ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы дошкольного образования.
Направленность программы - социально - педагогическая.
Актуальность программы обусловлена тем что, образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей, их интеллектуальной сферы - речи, памяти, внимания, мышления и физического состояния и, тем самым, послужить формированию у дошкольников позитивного отношения к обучению.
Новизна программы заключается в том, что обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно, есть все основания считать, что овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями будет являться стержнем формирования личности ребёнка - дошкольника.
Педагогическая целесообразность: овладение умениями анализировать звуки русского языка, выделять их в речевом потоке, в слоговых рядах, в словах (начало, середина, конец слова), анализировать звуковой состав слова, дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим характеристикам; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительности.
Цель программы: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Задачи:
1. Развитие языковых способностей.
2. Полноценное овладение родным языком.
3. Развитие лексической стороны речи:
o Рост словаря;
o Обобщающее значение слов;
o Многозначность слов разных частей речи.
4.Звуковая культура речи:
1. Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.
2. Уточнение и закрепление произношения звуков родного языка, обучение проведению анализа артикуляции звуков по пяти позициям: губы-зубы- язык- голосовые связки-воздушная струя.
3. Ввести понятия «гласный – согласный звуки» на основе анализа их артикуляции.
4. Ввести и закреплять понятия «Твердый – мягкий согласный звук».
5. Развивать фонематический слух: учить выделять слова с заданными звуками из речевого потока, определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
6. Ввести в систематическую работу звуковой анализ звуковых цепочек, открытых и закрытых слогов, 1 и 2-х сложных слов без стечения согласных.
7. Дифференциация сходных по артикуляционным и акустическим признакам согласных звуков.
8. Учить детей делению слов на слоги, определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков.
9. Составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.
10. Развивать просодическую сторону речи.
11. Развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующей программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретать ребёнку интерес, направленный на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
В процессе работы обеспечивать интеграцию образовательных областей:
«Речевое развитие»: обеспечивает полноценное развитие всех компонентов речи ребенка с опорой на аналитико-синтетическую деятельность.
"Социально-коммуникативное развитие": воспитывать дружеские взаимоотношения, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками, развивать свободное общение со взрослыми и детьми; развивать все компоненты устной речи; практически овладевать нормами речи.
"Познавательное развитие": формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
"Физическое развитие": динамические паузы, подвижные игры.
Программа разработана для детей 5-6 лет, рассчитана на 9 месяцев. Образовательная деятельность проводится в 1 половине дня. Программа включает в себя 18 часов образовательной деятельности, которая проводится 1 раз в 2 недели.
Основные этапы реализации программы.
1.Предварительный.
- Изучение проблемы речевого развития.
- Анализ методической литературы. Оценка ресурсной базы для реализации программы.
- Разработка и утверждение программы.
2. Первичная диагностика:
- наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности;
- диагностика уровня определения речевого развития детей.
3. Реализация программы:
- совместная подгрупповая работа с детьми в образовательных ситуациях;
- совместная образовательная деятельность с детьми в режимных моментах;
- индивидуальная и коррекционная работа с детьми.
4. Итоговая диагностика:
- диагностика уровня освоения программы детьми.
Форма и режим занятий:
Форма занятий - подгрупповая