Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
· 8 опер («Игрок», «Любовь к 3 апельсинам», «Семен Котко», «Обручение в монастыре», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»)
· 7 балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказка о каменном цветке»)
· Оратория «На страже мира»
· Кантаты «Здравица» и «Александр Невский», «Кантата к XX-летию Октября»
· 7 симфоний
· Для ф-но: 9 сонат, «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», «Детская музыка»
· Симф сказка «Петя и волк»
· «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано
· Муз. к кино «Александр Невский», «Иван Грозный»
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
· Бах, Бетховен, Малер
Родился 25 сентября в Петербурге Отец- инженер-химик Мать-пианистка 2 старшие сестры (1-музыкант) | ||
В 11 лет Октябрьская революция. | 1917 году- речь Ленина у Финляндского вокзала | «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции» |
1919 Консерватория (13 лет) Петроград | Ф-но+ композиция Глазунов- директор консы: «…лучшая надежда нашего искусства»!!! М. О. Штейнберг (композиция) - 1925 Л. В. Николаев (ф-но)- 1923 | «Фантастические танцы» для ф-но |
1922- умер отец 23, 25- окончание консы | · Персональная стипендия (Глазунов!!!) · Тапер в кино «Партизан» на Невском. Пианист/композитор?? | 1яСимф.- дипломная работа- успех!!! (Германия, США |
1927 Варшава | Международный конкурс им. Шопена- диплом | 2 симф «Октябрю» 3Симф «Первомайская» 29-хоровой финал! Оп «Нос» (Гоголь) Балет «Болт» 1931 |
1929 театр Мейерхольда | Встреча с Маяковским | Комедия «Клоп» |
30-32 | Мравинский-первый исполнитель симф. Ш. 5 симф-статья Алексея Толстого Гос премия за квинтет! | «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову (трагедия-сатира) 4-5-6 Симф |
1939 (33 года) | Профессор Ленинградской консерватории. Ученики: Свиридов | |
1943 -Москва | 1941- 7 симф Ленинград-Куйбышев «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой»-америка | 7 Симф- Куйбышев-Москва?-Ленинград?- Нью-Йорк 8 симф-трагическая грандиозная поэма о войне (страдания и гибель людей) |
-входит в состав Сов комитета защиты мира (против угрозы атомной войны); депутат Верховного совета СССР, работает в союзе коспозиторов. | -«Песня о встречном»- Мэдисон-сквер-гарден митинг -Оперетта «Москва, Черемушки» -1 скрип. концерт (Д. Ойстраху) -Вок цикл «Из еврейской нар. поэзии» -Оратория «Песнь о лесах» (слДолматовского) | |
Международная премия мира; народный артист СССР; 2 орден Ленина; Герой Соц труда. | 24 Прелюдии и фуги 10 хоровых поэм на ст.рев.поэтов 10я Симф Муз к фильмам «Овод», «Молодая гвардия» «Гамлет» | |
12 симф «1917 год» памяти Ленина Вок-симф поэма «казнь Степана Разина» Евтушенко) 13 Симф (Евтушенко)-бас, муж. Хор и оркестр 14 симф-1969 15 симф-1971 | ||
9 августа 1975 | умер |
«Сумбу́рвме́стому́зыки» — редакционная статья в газете «Правда» от 28 января 1936 года об опере Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье опера Шостаковича подвергалась резкой критике за «антинародный», «формалистический» характер.
Статья была опубликована без подписи, как «редакционная», что породило различные версии об её авторстве: назывались имена и самого И. Сталина[1], и П. М. Керженцева[2], и сотрудника «Правды» Бориса Резникова[3]. Однако, как установлено ныне по архивным данным, автором был Давид Заславский[4].
Событийным фоном статьи была ситуация вокруг другой оперы — «Тихий Дон», написанной И. И. Дзержинским по одноимённому роману Михаила Шолохова. Шостакович в своей статье, опубликованной 4 января в газете «Вечерняя Москва», охарактеризовал оперу Дзержинского как слабую, а 19 января Сталин лично посетил представление оперы Дзержинского и одобрил её.
«Антиформалисти́ческий раёк » — музыкальное произведение Дмитрия Шостаковича для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано. Создавался с 1948 по 1968 год, впервые исполнен на сцене в 1989 году в Вашингтоне.
Не имеет номера в списке опусов композитора[1]. Представляет собой одноактную сатирическую кантату или мини-оперу, посвящённую собранию музыкальных деятелей, направленному на осуждение формализма в музыке. Это единственное крупное сочинение Шостаковича, написанное на собственный текст
Жанр сочинения восходит к музыкальной сатире Модеста Мусоргского «Раёк» (1870), в которой тот высмеивал музыкальных деятелей, выступавших против принципов «могучей кучки»
Единицын (читает по бумажке):
Товарищи! Реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы.
Спрашивается, почему реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы?
Народные композиторы пишут реалистическую музыку потому, товарищи, что, являясь по природе реалистами, они не могут не писать музыку реалистическую. А антинародные композиторы, являясь по природе формалистами, не могут, не могут не писать музыку формалистическую.
Задача, следовательно, заключается в том, чтобы народные композиторы развивали б музыку реалистическую, а антинародные композиторы прекратили бы свое более чем сомнительное экспериментирование в области музыки формалистической.
Ведущий:
Правильно! Верно! Товарищи, поблагодарим же нашего родного и любимого великого Единицына за историческую речь, за его выступление, обогащенье и освещенье важных вопросов музыкального дела.
(Бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают.)
Симфония № 14, Op.135, — симфония Дмитрия Шостаковича, завершённая весной 1969 года и впервые исполненная в том же году. Симфония написана для сопрано, баса и малого струнного оркестра с ударными. В ней использованы стихи четырех авторов, все тексты так или иначе связаны с темой смерти, особенно несправедливой или преждевременной. Стихотворения звучат по-русски, хотя две другие версии существуют с текстами, переведёнными с русского либо на их первоначальные языки, либо на немецкий язык. Симфония посвящена Бенджамену Бриттену (который организовал премьеру в Великобритании в следующем году).
Четырнадцатая симфония была творческим ответом на произведение Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти». Цикл Мусоргского содержит только четыре песни. Шостакович для своего произведения выбрал 11 стихотворений: Гарсиа Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера и Рильке. В вокальном цикле Мусоргского Шостакович видел способ выступить против смерти, и в его симфонии он попытался расширить этот протест ещё больше.