Проблема сознания в философии




I) Декарт. Постановка вопроса сознания. (1596-1650).

Основное произведение – «Правила для руководства ума».

Согласно традиции этого времени сознание представлено ЗНАНИЕМ. Значит, в качестве предмета анализа сознание может быть дано в виде СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЯ О СОЗНАНИИ. При этом оно должно быть ИСТИННЫМ ЗНАНИЕМ. Поэтому в начале решается вопрос о возможности истинного знания. Но истинное знание может быть добыто лишь путем УНИВЕРСАЛЬНОГО СОМНЕНИЯ. Три логических шага выявляет сознание как предмет анализа:

1) существование всего видимого и слышимого ставится под сомнение;

2) в этом акте сомнения выявляется, что сам сомневающийся, НЕСОМНЕННО, СУЩЕСТВУЕТ;

3) но сомнение есть акт мышления, поэтому сам СОМНЕВАЮЩИЙСЯ, СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА МЫСЛИТ. Т.е сознание как предмет исследования – это то, ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВАНИИ МЕНЯ КАК МЫСЛЯЩЕЙ СУБСТАНЦИИ.

Учение Декарта о сознании:

1) сознание есть субстанция. Субстанция есть основа всего. Она все определяет, но сама ни от чего не зависит. Она есть causa sui. Причем у Декарта сознание как духовная субстанция – основание лишь такого сущего, существование которого определено мышлением. А субстанция природы и ее предметов – телесная субстанция. У Декарта они разделены, а у Спинозы уже объединены (модусы единой субстанции). Поэтому обе субстанции у Декарта – относительны. Абсолютная субстанция – Бог (Бог – символ, первопричина всего сущего).

2) в качестве модусов мышления выступают чувства и воля человека;

3) Декарт - интуитивист, поэтому мыслящая субстанция составляет природу интуиции, дающей непосредственное усмотрение истины (интуиция – пристальное всматривание);

4) идея ума у Декарта возникает из 3-х источников:

- врожденные (даны Богом)

- приобретенные

-рожденные самим человеком

 

Врожденные идеи – идея о Боге, о субстанции, о фигуре, о прямой линии, целое больше части. Но под врожденными идеями Декарт понимает не содержание, а ФОРМЫМЫСЛИ. Это у Декарта расчлененность, структурированность самого мышления.

Декарт различает: во-первых, человека, как тело, обладающее разумом, и, во-вторых, человека как такое сущее, которое своим основанием имеет мыслящую субстанцию. Врожденные идеи изначально имеет человек в качестве мыслящей субстанции.

В понятие «врожденные идеи», термин «идея» служит для обозначения ФОРМЫМЫСЛИ, путем непрерывного восприятия которой мы осознаем саму мысль (т.е это сама способность мыслить).

После Декарта мы имеем три стратегии анализа сознания:

1) исходит из понимания сознания как субстанции бытия (Гегель).

2) рассматривает сознание как особую сферу бытия (Гуссерль).

3) Понимает сознание как производную от материи и как отражение материи (Марксистская традиция).

 

II) Гегель. Учение Гегеля о сознании (1770-1831).

Учение Гегеля имеет определенные предпосылки:

- реальный прогресс в сознании человеком мира, расширение истинного знания

- признание идеальной природы мышления

- положение о тождестве природы, расшифровывающиеся в 3-х положениях: предметы и понятия, вещи и мысли, бытие и сознание. Гегель, как и Декарт, начинает исследование с рассуждения о возможности истинного знания о предмете. 3 логических шага:

1-истинное знание о предмете возможно в силу ТОЖДЕСТВЕННОСТИ СУЩНОСТИ ПРЕДМЕТА ПОНЯТИЮ, т.е сущностная природа предмета своей субстанцией имеет понятие.

2- но это возможно лишь потому, что СОЗНАНИЕ ЕСТЬ СУБСТАНЦИЯ БЫТИЯ.

3- и тогда мир есть лишь проявление сознания, форма его существования.

Согласно Гегелю, его учение о мироздании, заключается в том, что первично существует идея, мировой дух, абсолютная идея. Идея обладает бесконечным количеством потенциальных возможностей, которая реализует в самой себе.

В лице Гегеля мировой дух постигает, что сущностью мира, человеческого сознания является идея. Идея, материя, человеческое сознание есть формы проявления мирового духа. Познание мира – это познание мирового духа.

Сознание у Гегеля не только субстанция, но и субъект. Оно есть дух, т.к оно активно в своей сущности. Активное сознание определяется волей и реализуется в стремлении понять мир. А т.к мир сущностно определен сознанием, т.е появление сознания – способ существования, то познание, сознание мира, его сущности есть самопознание абсолютного духа, познание сознанием самого себя (рефлексия).

 

III) Сознание как особое бытие (Гуссерль).

Гуссерль (1859-1938) считал, что мир не может быть сам по себе объектом анализа, т.к. субъекту он дан всегда ч\з сознание. Т.е сознание становится у Гуссерля беспредпосылочным, абсолютным. Поэтому только сознание может быть рассмотрено само по себе. А мир для моего сознания есть лишь феномен, т.е являющийся. Т.е Гуссерль переносит центр тяжести с проблемы ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА, ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО на исследование СПОСОБА ДАННОСТИ СУБЪЕКТУ ЭТОГО ВНЕШНЕГО МИРА.

Благодаря этому, он выявил, что предмет дан нам в определенной форме сознания, т.е если можно очистить сознание от предметности физических феноменов, то нельзя устранить то, в силу чего осуществляются акты сознания, что делает возможным деятельность сознания. И этот остаток полной очистки сознания (феноменологическая редукция) есть специфический вид бытия – ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ. Именно она является абсолютным источником значений и единственной смысловой инстанцией мира, т.е. мир обретает значение для человека только благодаря сознанию и в сфере сознания. Трансцендентальный субъект в феноменологии открывает не мир сам по себе, а СМЫСЛ И ЗНАЧИМОСТЬ ЭТОГО МИРА ДЛЯ СУБЪЕКТА.

 

Теория сознания у Гуссерля:

Центральной идеей в феноменологии является идея ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ СОЗНАНИЯ. Гуссерль: под интенциональностью мы понимаем свойство переживания быть сознанием чего-либо. Например, восприятие есть восприятие чего-либо, суждение есть суждение о каком –либо положении дел, оценивание – это оценивание какой –либо ценности; желание направлено на обстоятельства, которые мы желаем.

При анализе интенциональности Гуссерль выявляет феноменальное единство 2-х компонентов. Например, в языковом выражении 2 компонента: физическая представленность знака его выражение и интенция значения – это акт, придающий выражению значение содержательной полноты, в котором констатируется отношение к выражаемой предметности. ПОСРЕДСТВОМ ЗНАЧЕНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ, ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ САМИМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Феноменальное единство позволяет выявить 2 центра, которые в единстве порождают целостность сознания. 1 центр – акты, смыслопридающие активности сознания, акты объективирующего схватывания содержательной предметности (восприятие, воспоминание, фантазирование, полагание, сомнение). Интенциональность в этих актах дана актуально, т.е акт сознания осуществляется здесь и сейчас. Эти акты он называет, НО ЭЗИС или ноэзические (разумение постижение).

Другой центр – это то о чем формируется смысл. Здесь реализуется предметное, содержательное сознание. Всегда что-то воспринимается, вспоминается, полагается, в ноэзических актах. Это Гуссерль называет, НО ЭМА (мыслимое содержание). Поэтому феноменологическое исследование сознания у Гуссерля – это исследование, НО ЭЗИС И, НО ЭМЫв их единстве и отдельности существования.

В феноменологическом анализе ноэзические и ноэматические акты берутся не в чистом виде, а вместе с потоком сознания, в его нерасчлененной целостности, как феномены, причем сам феноменолог не противостоит сознанию как субъект объекту, а находится внутри самого потока переживания.

 

IV) Мамардашвили: онтология сознания.

- сознание не только тождественно бытию, но и есть способ возможности для человека БЫТЬ ч\з трансциндирование и рефлексию

- бытие открывается человеку, когда он попадает в добро, любовь, совесть, красоту, честь, достоинство

- эти метафизические элементы самодостаточны, они ни от чего не зависят, они причины самих себя, они бытийственны, а человек может в них попасть только ч\з УСИЛИЕ

- для этого надо совершить феноменологический сдвиг, т.е понять, что внешний мир – это НАШЕ ЗНАНИЕ, А НЕ МИР САМ ПО СЕБЕ и перейти от содержания к существованию

- суть сдвига в переходе от знания к пониманию. Физическое воздействие дано человеку ч\з его понимание. О мире мы знаем только из нашего сознания, других источников нет. Например, ребенок наблюдает любовную сцену родителей, у него нет знаний об этом физическом, для него явлении, но как-то он это все равно понимает. И это понимание в будущем формирует его отношение к этому.

- поэтому ПОНИМАНИЕ – существовательная сторона сознания, т.е элемент этого мира. Понять значит найти свое место в мире и быть повсюду дома (Хайдеггер)

- нет знания вообще, они всегда кем-то поняты. Поэтому именно в понимании возникает отношение к бытию. ПОНИМАНИЕ – ЭТО ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АКТ. Вырываясь из стереотипов и чужих мыслей и знаний, я нахожу свое место в мире. Ч\з это усилие я существую, бытийствую, попадаю в бытие.

- понимание рождается не усилием воли. Вначале было слово, потом усилие и только потом понимание. Вначале нужно попасть в определенную структуру, чтобы было условие для понимания. Тогда мы прикасаемся к миру рождения

- В природе нет основания для метафизического. И ничто, созданное человеческим усилием не длится. Совесть, добро, закон, любовь – все это каждый раз должно создаваться заново. В этом и заключается онтология сознания. Истины существуют как живые, и поэтому они как часть бытия. Бытие есть их постоянное становление. И это постоянное держание себя в режиме рождения человеческого и есть бытие сознания. Или, др. словами, ЖИЗНЬ СОЗНАНИЯ В ЕГО НЕПРЕРЫВНОМ УСИЛИИ И ЕСТЬ БЫТИЕ.

Выявляя основания сознания сознательного опыта, рассматривая сознание как бытие, Мамардашвили раскрывает его основные хар-ки:

1) очевидность (если оно есть, оно очевидно)

2) ясность. Сознание – это свет бытия. Быть в сознании значит быть в бытии, т.к. бытие и сознание тождественны. Но сознание – это не само понимание чего-то, а понимание самого понимания. Пример, человек в сознании не тогда, когда он умножает, а когда он понимает, что он умножает.

3) символичность. Мир сознанию дан не непосредственно, а ч\з символы, которые пробуждают сознание. Символы не указывают на предмет, они пробуждают сознание, делая его работу осмысленной. Они вносят смысл в представление о мире.

Символы.

- предметы («Квадрат» Малевича, яблоко Ньютона)

- символы культуры (мифы и архетипы) ставят человека в опыт понимания

- символы стихий (вода, огонь, земля, воздух)

- понятия и категории (они напрямую обеспечивают понимание смысла, т.е сознательный опыт требует языка символов).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: