Опыт работы подростковых психоаналитических групп
Коновалова Л., Волкова С.
Работа подростковых психоаналитических групп ведётся в течение трёх лет на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Развитие". Одна группа работает в течение двух лет, две другие - в течение одного года. Каждая группа работает по одному часу в неделю. Возраст подростков - 12-14 лет. Количество участников группы - 8-9 человек. Большую часть группы составляют мальчики. В группу входят интеллектуально сохранные подростки со школьной дезадаптацией. Запрос, с которым обращаются родители подростков в Центр: снижение мотивации к обучению или полный отказ от посещения школы, связанный с конфликтными отношениями с учителями и группой сверстников. В основном в состав группы входят дети разведённых родителей, дети, имеющие отвергающую мать, дети-инвалиды, дети из социально неблагополучных семей.
На базе Центра находится школа для обучения данного контингента подростков.
При вхождении ребенка в новую школу, школа в целом воспринимается им как отвергающая или преследующая мать.
Таким подросткам свойственна плохая интеграция между Я-концепцией и концепциями значимых других, противоречивость в восприятии самого себя, поверхностное восприятие других, непоследовательность и хаотичность поведения. Диффузная идентичность таких подростков снижает их способность к эмпатии с окружающими и способность к реалистической оценке и предсказанию собственного поведения и поведения других людей. Вследствие этого их объектные отношения являются высоко конфликтными, хотя они могут быть и достаточно интенсивными, но хаотическими и сцепленными с отношениями со значимыми другими.
|
Особенностью этих подростков является повышенная фиксация на собственном аффективном состоянии и высокая интенсивность проявления эмоциональных реакций.
Эти особенности накладывают отпечаток на подростковую группу в целом.
Отличительной особенностью группы таких подростков является:
1. Разрозненность, отсутствие неформальных отношений и отношений взаимопомощи.
2. Отсутствие характерных подростковых реакций: группирования со сверстниками, подростковой имитации, эмансипации.
3. Протестные реакции связаны не с подростковостью, а с особенностями раннего травматического опыта.
Терапевтическая группа таких подростков отличается очень низким уровнем вербализации, используя для символического отреагирования различные предметы и отыгрывание в действии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать предположение о преобладании доэдипальных проблем в школьной дезадаптации у данного контингента подростков.
Обобщая опыт работы группы, мы выработали представление о групповых процессах в подростковых группах, особенностях групповой динамики и техниках работы с подростками-дезадаптантами, а также исследовали влияние окружения на работу группы и влияние ребенка-инвалида на особенности групповой динамики.
Стадии развития подростковой группы.
При выделении стадий развития группы мы опирались на теорию объектных отношений и положения Биона.
1. Безобъектная стадия по Спитцу или фаза нормального аутизма по Малер.
На этой стадии каждый член группы занимается своим делом, не обращая внимания на других членов группы и ведущих. Действия отличаются хаотичной двигательной активностью и беспредметной манипуляцией с вещами, находящимися в поле зрения. В контрпереносе, возникающим у терапевтов на этой стадии, появляется ощущение "чего-то разбушевавшегося, что вышло из берегов", ощущение хаоса, невозможности включиться во взаимодействие. Эта стадия отличается большим уровнем тревоги.
|
2. Стадия первичных взаимодействий.
В группе устанавливается аффективная система обратной связи, в которой взаимодействие идет с помощью взглядов, аффективного возбуждения, голоса и движений. Начало коммуникации каждого члена с группой все еще безобъектно. Он может издавать звуки, выкрикивать отдельные фразы. Взаимодействие на группе может превратиться в ненаправленное перекрестное перекидывание предметами. Этот процесс дает возможность искать и реагировать на подходящую сенсорную и аффективную обратную связь.
3. Стадия "Выбор между усвоением и отталкиванием". На этой стадии появляется первичный объект - материнская грудь. У терапевтов возникает ощущение, что группа приближается, пугаясь, ощущение, что она не наполняется предлагаемой терапевтами "пищей", что связано с невозможностью удержания доверия к материнской груди между сессиями. Выбор между доверием и недоверием к пище выступает этапом на пути формирования объекта привязанности. На этой стадии в качестве частичных объектов, олицетворяющих заботящуюся функцию матери, подростками могут подключаться девочки. На одной из групп подросток, спровоцировав ситуацию, в которой девочки надели на него шапку и "запеленали" магнитофонной лентой, проверял их, насколько они могут быть для него "хорошей" мамой. Он стремился контролировать их, не отпуская их из страха вновь пережить ситуацию "оставленности", а затем, резко отстраняясь, проигрывал собственный уход.
|
Необходимо, чтобы на этой стадии доверие как можно меньше нарушалось посторонними влияниями.
4. Нормальная симбиотическая стадия.
Когда у группы появляется уверенность в стабильности и постоянстве "хорошести" матери, то она начинает чувствовать себя спокойно, словно сидит на коленях заботливой матери, не желая никаких изменений. Группа каждым участником воспринимается как любящая мать. Члены группы на этой стадии восполняют недостаток любви и удовлетворяют ненасыщенную потребность в качественной пище. Это затянувшаяся стадия с короткими периодами регресса на предыдущую.
5. Стадия сепарации-индивидуации.
На этой стадии один член группы может транслировать групповую фантазию о желании нового опыта в присутствии матери, идет постоянное наблюдение за реакцией и состоянием терапевтов и настойчивость в требовании их присутствия. Реакция на вмешательство со стороны аналогична реакции терапевтов.
6. Стадия практики.
Появляются яркие рассказы о впечатлениях и приключениях вовне, выносимые на группу, но идет не обсуждение услышанного, а цепная реакция желания рассказать о своих приключениях, наслаждаясь аффектом.
7. Стадия воссоединения.
Эта стадия охватывает акт самоутверждения, предлагая дилемму между господством и подчинением, разрушением и перспективой быть уничтоженным, выработку групповых норм, фиксацию на их удерживании и контроль за их соблюдением. Позиция "противозависимости" выражается в том, что подростки объединяются против терапевтов, ведут себя самоуверенно, сопротивляясь вмешательствам и отрицая свою потребность в помощи. На этой стадии появляются пропуски сессий всей группой. Также на этой стадии группа выбирает "козла отпущения". Чаще в качестве "козла отпущения" подростки выбирают зависимого члена группы, проецируя на него собственное желание зависимости. Наблюдается желание доминировать над объектом, обладать властью над ним, что включает в себя садистские компоненты, но при этом нападки на объект ограничены требованием подчинения, что подразумевает подтверждение свободы и автономии субъекта. Подростки чувствуют независимость, но это "псевдоавтономия, связанная с "явлением толпы", поскольку основана она на частичной идентификации и гонении козла отпущения" (1, с.14). Это стадия "неистинной нравственности" (А.Фрейд).
8. Стадия "Объединение" (положение Биона).
На этой стадии группа делится на пару и группу наблюдателей. Пара действует от имени группы и выражает общее стремление группы регрессировать к более ранним способам защиты. На наших группах парой были мальчики, которые при общении друг с другом использовали свой невербальный язык взаимодействия, ласковые слова, телесную коммуникацию. Пара подростков, объединившись, начинает отыгрывать бессознательное желание группы в слиянии, близости и интимности. Наблюдатели поддерживают это поведение и получают от этого удовольствие, не желая двигаться дальше. Это сопротивление, потому что группа надеется на появление решения извне, этим самым избегается болезненный процесс работы группы с реальной проблемой. Один член группы в какой-то момент времени может обратить внимание пары и группы на бессознательный смысл их взаимодействия и подтолкнуть группу к дальнейшему развитию.
9.Стадия триадных объектных отношений.
За промежуточным этапом, на котором подростки не боялись прослыть гомосексуалистами, последовала стадия острого соперничества. Участники группы стремились "свергнуть фигуру отца". Они выбирали наиболее зрелого и интегрированного подростка из группы и, образуя небольшие подгруппы, пытались его победить: стаскивали его с кресла, со стола, соперничали с ним, мерялись силой и т.п. Они проецировали на него чувство ненависти, первоначально относившееся к их отцам, которых им хотелось лишить права голоса. В материале группы появляются фантазии по поводу интимных отношений ведущих. Подростки начинают сравнивать ботинки, пальцы, кладут ноги на стол, меряются силой друг с другом.
10.Латентная стадия.
Группа с большей нежностью начинает рассказывать о своих родителях. Подростки начинают рассказывать о своих увлечениях и кумирах. В материале группы появляется фантазия о "семейном романе". Эта стадия неярко выражена.
11. Стадия посвящения.
Отделение фаллического потенциала переживается мальчиками как иррациональный страх оказаться девочкой. В групповых фантазиях на этой стадии появляется осуждение женственности в поведении. После открытого проявления сексуальных желаний (имитация полового акта, проговаривание гомосексуальных фантазий, мыслей о мастурбации) или чувств по отношению к члену группы или ведущему, происходит отреагирование выше описанных чувств в увеличении силы и резкости движений и действий: вскакивание с места или импульсивные действия по отношению к участникам группы. При этом окружающие объекты не дифференцируются, подросток переполнен и поглощен переживаниями собственных чувств. Тревога возрастает. Возрастает сопротивление перед осознанием вытесненных сексуальных желаний, которое базируется на стыдливости и на чувстве вины. Возникает страх наказания, который может последовать вслед за откровенным рассказом или проявлением сексуальных влечений, страх перед угрозой того, что терапевт или члены группы посчитают желания подростка отвратительными и недопустимыми и осудят его. Сопротивление возникает из-за того, что подросток боится потерять контроль над собой и слепо следовать своему влечению, а если происходит отреагирование сексуального импульса, то это еще больше увеличивает стыд, сопротивление и чувство вины.
В связи с отсутствием в культуре ритуалов инициации, легализирующих сексуальность, помогающих утвердиться в мужественности и обрести индивидуальность детскому Эго, усилия психического пытаются компенсировать подобное явление. В наших группах на этой стадии появляется игра, которую подростки называли "Куча мала". Участники группы выбирают инициируемого и с разбегу садятся на него друг за другом, образуя "пирамиду" с определенной иерархией, испытывая при этом сильное удовольствие. Тот, кто отказывается участвовать, этим самым дает сигнал о том, что он не готов к этому. Группа или уговаривает его, или подвергает его этой же процедуре без согласия. Это необходимо группе в целом для снижения тревоги, связанной с проявлением женственности внутри группы. Пытаясь бороться с олицетворением женственности в группе, подростки тем самым боролись с женственностью внутри себя. Для тех, кто продолжает проявлять черты женственности в поведении, ритуал повторяется неоднократно, иногда модифицируясь. С помощью этого ритуала детское Эго освобождается от гнета родительских ожиданий и становится индивидуальным. Эго не нуждается больше в одолении "теневой стороны личности". Это путь к интеграции. На этой стадии из групповой фантазии исчезают родительские фигуры, группа становится своего рода вторым родителем, которому подросток приносится в символическую жертву, знаменующую возрождение к новой жизни. Этот ритуал заставляет подростка пережить символическую смерть, в которой его индивидуальность временно распадается, растворяясь в коллективном бессознательном группы. Это переход от детства к отрочеству через уничтожение женственности и возрождение мужественности.