Происхождение христианских таинств





Глава вторая. Откуда взялось крещение?

 

 

Рассказывая о святых таинствах, А. А. Осипов не коснулся очень многих вопросов истории крещения. Подробный научный анализ этого религиозного обряда необходим, потому что из всех христианских таинств крещение больше всего сохраняется в быту современных христиан, хотя число крестившихся сокращается из года в год.

Таинство крещения, т. е. погружения в воду, было утверждено христианской церковью в IV веке. Исповедание его ввели в «символ веры». «Крещеный» стал синонимом слова «христианин», так как крещение — это акт принятия человека в церковную общину. Название этого таинства происходит от греческого слова «baptisto» — погружать (в воду), лить, мыть. В новозаветном употреблении этот глагол стал обозначать «крестить», «креститься», откуда французское baptiser — крестить, baptême — крещение, а также название сект «баптисты», «анабаптисты».

В христианских церквах разных исповеданий крещение совершается по-разному: у православных крещаемого погружают в воду, католики обливают его водой, а протестанты только окропляют. Теперь у православных ребенка часто не полностью погружают в купель, а обливают или даже опрыскивают водой.

В православном культе постепенно происходят изменения. Коснулись они и обряда таинства крещения. Бывший священник А. Б. Чертков рассказывал, что таинство крещения теперь совершается не обязательно вскоре после рождения ребенка, а в любом возрасте, когда того пожелают родители. Наречение имени происходит не на 8й день после рождения, а во время крещения. Имя выбирает не священник, как раньше, а сами родители, которые предварительно регистрируют ребенка в загсе.

С таинством крещения связан праздник богоявления, или крещения, справляемый 6 января. Первыми ввели его у себя во II веке христиане Египта, заимствовав местный языческий праздник в честь рождения растительного бога и спасителя Осириса. У древних египтян он сопровождался «хождением на воду» для ее «освящения». Ранние христиане стали отмечать в этот день крещение, «духовное» рождение и богоявление Иисуса.

В Восточной Европе у древних славян до принятия христианства существовали свои обряды, связанные с рождением ребенка. Так, например, были специальные «постриги». В знак того, что мальчик стал членом общины, ему стригли волосы, а затем сажали на коня: «Невеста родится, а жених на коня садится». У донских казаков по истечении сорока дней после рождения отец надевал на сына саблю, сажал его на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал сына матери, поздравив ее с казаком.

В связи с развитием в X веке феодальных отношений на Руси древняя языческая религия восточных славян, возникшая и развивавшаяся в условиях первобытнообщинного строя, со всеми своими обрядами и обычаями, оказалась неприемлемой для господствующего класса феодалов. Для них наиболее подходила христианская религия, зародившаяся в условиях классового общества и освящавшая классовое господство. Проповедники христианства на Руси поучали: «Бога бойтесь, князя чтите».

Христианские таинства в тех условиях были, конечно, более прогрессивны, чем варварские языческие обряды, в чудовищной жестокости которых нетрудно убедиться, если взглянуть хотя бы на картину Семирадского «Ночное жертвоприношение князя Святослава». На обрывистом берегу реки стоит языческий жрец и спускает в воду кровь из зарезанного петуха. Влево и на заднем плане пылают костры, в пламени которых корчатся заживо сжигаемые люди. Перед костром воины со свирепыми лицами тащат на сожжение женщин. За их одежды и обнаженные ноги в отчаянии цепляются дети. В центре картины языческий князь Святослав. Его суровое лицо полно непреклонной воли и твердого сознания в правоте совершаемого кровавого обряда.

В 988 году Владимир распорядился, чтобы священники, привезенные им из Херсонеса (или Корсуня, греческого города в Крыму), куда киевляне совершили поход, крестили жителей Киева. Их загоняли «в реку, как стада», по выражению летописца, «иные и не по любви, а из страха перед повелителем крестились». Таким же было крещение в Новгороде. Сохранилась пословица о двух князьях, которые занимались христианизацией новгородцев: «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». Во всех странах во славу святого крещения сотни тысяч людей были истреблены огнем и мечом.

Церковь освящала насилия, которые чинили князья. Она благословляла захват князьями земель и закрепощение крестьянства. Священники поучали, что князь — «помазанник божий», призывали к покорности: «Нет власти, аще не от бога».

Введение христианства на Руси было вызвано стремлением князей освятить религией новые феодальные отношения, укрепить политические, торговые и культурные связи Руси с Византией. Принятие христианства было, несомненно, в тех условиях прогрессивным явлением, так как способствовало отмиранию пережитков родового строя (многоженства, похищения невест, кровной мести и других остатков родового строя). В результате распространения христианства на Руси начала переводиться религиозная литература, строятся храмы — проникала более высокая византийская культура.

Но вернемся к таинству крещения и расскажем, что же оно представляет собой в действительности и так ли оно безобидно в современных условиях, и если вредно — то чем?

 

https://propagandahistory.ru/books/L-I--Emelyakh_Proiskhozhdenie-khristianskikh-tainstv/8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: