Административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения




В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование "Здравоохранение". Ее предметную основу составляет одноименная гуманитарная область.

В управленческой части системы две группы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административное управление в области здравоохранения. В первую группу органов входят Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также подведомственные ему федеральная служба и федеральное агентство: 1) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; 2) Федеральное медико-биологическое агентство. Вторую группу органов составляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятельностью Министерства здравоохранения РФ и деятельностью Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека возложено на Правительство РФ.

Исходя из буквального толкования термина "здравоохранение", можно предположить, что под ним следует понимать область масштабной деятельности огромного общественного значения, обеспечивающей здоровье людей и его охрану. Охрана здоровья граждан представляет собой систему "мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи".

Конституция РФ установила, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно конституционным нормам медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В соответствии с федеральным законодательством здравоохранение отнесено к ведению Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, частных юридических и физических лиц. Следовательно, в системе здравоохранения в России можно выделить четыре следующих уровня:

а) государственный федеральный; б) государственный субъектов РФ; в) муниципальный; г) частный.

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Оно было образовано в соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" путем разделения Министерства здравоохранения и социального развития РФ на два органа: Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ. Кроме того, из ранее существовавшего министерства была выделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека с передачей ее в ведение Правительства РФ.

Минздрав России осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Он взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства РФ интересов России во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Сфера деятельности Минздрава России включает:

1) здравоохранение;

2) обязательное медицинское страхование;

3) обращение лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;

4) медицинскую помощь;

5) медицинскую реабилитацию;

6) медицинские экспертизы (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);

7) фармацевтическую деятельность, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения;

8) обращение медицинских изделий;

9) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

10) медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

11) курортное дело;

12) внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

13) организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования.

В установленной сфере деятельности Минздрав России осуществляет функции: а) выработки и реализации государственной политики; б) нормативно-правового регулирования. Кроме того, он осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий и т.д.

Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Он координирует деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Минздрав России наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере, в том числе на принятие многочисленных нормативных правовых актов. Он вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение правительства РФ, по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства.

Минздрав России самостоятельно принимает в установленной сфере деятельности многочисленные нормативные правовые акты, в частности:

1) положения о территориальных органах федеральной службы и федерального агентства, подведомственных Министерству;

2) квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам и номенклатуру специальностей;

3) номенклатуру медицинских услуг;

4) номенклатуру медицинских организаций;

5) требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

6) общие требования к структуре и штатам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;

7) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи;

8) порядок деятельности врача общей практики (семейного врача);

9) положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи;

10) порядок оказания медицинской помощи;

11) стандарты медицинской помощи;

12) порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

13) перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству;

14) перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи;

15) перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, и правила их деятельности;

16) порядок дачи информированного добровольного согласия реципиента (его законного представителя) на трансплантацию (пересадку) органов и тканей человека;

17) порядок организации направления граждан России на лечение за пределы ее территории за счет средств федерального бюджета;

18) порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

19) порядок проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, порядок проведения профилактического медицинского осмотра;

20) перечень вредных и опасных производственных факторов, работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

21) порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;

22) порядок проведения медицинского психиатрического освидетельствования;

23) порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

24) порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Минздрав России в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 года.

2. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999 г. N 42. Ст. 5005.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

 

II. Литература

1. Административное право / под ред. проф. Попова Л.Л., проф. Студеникиной М.С. Москва, НОРМА, 2005г.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2013 г.

3. Бахрах Д.Н. Административное право, учебное пособие; М., Норма, 2011г.

4. Конин Н.М. Административное право России; М., Проспект, 2010г.

5. Четвериков В.С. Административное право. Москва, Форум, 2012г.


[1] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2013 г. С.181

 

[2] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 05.02.2014) // Собр. законодательства РФ. - 2014. - N 9. - Ст. 851.

[3] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 05.02.2014) // Собр. законодательства РФ. - 2014. - N 9. - Ст. 851.

[4] Четвериков В.С. Административное право. Москва, Форум, 2012г. С.123.

 

[5] Конин Н.М. Административное право России; М., Проспект, 2010г. С.312

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: