового не воскресный тропарь, а тропарь Обновления. В Богородичное попразднство не исключаются тропарь и кондак храма Христова. Не пропели кондак храму Христову потому, что его заменил заключительный кондак праздника. (Вне предпразднства и попразднства его заменил бы — тоже в качестве заключительного — воскресный гласовой кондак.) Отсутствуют по случаю попразднства дневные тропарь и кондак "Небесных воинств Архистратизи...", а поэтому поется "Небесных воинств Архистратиже...", т. е. тропарь храмового святого. Мог бы быть пропетым на "Славе" и кондак Архистратигу Михаилу, но его исключили лишь потому, что исключили и более главный—Христов храмовой кондак.

 

Тропарь св. вмц. Екатерины поется прежде тропаря вмч. Меркурия, потому что это особый тропарь, а у св. Меркурия — тропарь общий мучеников. Если бы служба св. Екатерине была полиелейной, тогда на "Славе" был бы кондак ей, но Устав в седмичные дни велит петь на "Славе" кондак второго святого. В бденную службу не было бы ни тропаря, ни кондака храмового святого. Ради попразднства нет дневных тропаря и кондака, поэтому нет пения и заупокойного кондака да "Славе".

 

3. Возьмем еще один пример — будничной службы без предпразднства и попразднства. Предположим, что в том же храме совершается будничная служба, но не в главном приделе, а в боковом — в честь Чуда Архистратига Михаила, каковой придел есть храмовой, в четверг 4 декабря, в день памяти св. вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина. Служба с Октоихом, без полиелея и без славословия.

 

В таком случае мы имеем один храмовой тропарь и один храмовой кондак — Архангела. Тропарь и кондак Воскресенского алтаря уже не поем. Без полиелея и славословия с пением Октоиха мы должны иметь и дневные тропарь и кондак (их в четверг — два). Два тропаря и под числом в Минее. Когда нет второму святому в Минее тропаря, то в седмичные дни, кроме субботы (тем более, если один святой), нужно петь тропарь общий.

 

Итак, порядок пения тропарей и кондаков будет в этом примере такой:

1) Храмовой тропарь Архангела,

2) Дневной тропарь апостолам,

3) Дневной тропарь Святителю Николаю,

4) Тропарь св. вмц. Варваре,

5) Тропарь преподобного исповедника общий,

6) Храмовой кондак Архангела,

7) Дневной кондак апостолам,

8) Дневной кондак Святителю Николаю,

9) Кондак св. вмц. Варваре,

10) Кондак преп. Иоанну Дамаскину,

11) "Слава": "Со святыми упокой...",

12) "И ныне": "Предстательство христиан непостыдное..."

 

Рассмотрим возможные варианты в зависимости от типа службы в том же храме и приделе в тот же день и число.

 

При полиелейной и славословной службах не пелись бы дневные тропари и кондаки и заупокойный кондак на "Славе". При славословии на "Славе" будет кондак второго святого, а при полиелее — кондак святого полиелейного. Так и тропарь полиелейного святого будет первым после храмового.

 

При бденной службе исключаются тропарь и кондак храмового святого и может быть исключена вторая служба вместе с тропарем и кондаком ее.

 

При совершении службы в главном алтаре — Воскресенском, предваряющим во всех случаях будет тропарь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а заключительным кондаком будет или воскресный гласовой кондак или кондак Обновления храма Воскресения Христова.

 

Таковы уставные указания Типикона о пении тропарей и кондаков на литургии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: