Священник М. Лебедев
О ПЕНИИ ТРОПАРЕЙ И КОНДАКОВ НА ЛИТУРГИИ
Понятие о тропаре и кондаке.
Тропарь (от греч. слова trepw — обращаю) и кондак (от греч. слова kontos — краткий) являются связующими и главными звеньями в общей цепи церковно-богослужебных песнопений, которые к ним как бы обращены или направлены по содержанию, самыми краткими, самыми главными выражениями основной мысли праздника или дня, изложенной во многих иных песнопениях данного дня, отображающих священные события из земной жизни Христа Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых угодников Божиих, из Библейской истории, из истории Церкви. Поэтому необходимо с особой внимательностью относиться к пению на литургии тропарей и кондаков, тем более, что они являются почти единственными изменяемыми, среди неизменяемых, песнопениями на литургии, отображающими сущность дня или праздника.
Тропарь, эта древнейшая песнь, кратко выражавшая собой суть богослужебного последования дня, в первые пять веков в истории христианской Церкви использовался как припев к стихам некоторых псалмов, например 50-го или 117-го. Преп. Авксентий (память 14 февраля, 1470), по словам его жизнеописателя, сходившимся к его пещере для поучений "составлял тропари из двух-трех речений, весьма приятные и полезные, хотя и простые, и заставлял петь их голосом самым простым и безыскусственным. Когда несколько раз повторялся переменным пением один стих, начинали петь другой и прочие по порядку". Жизнеописатель приводит и образцы этих тропарей. Их темы: 1) ангельское славословие Господа; 2) миротворение Божие; 3) искупление; 4 и 5) чувства покаяния; 6) прославление святых. Одним из первоначальных способов пения тропарей за богослужением был такой, что каждую строфу пели дважды — на оба лика. Отголосок этой практики заметен в нынешнем пении тропаря дважды и трижды в подготовительных к Божественной литургии службах. С умножением количества тропарей изменился способ их исполнения. В VI веке вместо повторения каждого стиха в тропаре стали повторять только последний стих. С изменением пения изменилось частично у некоторых тропарей и название. Ряд тропарей с одинаковым окончанием стали называть кондаками, а дополнительные, прибавочные к кондаку песни — икосами (от греч. слова oikos, что означает дом, храм, семейство). Создателем такого рода церковной песни считается преп. Роман Сладкопевец, родом из Сирии, чтец и певец храма Богоматери в Константинополе (память 1 октября, † в перв. пол. VI века). Он оставил кондаки, с большим количеством (от 14 до 24) икосов, на все важнейшие в то время праздники. Первым его кондаком, по преданию, был кондак на Рождество Христово, имевший 24 икоса, каждый из которых оканчивался словами "Отроча младо Превечный Бог". У преп. Романа было много подражателей. Впоследствии по типу такого пения кондаков стали составляться акафисты.
|
Формирование порядка пения тропарей и кондаков происходило на протяжении ряда столетий и окончательно выработалось в IX веке. Типикон содержит указания о пении тропарей и кондаков на литургии во многих местах, содержащих подробное изложение порядка богослужения того или иного дня или соединения богослужения одного праздника с богослужением другого, когда таковые совпадают в один день. Типикон дает также и отдельные указания о пении тропарей и кондаков в будни, в воскресные дни, в дни памяти святых, в предпразднства и попразднства двунадесятых Господних и Богородичных праздников, как и в самые эти праздники, в праздники храмовые и престольные. Все эти указания Типикона содержатся в первой его части в главах 3,4,5, 12, 13, 15,48,49, 50, 52, а во второй части — "о храмех" — в главах 1, 2, 13, 16, 32, 36, 42, 43, 44, 52, 53, 56. Наибольшее количество указаний находится в первой части Типикона — в главе 52. Тождественные Типикону указания имеются в Псалтири следованной, в Октоихе, Минеях, Триодях и Ирмологии. Прот. Н. Никольский в "Пособии к изучению Устава богослужения" распределяет литургийные тропари и кондаки следующим образом:
|
1) храмовые:
а) в честь Господа,
б) Пресвятой Богородицы,
в) святых;
2) дневные, т. е. по дням седмицы;
3) праздничные;
4) заупокойные;
5) заключительные.
Храмовые тропари и кондаки.
Храмовым праздником в честь Господа может быть в ином храме и Пасха, т. е. день Светлого Христова Воскресения. Этот праздников Праздник имеет особое богослужение и не входит в число ни двунадесятых, ни великих праздников. Но пасхальный тропарь не поется вне пасхальных дней в течение года и в качестве храмового его заменяет или тропарь воскресный гласа или тропарь праздника Обновления (т. е. освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13 сентября). Может быть храмовым праздником День Святой Троицы, День Святаго Духа, Воздвижение Креста Господня, Вход Господень во Иерусалим, перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя (16 августа), Положение ризы Господней (10 июля), может быть и вообще любой из Владычных праздников, двунадесятых и иных великих и малых.
|
Храмовым праздником Пресвятой Богородицы бывает любой из великих двунадесятых и недвунадесятых праздников в честь Богоматери и любой из малых Ее праздников — в память Ее чудотворных икон или каких-либо событий, как, например, Обновление храма в честь иконы, именуемой "Живоносный источник" (в пятницу Пасхальной седмицы), или Положение пояса Богоматери (31 августа).
Храмовой или престольный праздник в память святого может быть в любой из дней года, в любое календарное число, когда даже положена по Уставу будничная, а не праздничная служба. (Праздничной она правится только там, где имеется престол в честь этого святого.) Храмовой праздник в данном храме считается великим праздником, хотя бы он был и из числа малых.
Если в храме один алтарь и один престол, то бывает один храмовой, он же и престольный праздник. Бывают при одном алтаре и одном престоле два престольных праздника одному святому — это храмовые праздники. Бывают при одном алтаре основной и приставной престолы. Бывают также при одном престоле в одном алтаре два престольных праздника разным святым в разные календарные числа. Может быть один праздник в честь Господа, а другой — в память угодника Божия, или один Богородицы, а другой — святых. В таких случаях один праздник будет называться престольным, а другой, по имени которого называется храм, будет храмовым. Бывают в храме и два, и три, и больше престолов. Один из них — главный престол. Но не всегда храм называется по имени главного алтаря (престола), он может носить название по одному из придельных, боковых алтарей. Праздник алтаря, по имени которого называется храм, является храмовым, праздники остальных алтарей считаются престольными. Бывает (редко) так, что храмовой праздник — в честь святого, а престольные — в честь двунадесятого или иного праздника в честь Господа или Богородицы.
В Уставе тропари и кондаки престольных праздников везде называются храмовыми. Но все храмовые тропари и кондаки, если их несколько, не поются. Если литургия совершается в алтаре, имя которого носит и храм, то достаточно одного тропаря и одного кондака, которые и есть храмовые в собственном смысле. Когда же служба совершается в другом алтаре, тогда мы будем иметь два храмовых тропаря и кондака: того престола, на котором совершается служба, и того, по имени которого называется храм. Это нельзя забывать для правильного пения тропарей и кондаков. Эти особенности в каждом храме разные, и в каждом храме могут изменяться в зависимости от того, в каком приделе, на каком престоле совершается в данный день служба. При перенесении службы из одного алтаря в другой в одном и том же храме по-разному, в разной последовательности, поются тропари и кондаки. Храмовые тропари и кондаки не поются в случаях, когда в последующих тропарях и кондаках выражается та же мысль, что и в храмовых. Так, тропарь храма Христова не поется в другие Господни праздники, в воскресные дни, в среду и пятницу на вседневных (будничных) службах, в предпразднства и попразднства Владычных двунадесятых праздников. Также и кондак. Также не поются ни тропарь, ни кондак храма Богородицы, когда есть другие праздничные тропарь и кондак Богородице. Не поются тропарь и кондак храма Богородицы в предпразднство и попразднство Богородичного двунадесятого праздника. Храмовые тропарь и кондак ангелам не поются в понедельник, потому что дневные в понедельник тропарь и кондак посвящены Небесным воинствам; тропарь и кондак храма Предтечи не поем во вторник, "зане и дневныя Предтечи же", так же, как по средам и по пятницам не поем тропарь и кондак храму Христову, поскольку в эти дни поются тропарь и кондак Кресту. Подобно этому в храме апостола не поются по четвергам тропарь и кондак храмовые, ибо в четверг поются дневные тропарь и кондак апостолам. Храмовые тропари и кондаки святых никогда не поются в субботы, потому что в субботу поются общие Всех святых тропарь и кондак. Кроме того, тропарь и кондак храма святых не поется в великие праздники не только Спасителя и Богоматери, но и в праздники великих, так называемых бденных, святых. Тропари и кондаки храмовых святых присоединяются к воскресной службе и к службе с полиелеем, но исключаются и из воскресной службы и из праздничной, когда имеется бденный святой "в неделю" (т. е. в воскресенье); не исключаются в предпразднствах и попразднствах в седмичные дни, но исключаются в субботние дни и в отдания праздников, в "навечерия" великих праздников, в малые праздники Господни и Богородичные.