Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть гласные и согласные звуки; анализировать согласные звуки по твердости-мягкости.
- выделять требуемый звук из речевого потока, звукового и слогового ряда, из слова (в любой позиции)
-проводить звуковой анализ 2-х сложных слов.
- дифференцировать звуки, сходные по артикуляции, но отличающиеся работой голоса;
- делить слова на слоги.
- образовывать слова, пользуясь суффиксами и приставками, уметь использовать сравнительную форму существительных.
-составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает в себя иллюстративный дидактический материал по разделам программы, комплексы артикуляционных гимнастик, чистоговорки, картотеку пальчиковых игр, специальную дополнительную литературу,
Формами проведения итогов реализации программы являются:
- диагностика;
- открытое занятие.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Раздел ЗКР и подготовка к обучению грамоте
НА БАЗЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОУ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество образовательных ситуаций соответствует количеству действующей основной образовательной программе «Детского сада № 233 ОАО «РЖД».
№ | Тема занятия | Кол. часов | Содержание | Интеграция образ. областей | Лексическая тема | Дидактические игры и упражнения |
1. | Знакомство с органами артикуляционного аппарата Звук А | 1 час | Уточнить названия органов артикуляционного аппарата, познакомить детей с их работой Понятие «гласный звук». | Соц-комм. разв. Познав.развит. | Гигиена, режим дня. | «Что такое хорошо, что такое плохо», «Речевые и неречевые звуки», просмотр презентаций |
2. | Звуки О, У. | 1 час | Уточнить и закрепить произношение звуков О,У в ударном положении изолированно, в словах, в стихотворении. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Осень овощи | «Что бывает осенью», «Овощи», «Услышь звук», «Помоги собрать Оле и Уле овощи со звуками О, У», шаблоны, трафареты. Игра «Паровозик» |
3. | Звук И, Ы | 1 час | Закрепить произношение звуков И, Ыизолированно, в ряду гласных звуков, в слогах, словах в ударном положении. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Игрушки, Детский сад. | «Постай разные игрушки- 1,2,3,5», «Назови ласково», «Один-много», «Магазин игрушек»- (расскажи об игрушке), «Услышь звук и нарисуй кружок», шаблоны, трафареты |
4. | Звуки К, КЬ | 1 час | Познакомить детей с понятием «Согласный звук», с твердостью и мягкостью согласных звуков, с понятием «Глухой согласный звук». Закрепить понятия «слова-предметы», Учить делить слова на слоги. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Дом. животныеи их детеныши | «Кто живет с человеком», «Найди лошадке корм», «На ферме», «Услышь звук», Звуковой анализ слогов АК, УК, ОК, ИК, КИ, КА. Игры с шаблонами и трафаретами. |
5. | Звуки Г, ГЬ. | 1 час | Закрепить и уточнить произношение звука О-изолированно, в слогах, словах, предложениях, учить выделять звук из начала слов (в ударном положении) | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Домашн. птицы | «Накорми домашних птиц и домашних животных», «Кому что надо», «Услышь звук и нарисуй кружок», Шаблоны, трафареты. |
6. | Дифференциация звуков К, КЬ-Г,ГЬ | 1 час | Закрепление пройденного материала, дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах (начало и середина слова) Деление слов на слоги. Понятием «слова-действия» Составление предложений | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Дикие и домашние птицы | «Один-много», «Услышь звук», шаблоны, трафареты. «Найди маму птенцу», «Плавает- не плавает». Игры с шаблонами, трафаретами, разрезными картинками. |
7. | Звуки Т,Ть | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Т, ТЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в словах. Звуковой анализ слов КОТ, КИТ. Деление слов на слоги. Знакомство со словами признаками. Составление предложений, схема предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Морские жители | «Большие и маленькие», Собери картинку, «Что не так?». Игры с шаблонами и трафаретами. Просмотр презентаций, док. Фильма о китах. |
8. | Звуки Б,Бь | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Б,БЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине слова). Составление предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ слова БЫКИ, БОК, БЫК | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Сказки | «Подарки для Буратино», «Старший или младший братец?», «Назови ласково», «Большой-маленький.» Игры с шаблонами и трафаретами |
9. | Звуки П,ПЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков П,Пь в речи детей(изолированно, в слогах, в словах) Звуковой анализ слова ПАУК. Деление слов на слоги и составление предложений. | Соц-комм. разв. Познав. Развитие | Профессии (повар, пекарь) | «Собери птицу из разрезных картинок,», «Услышь звук», «Какой братец?», «Услышь звук и нарисуй кружок», «Кому что нужно?» |
10. | Дифференциация Б-П | 1 час | Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Б-П в речи детей (изолированно, в слогах, словах, предложениях)Закрепление понятия «Звонкости-Глухости», работа со схемой предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Почта или Продукты питания (по выбору воспитателя) | «Почтальон», «Сложи конвертик для письма», «Услышь звук и нарисуй кружок», Сюжетно-ролевая игра «Почтальон Печкин». |
11. | Звуки М,МЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков М,МЬ в речи детей (изолированно, в слогах, в начале слова) Звуковой анализ слов МАК-МАКИ. Деление слов на слоги. Составление предложений из 2-3 слов. Схема предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Морские обитатели или «Путешествие в Простоквашино» | «Накорми Буренку и кота Матроскина»,»Услышь звук», Просмотр презентаций о морских обитателях (медузы. Игры с шаблонами и трафаретами. |
12. | Звуки Д,Дь | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Д,Дь в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине слова слова), Звуковой анализ слов ДОМ, ДОМИК, ДЫМ, ДЫМОК. (по выбору педагога) | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Дом, квартира. | «Сложи домик из разрезных картинок», «Что есть у нас дома со звуками Д,ДЬ?»,, рассматривание картин с разными видами жилища, называние основных частей дома.. Игры с шаблонами и трафаретами. |
13. | Дифференциация Т-Д, ТЬ-ДЬ | 1 час | Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Т-Д, ТЬ-ДЬ в речи детей (изолированно, в слогах, словах), Закрепить звонкость-глухость согласных звуков. Звуковой анализ слов ДИМА, ТОМА, ТИМА. (по выбору воспитателя),Деление слов на слоги. Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам. Подсчет слов в предложении. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Школьные принадлежности | «Назови ласково», «Подбери слово к картинке», «Услышь звук и нарисуй кружок». Игра «Собери куклу в школу», «Что лишнее», «Побери словечко к предмету», (прилагательные и глаголы). Разрезные картинки. Игры с шаблонами и трафаретами. |
14. | Звуки С,СЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков С,СЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в словах). Звуковой анализ слов ГУСИ, ОСЫ. Деление слов на слоги. Составление предложений из 2-3 слов и схемы предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Посуда | «Подбери словечко», «Назови ласково», «Посчитай посуду 1, 2, 3,5», «Услышь звук и нарисуй кружок», «Накроем стол к обеду». Разрезные картинки, шаблоны и трафареты |
15. | Звуки З,ЗЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З,ЗЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине слова),Звуквой анализ слов КОЗЫ, ЗИМА. Деление слов на слоги, деление слов на слоги и работа с предложением. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Животные жарких стран. | «Животные и их детеныши», «Кто лишний», «Найди маму для малыша», «Один-много» «Услышь звук и нарисуй кружок», шаблоны, трафареты, разрезные картинки, |
16. | Дифференциация С-З | 1 час | Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков С-З в речи детей (изолированно, в слогах, словах) Закрепить звонкость-глухость согласных звуков. Звуковой анализ слов КОЗЫ-КОСЫСоставление предложений и их схем по сюжетным картинкам. Подсчет слов в предложении | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Диагностическое занятие.. Весна | «Что бывает весной», «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», разрезные картинки и шаблоны. |
17. | Звук Ш | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ш в речи детей. Закрепить, что звук Ш всегда твердый согласный и не имеет мягкой пары. Звуковой анализ ШУБА, КАША Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам. Подсчет слов в предложении | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Транспорт | Разрезные картинки (транспорт), «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай машины-1,2,3,5» Шаблоны, трафареты, «Услышь звук и нарисуй кружок» |
18. | Звук Ж | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж в речи детей. Закрепить, что звук Ж всегда мягкий согласный и не имеет твердой пары. Звуковой анализ ЖУКИ. ЖАБА Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам. Подсчет слов в предложении | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Насекомые | Разрезные картинки (насекомые), «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай мух, пчел, жуков 1,2,3,5» Шаблоны, трафареты, «Услышь звук и нарисуй кружок» |
|
|
|
Приложение 1.
Конспекты занятий
Занятие № 1.
Тема: Органы артикуляционного аппарата. Гласный звук А.
Цели: Уточнить и закрепить названия органов артикуляционного аппарата: рот, верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик, середина языка. Напомнить детям значение и работу органов артикуляционного аппарата, уточнить гигиенические правила по уходу за полостью рта и слухового аппарата, познакомить детей с гласным звуком А, учить характеризовать звук по 5 позициям, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить лексический блок «Гигиена, туалетные принадлежности», воспитывать в детях аккуратность, прививать гигиенические навыки, формировать культуру общения.
Оборудование: картинки туалетных принадлежностей, книга К.И. Чуковского «Мойдодыр», звуковые модели, картинка-схема для описания звуков, зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
А) закрепление лексического блока.
• Игровой момент: в группе на полу разбросаны картинки туалетных принадлежностей - мыло, полотенце, зубная щетка, расческа, шампунь, зубная паста.
• Педагог спрашивает детей о том, что случилось в группе или кто к ним приходил и мог потерять такие картинки, (предполагаемый ответ - Мойдодыр). Сообщение детям о том, что «Мойдодыра» придумал детский писатель К.И. Чуковский.
• Небольшая беседа о необходимости соблюдения правил личной гигиены и зачитывание отрывка из произведения «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое...» плавный переход к строению и работ органов артикуляционного аппарата.
Б) Уточнение строения и работы органов артикуляции. • Сказка о веселом язычке (см. приложение).
3. Динамическая Пауза, зрительная гимнастика.
4. Знакомство с гласным звуком А, моделью его обозначающей, правилом звука.
• Игра на развитие фонематического слуха «ушки и ручки». Педагог называет ряд гласных звуков, а дети, услышав звук А, трогают себя сначала за ушки, а потом хлопают в ладошки.
• Придумывание ело со звуком А и составление с ними предложений.
5. игра на развитие наглядно-образной памяти «Что принес Мойдодыр?»
6. Подведение итогов занятия.
Занятие № 2
Тема: Звуки 0,У.
Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков О, У в речи детей, учить находить разницу в артикуляции звуков, дифференцировать данные звуки на слух, закрепить термин «гласные звуки», развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, начать работу по анализу «звуковых» песенок, закрепить лексический блок «Осень», воспитывать у детей умение видеть прекрасное, красоту осенней природы, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: демонстрационный материал по теме «Осень», картинка волка, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
• Чтение детям стихотворения с нацеливающим вопросом, - О каком
времени года говорится в стихотворении? Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Небо туча кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
• Небольшая беседа по демонстрационному материалу с выделением основных признаков осени. Развитие речевого дыхания: дует холодный осенний ветер (сильный и слабый): длительный вдох носом, выдох через рот.
• Выделение звука О из слова «Осень». Артикуляционная и акустические характеристики звука О.
• Только волк не рад осени. Почему? И от тоски он запел свою волчью песню - УУУУУУ. (Работа над силой голоса). Артикуляционная и акустическая характеристика звука У.
• Сравнение звуков У и О по артикуляции. Нахождение различий и сходства. Закрепление термина «гласный звук». Почему?
3. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала:
• Игра на развитие фонематического слуха «Внимательные ушки».
Педагог произносит слоги с различными гласными звуками, а дети должны
поймать слоги только со звуками О, У. - МУ, СЫ, ПО, КА, ОТ, УК, ИМ,
ОС, УМ.
• Работа со звуковой дорожкой - выкладывание последовательности
звуков - ОАУ звуковыми моделями.
• Работа в тетрадях. Определение позиции звуков О, У с словах: УТКИ, КИНО, СУП.
5. Игра на развитие памяти «С кем гуляла девочка на осенней картинке?»
6. Итог занятия.
Занятие № 3.
Тема: Гласные звуки И, Ы.
Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков И, Ыв речи детей, учить различать звуки изолированно, в слогах, словах и в речевом потоке, выделять звук из начала и конца слова, закрепить термин «гласные звуки», развивать фонематический слух и восприятие, продолжить работу по анализу «звуковых песенок», закрепить лексический блок «Игрушки», воспитывать в детях бережное отношение к игрушкам, закрепить употребление существительных в единственном и множественном числе, развивать познавательную активность.
Оборудование: демонстрационный материал по теме «Игрушки», звуковые модели, цветные карандаши, тетрадки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игрушки пришли в гости к детям и задают
детям загадки:
• Называние слов во множественном числе:
Машина-машины
Кукла-куклы
Пирамидка-пирамидки
Игра- игры
Мячик-мячики
Мишки - мишки
Скакалка-скакалки
Конструктор-конструкторы
2. Работа по новой теме:
• Выделение звуков И, Ыиз конца слова и их характеристика по артикуляции и акустическим признакам. Закрепление термина «гласные звуки». Особенности звука Ы- никогда не стоит в начале слова.
• Речевая гимнастика. Игра «Повтори, не ошибись», (повторить цепочку слогов) ПЫ- ПИ, МЫ- МИ, КИ-КЫ, ЫТ- ИТ, ЫС- ИС, БИ-БЫ, ВЫ-ВИ.
• Работа со звуковыми дорожками - ИУА, ОАЫ.
3. Динамическая пауза «Заводные игрушки», зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала.
• Определение позиции звуков И, Ыв словах (работа в тетрадях). Слова для работы: куклЫ, Ира, мячИк.
• Выполнение ритмического рисунка в тетрадях - \ |
• Работа над просодической стороной речи: рассказывание стихотворения А. Барто «Мой веселый звонкий мяч! Ты куда помчался вскачь?....»
5. Итог занятия. Подведение итогов с называния тех игрушек, которых было много, (см. орг. момент).
Занятие № 4
Тема: звуки К, КЬ
Цели: Уточнить и закрепить артикуляционные и акустические характеристики звуков К, КЬ, познакомить детей с понятием «согласный звук», «Слог», учить проводить звуковой анализ слогов, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить лексический блок «Домашние животные и их детеныши», развивать познавательную активность, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: демонстрационный материал, мягкая игрушка кота-Котофея,
звуковые модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
• Гости занятия - ученый кот Котофей и его друзья.(домашние
животные и их детеныши - коза с козлятами, крольчиха с
крольчатами, собака с щенками, корова с теленком, кошка с
котятами).
• Загадки и стихи о домашних животных:
Он в конуре родился
И в конуре подрос,
Лизала мама шерстку
И черный круглый нос.
Она гремела цепью и охраняла дом,
А в конуре любовно играла с малышом.
Пушистая мама, пушистый сынок, Вместе катали по полу клубок, Мама сыночку в игре помогала, Лапкой клубочек ему подавала. Что же сынок убежал от клубка? Просит у мамы малыш молока...
Мама с любовью сыночка ласкала, Плоскую мордочку всю облизала. Может, не нравится это сынку? Просит он маму о чем-то «Му-му» Мама молочное вымя дала, Значит, о чем он просил, поняла.
Серые кудряшки. Тонкие копытца,
В поле рядом с мамой весело резвиться.
Ушки длинные малыш чутко поднимает. Если кто-то в клетку дверь тихо открывает.
Травку без конца жует за щекой пушистой. Отчего же он растет медленно, не быстро?
• Знакомство с гостями и нахождение одинакового звука в названиях домашних животных и их детенышей.
• Артикуляционная и акустическая характеристика звуков К,КЬ, знакомство с термином «согласный звук».
• Знакомство со слогом - дружба гласного и согласного звуков.
• Игра с гостями занятия «раздели на слоги».- КОЗА, КОТ, СОБАКА.
3. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала:
• Работа со звуковыми дорожками: звуковой анализ слогов АК, ОК, УК, ИК. и слога КИ с подсчетом количества звуков.
• Работа в тетради: выполнение ритмического рисунка.-
• Игра на исключение лишнего предмета: кошка, собака, курица, свинья. Корова, лиса, кролик, конь. Лошадь, овца, белка, кошка.
5. Итог занятия.
Занятие № 5.
Тема: Звуки Г, ГЬ.
Цели: уточнить и закрепить артикуляционные и акустические характеристики звуков Г,ГЬ, продолжить знакомить детей с понятием «согласный звук», «слог», «звонкий согласный звук». Учить находить звук в разных позициях в слове, делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов, развивать фонематический слух и восприятие, Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к домашним птицам. Закрепить лексический блок «Домашние птицы».
Оборудование: демонстрационный материал для звуков Г,ГЬ, звуковые модели, тетради, цветные карандаши, картинки веселых клоунов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
· Гости занятия – веселые клоуны Гога и Гена. Они пришли к детям, чтобы научить детей правильно поизносить те звуки, с которых начинаются их имена и привели с собой друзей- гусей, которые тоже выступают в цирке. Закрепление лексического блока «Домашние птицы». Клоуны предлагают поиграть с детьми.
· Выделение первого звука из слова Гога (Г)
· Выделение первого звука из слова Гена (ГЬ)
· Артикуляционная и акустическая характеристика – закрепление понятия «согласный звук», потому что во рту образуется преграда выдыхаемому воздуху. (корень языка). Знакомство с понятием «звонкости согласного звука».
· Речевая зарядка совместно с пальчиковой. Дети произносят слоги и на каждый слог загибают по одному пальчику на двух руках. ГА-ГЯ, ГО-ГЁ, ГУ-ГЮ, ГЫ-ГИ, ГЭ – ГЕ. Закрепление понятия слога. Деление на слоги слов – гуси, губы, газета, горох, Гена, Гога.
3. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала.
· Работа со звуковыми моделями. Выкладывание слогов – ГА, ГУ, ГИ.
· Определение позиции звуков Г,ГЬ в словах – ГУСЬ, ВАГОН, ГЕНА. (Закрасить кружок нужным цветом в нужной позиции)
5. Работа над просодической стороной речи
· разучивание скороговорки – гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шагу.
6. Итог занятия.
Занятие № 6.
Тема: Дифференциация звуков К, КЬ, Г, ГЬ.
Цели: закрепить и уточнить артикуляционные и акустические
характеристики данных звуков, развивать фонематический слух и
восприятие, учить проводить звуковой анализ слогов, делить слова на слоги
на слух и выкладывать слоговую структуру слова, познакомить детей со
словами - предметами, развивать познавательную активность,
пространственную ориентировку через работу с клеточкой.
Оборудование: демонстрационный материал, модели для работы со
слоговой схемой слова, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
• Игра с последующим обобщением и выделением одинакового
звука: курица, индюк, утка, цыпленок, индюшонок, утенок.
(домашние птицы и птенцы. Одинаковый звук К.)
• Галка, голуби, грач, (дикие птицы. Галка и грач - перелетные, голубь - зимующая птица. Одинаковый звук Г.). закрепление понятий «живой-неживой предмет» и модели, его обозначающей.
• Называние живых (неживых) предметов со звуками К,КЪ,Г,ГЬ.и отвечающих на вопросы, КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
• Артикуляционная и акустическая характеристика с выделением сходства и различия, (отличаются только участием голоса в образовании звука Г - он звонкий, а звук К - глухой, потому что голос не работает.)
• Речевая зарядка: КА-ГА, КО-ГО, КУ- ГУ, КЫ-ГЫ, КЭ-ГЭ.
• Звуковой анализ слогов: ГИ, КУ.(устно с показом моделей.)
• Звуковой диктант в тетрадке: А, О, К, ГЬ, Г, КЬ, У, И, Ы.
3. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала:
• Деление слов на слоги и нахождение нужного звука (К,КЬ,Г,ГЬ.) с определением позиции: вагон, кот, год, Гена, Кеша.
5. Итог занятия.
Занятие № 7.
Тема: Звуки Т,ТЬ.
Цели: закрепить и уточнить произношение звуков Т,ТЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, учить детей проводить звуковой анализ слов КОТ, КИТ, закрепить навык деления слов на слоги, познакомить детей с китом - как представителем китообразных, развивать познавательную активность детей, мелкую моторику рук через работу в тетради.
Оборудование: демонстрационный материал, звуковые и слоговые модели, тетради, цветные карандаши, запись шума моря.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
• Детям предлагается прослушать запись. Педагог спрашивает детей о том, что они сейчас слышали и кто может жить в море.
• Знакомство детей с китом: Кит - властелин морей. Самый крупный представитель - голубой кит, длиной в 33 метра. Живут они в разных морях и питаются разными мелкими организмами. Добычу свою они заглатывают целиком, не пережевывая. Под кожей китов есть толстый слой жира, который защищает их от переохлаждения. Обычно у китьв рождается один очень крупный детеныш. Рождается он под водой. Новорожденные долго питаются молоком матери. Китенок с первых дней плавает рядом с матерью. Живут киты до 50 лет. Киты легко дрессируются, могут даже спасти жизнь человеку. Добыча китов запрещена из-за их малочисленности.
• Выделение звук Т из слова КИТ.
• Артикуляционная и акустическая характеристики звука КЬ.
• Словоизменение - игра «Волшебники». можно ли из слова КИТ сделать слово КОТ. Что нужно для этого?
• Речевая зарядка -ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ- ТЮ, ТЭ- ТЕ, ТЫ- ТИ. (проводится вместе с пальчиковой - на каждый слог из кулачка ребенок поднимает один пальчик, начиная с большого).
3. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
4. закрепление пройденного материала:
• игра «Познакомим кита с земными предметами». Нахождение слов со звуками Т,ТЬ и называние с определением позиции.
• Деление слов на слоги и выкладывание слоговой схемы слов КИТ, КОТ.
• Звуковой анализ слов КИТ, КОТ в тетради.
5. работа над просодической стороной речи: • снежинки ловит Тая, они, слетая, тают.
6. Итог занятия.
Занятие № 8
Тема: Звуки Б,Бь
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Б, БЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие через проведение звукового анализа слов, продолжить учить детей определять позицию звука в слове, закрепить лексический блок «Сказки», развивать познавательную активность детей, воспитывать у детей чувство сопереживания к сказочным героям, чувство взаимопомощи и дружбы.
Оборудование: игрушка Буратино, запись песенки Буратино, демонстрационный материал, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
· Включается запись песенки. Педагог спрашивает детей- кто пришел к ним в гости. Дети вспоминают из какой сказки пришел Буратино. Кто еще живет в этой сказке? Какие герои? Кто написал эту сказку? Какие испытания пришлось преодолеть Буратино, чтобы достать золотой ключик? Кто ему помогал во всех испытаниях?
· Выделение звука Б из слова Буратино.
· Артикуляционная и акустическая характеристика звуков Б, БЬ (согласный, звонкий, твердый и мягкий).
· Речевая зарядка – БА-БЯ, БО- БЁ, БУ- БЮ, БЫ- БИ; БА-БА-БЯ, БО-БО-БЁ, БЮ-БЮ-БУ.
· Определение позиции звуков Б, БЬ в словах – Буратино, Бармалей, Колобок, Карабас –Карабас, Айболит. Кто щелкал изумрудные орешки во дворце царя Салтана? (белка)
3. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала:
· Работа в тетрадях – звуковой анализ слова БЫК.
· Выполнение ритмического рисунка – 1дл, 2 кор. 1 дл, 2 кор.
2дл, 1 кор, 2 дл, 1 кор.
5. Развитие просодической стороны речи:
· Проговаривание чистоговорок: ба-ба-ба – у зайчишки есть изба.
Бы-бы-бы – на поляне есть грибы.
6. Итог занятия.
Занятие № 9
Тема: Звуки П,ПЬ
Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков П, ПЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, определять позицию звуков в слове, закрепить лексический блок «Профессии», учить составлять распространенные предложения, развивать познавательную активность.
Оборудование: демонстрационный материал, модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
· Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» (см «Формирование правильной речи у ребенка» Л.Г. Серова Москва, АСТ «Астрель»,стр 274)
· Беседа о профессиях: пожарник, почтальон, пекарь, продавец, повар, парикмахер, (чем занимаются, что им нужно для работы, какую пользу приносят людям).
· Выделение звуков П, ПЬ из названий профессий, артикуляционная и акустическая характеристика (согласный, глухой, может звучать твердо или мягко).
· Речевая гимнастика. (проговаривание слогов со звуками П, Пь)
· Дидактическая игра «Помоги Повару и пекарю». (разложить картинки с блюдами и продуктами на две группы с П,ПЬ в зависимости от звука).
3. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала:
· Работа в тетрадях: определение позиции звуков в словах – п ирожок, су п, кру п а.
· Звуковой анализ слова – ПАУК. (игровой момент – Спасем продукты от паука, разобрав это слово по звукам)
5. игра на развитие слухового внимания «назови, какие картинки профессий мы видели?»
6. Итог занятия.
Занятие № 10.
Тема: Дифференциация звуков Б-П.
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Б-П, БЬ-ПЬ в речи детей, учить различать звуки на слух и на демонстрационном материале, развивать фонематический слух и восприятие детей, уточнить и закрепить блок «Продукты питания», учить детей составлять простую схему предложения, воспитывать у детей уважение к продуктам и труду людей, которые их изготовили, учить подбирать слова – признаки к словам – предметам.
Оборудование: игрушки Буратино и поросенка, демонстрационный материал, звуковые модели, модели для составления схем предложения, запись песенки «Буратино», магнитофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме.
· Звучит запись песенки «Буратино». Дети должны отгадать, кто к ним собирается прийти в гости. (Буратино).
· Подбор слов признаков к слову Буратино. Ребята, а Буратино какой? (веселый, добрый, отзывчивый, неунывающий….)
· Выделение первого звука из слова «Буратино», артикуляционная и акустическая характеристики звуков Б, БЬ.
· Отгадывание загадки «Хвост крючком, нос пятачком» (поросенок). Отгадайте с кем подружился Буратино?
· Выделение звука П, его артикуляционная и акустическая характеристика.
· Сравнение двух звуков Б,П (отличаются работой голоса). Логопед произносит изолированно звуки, а дети показывают соответствующую модель (Б, БЬ, П, ПЬ).
· Речевая гимнастика ба-па, би-пи, бо-бо-по, пу-бу-пу, бе-пе-пе, бе-бе-пе.
3. Динамическая пауза «Буратино», зрительная гимнастика.
4. Дифференциация звуков на материале картинок. Игра «Буратино и поросенок в магазине». Буратино покупает продукты со звуками Б,БЬ, а поросенок со звуками П,ПЬ. (пельмени, колбаса, пирожок, булка, печенье, пряник, бутерброд)
5. Закрепление лексического блока «Продукты питания», (откуда берутся продукты, их значение в жизни людей, виды продуктов, приносимая польза или вред для здоровья.) воспитание уважения к продуктам и труду людей, которые их изготовил.
6. Составление предложений и первичное знакомство со схемой предложения. «Что купил Буратино?», «Что купил поросенок», выкладывание схемы предложения по образцу.
7. Подведение итогов занятия и его оценивание детьми.
Занятие № 11
Тема: Звуки М, МЬ.
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков М,МЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить навык слогового деления слов, определение позиции звука в слове, дифференциация по твердости-мягкости, продолжить работу над предложением, закрепить лексический блок «живые и неживые предметы», воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому, развивать познавательное мышление.
Оборудование: демонстрационный материал, ноутбук, звуковые модели, модели схем предложений.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
· Знакомство детей с гостем занятия- медвежонком Мишуткой, выделение звука МЬ из слова Мишутка. Он хочет поиграть с ребятами в компьютер.
· Артикуляционная и акустическая характеристика звуков М,МЬ.
· Работа с ноутбуком. Презентация «М,МЬ» (с 14 слайда). По ходу демонстрации презентации проводится закрепление лексического блока, дается знакомство с жителем морских глубин медузой (медуза – это необычный житель моря. Тело в виде колокола или зонтика, студенистое, полупрозрачное. По краям зонтика – щупальца.). По ходу демонстрации презентации, дети выполняют требуемые действия – делят слова на слоги, находят и показывают нужную модель, переходят к составлению предложений.
3. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
4. Работа по составлению предложений, знакомство детей со схемой предложения. (предложение из презентации)
5. Игра на развитие зрительной памяти – назови картинки, которые показывал в компьютере Мишутка.
6. Итог занятия.
Занятие № 12
Тема: Звуки Д, ДЬ.
Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков Д, ДЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие через анализ артикуляционной и акустической характеристик звуков, определение позиций звуков в слове, звуковой анализ, слогоделение. Продолжить работу по знакомству детей с предложением. Закрепить лексический блок «Дом»., познакомить детей с домом с русским жилищем, видами домов, воспитывать у детей любовь к своему дому, уважение к русской истории.
Оборудование: демонстрационный материал, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме:
· Работа над просодической стороной речи: проговаривание скороговорки - дуб у дома, дом у дуба.
· Игровая мотивация- если вы скажете эту скороговорку правильно, то скоро узнаете, кто её нам подарил.
· Дуб стоял у дома. Что такое дуб? А что такое дом? Это место, где мы с вами живем. Дома у нас у всех разные. И они не всегда были такими.(работа с демонстрационным материалом.) у многих народов дома разные (юрта, чум). И у русского человека издревле тоже был свой дом. Он назывался изба. (показ картинок русского быта.) русский человек всегда любил свой дом, всегда заботился о нем. Я люблю свой дом и вы, конечно, тоже его любите, потому что в нем всегда тепло, уютно, потому что в нем живут самые близкие и родные нам люди – наша семья.
· Выделение звука Д из слова ДОМ; его артикуляционная и акустическая характеристика. (согл. звонкий,тв. и мягк.) хозяин русского дома – домовенок. Это сказочное существо, которое оберегает жилище и людей, проживающих в нем. Его имя произошло от слова ДОМ. Это он нам подарил веселую скороговорку. Давайте посмотрим, что есть у него в домике: диван, одежда, будильник, дрова, духовка, холодильник.
· Выделение звука Д, Дь из слов и деление их на слоги.
· Речевая зарядка. Произношение слогов со звуками Д,ДЬ.
3. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
4. Закрепление пройденного материала.
· Составление предложений со словом ДОМ и выкладывание его на моделях. (2-3 слова). Строители построили дом.
· Работа в тетрадях: составление звуковой схемы слова ДОМ.
5. Дидактическая игра на развитие зрительной памяти: вспомни и назови, какие были картинки домов.
6. Подведение итогов занятия.
Занятие № 13
Тема: Дифференциация звуков Т- Д