Концепция новой экономической географии Пола Кругмана




Появление новой экономической географии ознаменовало четвёртую волну революции в экономической науке, суть которой заключается в создании моделей конкуренции, допускающих возрастающую отдачу от использования ресурсов

Кругман получил докторскую степень в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1977 году, под руководством своего научного наставника Руди Дорнбуш. В конце 1970-х Кругман начал работать по направлению международной торговли и новой модели монополистической конкуренции в торговле. Позже Кругман разработал и популяризировал работу по новой теории торговли. Вклад Кругмана состоит в том, что торговля все больше объясняется не сравнительными преимуществами, а региональной концентрацией и масштабом экономического участия. Он также пояснил важность предпочтений потребителей в разнообразии, что объясняет выживание товаров с более высокой себестоимостью, которые имеют отличительную марку. Эта сфера Теории новой торговли стала одной из его областей знаний, и послужила основой для его Нобелевской премии. Кругман в целом поддерживает свободную торговлю и глобализацию. Его работа над Теорией новой торговли постепенно превратилась в Новую экономическую географию (NEG). Его конструктивная статья 1991 года по экономической географии (СЕГ) в Журнале политической экономики стала одной из самых цитируемых экономических работ в этой области.

Модель «центр-периферия»[править | править вики-текст]

Распределение промышленности между двумя регионами, изначально поровну наделёнными трудовыми ресурсами. Сплошной линией обозначено устойчивое равновесие, пунктирной — неустойчивое равновесие; K — точка бифуркации

Модель «центр-периферия» (The core–periphery model) для экономической географии была предложена Кругманом в 1991 году[17]. Она показывает, как взаимодействие возрастающей отдачи на уровне предприятия, транспортных издержек и подвижности факторов производства может вызвать изменение пространственной экономической структуры.

В модели представлены два региона с двумя производственными секторами (сельским хозяйством и промышленностью) и двумя видами рабочей силы (крестьянами и рабочими). Промышленный сектор выпускает континуум разновидностей горизонтально дифференцированного товара. Каждую разновидность производит отдельное предприятие с экономией от масштаба. При этом единственным вводимым ресурсом являются рабочие, могущие свободно перемещаться из одного региона в другой. Сельскохозяйственный сектор производит однородный продукт в условиях постоянной отдачи, используя крестьян как единственный потребляемый ресурс. Предполагается, что крестьяне, поровну распределённые между двумя регионами, не имеют возможности перемещаться из одного региона в другой. Модель допускает, что торговля продуктом сельского хозяйства между двумя регионами не сопряжена с какими-либо затратами. Одновременно, межрегиональная торговля промышленными товарами подразумевает положительные транспортные издержки (описываемые в виде доли товара, которая не доходит до конечного потребителя из-за "таяния"в пути).

Так как крестьяне потребляют оба вида товаров, их неподвижность представляет центробежную силу. Центростремительная сила в этой модели связана с круговой причинностью (англ. circular causation), или положительной обратной связью. Большее количество предприятий в некотором регионе обусловливает большее разнообразие производимых здесь разновидностей товара. Стало быть, рабочие, также являющиеся потребителями, в этом регионе получают лучший доступ к большему количеству разновидностей товара по сравнению с рабочими другого региона. Следовательно, рабочие в первом регионе имеют больший реальный доход, что побуждает рабочих другого региона, при прочих равных условиях, к миграции в этот регион. Проистекающее увеличение числа рабочих в данном регионе вызывает известный в международной торговле эффект внутреннего рынка. Иными словами, экономия от масштаба побуждает производство всякой разновидности горизонтально дифференцированного товара к сосредоточению в одном регионе.

Структуру хозяйства, в которой хозяйственная деятельность предельно сосредоточена в одном регионе, и называют структурой центра и окраины. Пол Кругман утверждает, что вероятность образования такой структуры велика, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

· издержки на перевозку промышленной продукции достаточно малы;

· разновидности этой продукции достаточно дифференцированы;

· расходы на приобретение промышленных товаров достаточно велики


Далее модернизация в пространственном ракурсе: «Факторы первой природы» - Природные ресурсы и географическое положение, «Факторы второй природы» - эффект масштаба (агломирационный), человеческий капитал, инфраструктура и капитал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: