Примечания для ведущего
При анализе игры ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:
Насколько успешно протекало общение между участниками •игры?;
Способствовало ли пространство общения (расстояние между общающимися) реализации целей общения?
Изобразите пластически язык тела участников диалога.
В каких преобладающих эго-состояниях (родитель, взрослый, ребенок) находились участники диалога?
Какие приемы были использованы педагогом для установления позитивного контакта?
Если контакт не получился, то почему?
•^у" Процедура 15 г."/ ^z:;y
УМЕЮ ЛИ Я ОКАЗЫВАТЬ ВНИМАНИЕ
ДРУГИМ?
Назначение:
— научиться выражать позитивные чувства другим людям;
— научиться оказывать и принимать знаки внимания.
Информирование
В общении с другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние на нас оказывают другие.
Также трудно нам принять похвалу или поддержку от другого. Мы можем защищаться, когда нам говорят: «Вы сегодня прекрасно выглядите!» В ответ мы произносим: «Ой! Знали бы вы, как я забегалась...» Нужно уметь избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания. Это является как бы объективированным, т.е. вынесенным во вне, эмпатическим пониманием.
Упражнение выполняется следующим образом. Участники образуют два круга — внутренний и внешний. стоя лицом друг к другу. Находящиеся во внутреннем круге обозначаются буквой А, во внешнем — буквой Б.
1. Каждый «А» дает положительный, искренний знак внимания стоящему напротив него «Б».
2. «Б» отвечает: «Спасибо, я тоже думаю, что я... (повторяет полностью сказанное «А»).
3. Затем «Б» подкрепляет сказанное еще одной похвалой в свой адрес: «Но кроме того. я еще хорошо умею... (называет качество, которое он ценит в себе и считает, что оно заслуживает положительных знаков внимания).
|
Знаками внимания могут отмечаться личные качества умения, внешность, манера поведения, установки и пр.
Затем все повторяется, но наступает очередь «Б» давать знаки внимания «А». После этого все «А» делают шаг влево и общаются с новым партнером. Группа проходит таким образом полный круг.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПРОЕКТИВНОЕ ПИСЬМО Назначение:
— отработка умений эмпатического понимания;
— работа над умениями оказывать положительные знаки внимания.
Группа по своему желанию выбирает одного из своих участников и дома пишет ему письмо. В случае затруднения ведущий может сам предложить, кому написать это письмо. В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку.
На следующей встрече письма отдаются адресату. Если после прочтения у него появится желание обсудить их, то специально для этого ведущий назначит время.
Рекомендуемая литература для участников и ведущего — [4, 50, 51].
встречи 5, 6
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ Цели:
— отработка эффективных средств общения;
— отработка умений анализировать себя, ситуации и другого в ситуации общения;
— формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.
На этих встречах группа приступает к отработке наиболее значимых для педагогической деятельности средств общения: эмпатического понимания, умения слушать другого, умения принимать другого таким, какой он есть, умения давать обратную связь.
|
Процедура 16
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА Назначение:
— отработка умения давать обратную связь.
Занятие начинается с анализа проективных писем, кото-ые были написаны одному из членов группы. Делается это " том случае, если адресат изъявляет желание и уже внимательно ознакомился с текстами писем. Ведущий стимулирует обсуждение таких вопросов:
— Что неожиданного для себя ты нашел в письмах?
—- Есть ли у тебя желание уточнить какие-либо мысли, высказанные в письмах?
— Какие чувства ты испытывал при чтении писем? Ведущий акцентирует внимание участников на нежелательности советов.
После этой процедуры у участников закономерно возникает вопрос, что значит правильно давать обратную связь? Ведущий берет инициативу в свои руки и вводит одно из ключевых понятий «обратная связь», знание которого может помочь в общении.
Информирование
Обратная связь представляет собой информацию о таком влиянии нашего поведения на других людей, которое мы не осознаем. Обратная связь осуществляется, когда один человек (или группа) сообщает о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его. Необходимо отличать интерпретацию от обратной связи. Для интерпретации, например, характерно суждение: «Я думаю, что ты делаешь то-то и то-то», а для обратной связи: «Когда ты делаешь то-то, я чувствую...» Интерпретации могут быть неправильными или находиться под влиянием проекций интерпретатора. Обратная связь есть выражение того, как один человек реагирует на другого.
|
Национальная тренировочная лаборатория США разработала критерии полезной обратной связи. В отечественной литературе достаточно подробно описывает механизмы и функции обратной связи Л.А. Петровская [60].
1. Обратная связь должна носить скорее описательный, чем оценочный характер. Оценочная обратная связь усиливает защитное поведение.
2. Она должна быть скорее специфической, чем общей. Высказывания типа: «Ты склонен доминировать» — пользы не приносят. Целесообразнее показать это на конкретном примере «здесь и теперь». Например: «В течение последних пяти минут ты никому не дал высказаться до конца, всех перебивал».
3. Обратная связь должна учитывать потребности того, кто ее дает, а также потребности того, кому она предназначена. Если она служит исключительно потребностям дающего, то бывает деструктивной. Дающий обратную связь должен интересоваться тем, насколько предоставляемая информация может помочь ее получателю узнать что-либо о себе и насколько он своей информацией может облегчить изменение поведения другого.
4. Обратная связь должна относиться к такому поведению, которое ее получатель может изменить. Она бесполезна, если относится к чему-то такому, на что получатель повлиять не может (например, имя, возраст, его прошлое, физическое «Я»).
5. Обратная связь приносит больше пользы в тех случаях, когда обращаются с просьбой о ней, чем тогда, когда ее навязывают.
6. Важным аспектом полезности обратной связи является ее своевременность. Она должна относиться к поведению, которое имело место в данный момент.
7. При передаче обратной связи следует избегать укоризненных жестов, качаний головой, родительской позиции.
Примечания для ведущего
1. Информирование связывается с материалом группы и иллюстрируется ситуациями из жизни группы, в частности возникающими при проведении процедуры 17.
2. Обратная связь должна быть «утверждена» другими членами группы. Должна существовать ясность в отношении того, является ли она восприятием лишь одного человека или оно разделяется и другими.
Процедура 17 РОЛЕВАЯ ИГРА
'.-<• о,
Назначение:
— отработка умений активного слушания;
— выявление индивидуальных особенностей общения членов группы.
Процедура может начинаться с разыгрывания ситуаций, которые не связаны с педагогической деятельностью, но позволяют членам группы более свободно играть, настраиваться на новый жанр работы.
Примеры ситуаций для разыгрывания:
1. Четыре пассажира оказались в одном купе поезда. Возникла необходимость познакомиться, завести и поддержать разговор.
2. Два незнакомых человека сидят за одним столиком в кафе или на одной скамейке в саду.
После того как группа свободно ведет себя в играх, можно приступать к проигрыванию педагогических ситуаций членами группы. В случае затруднения ведущий предлагает ситуации из своей «копилки».
Примеры ситуаций для разыгрывания:
1. К учителю приходит родительница, у которой не складываются взаимоотношения с ребенком. (Детали рекомендуемого сюжета участники предлагают сами.)
2. Учитель приглашает к себе для разговора ребенка, у которого не складываются взаимоотношения с классом.
3. Классный руководитель беседует с учителем, урок которого был сорван учащимися.
4. Директор беседует с учителем, который не может наладить отношения с учащимися (учителями).
Участники ролевой игры обсуждают детали сюжета и разыгрывают его перед группой. Остальные наблюдают за взаимодействием партнеров. После проигрывания наблюдатели высказывают свои суждения. Ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:
Какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре?
Каково соотношение невербальных и вербальных средств общения? Было ли между ними рассогласование?
Соответствовало ли пространство общения его целям?
Какие приемы использовали участники для установления контакта?
Какие ролевые позиции характерны для участников диалога?
Какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении?
Можно ли говорить о наличии скрытых целей и мотивов у собеседников?
После обсуждения игры наблюдателями слово предоставляется ее участникам. Ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:
Какие чувства вы испытывали при общении с вашим партнером?
Какие цели вы ставили перед собой, вступая в диалог? Удалось ли вам достичь их?
Дайте психологический портрет вашего собеседника.
Почему вы именно так расположились по отношению к собеседнику?
Можете ли вы назвать приемы, благодаря которым вам удалось установить контакт?
После этого ведущий анализирует происшедшее, обращая внимание прежде всего на приемы активного слушания.
Информирование
Умение слушать особенно важно в общении, когда люди выражают свои истинные чувства и проявляют свое отношение к собеседнику и предмету беседы. Слушание — активный процесс в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение, и в том, что оно требует определенных навыков. И. Атватер [3] предлагает все эти навыки и приемы разделить на группы:
Внимание: Устойчивое внимание
Направленное внимание Визуальный контакт Позитивные жесты
Слушание: Внимательное молчание Начало разговора
Сведение к минимуму ответов (невмешательство) Ограничение числа вопросов
Активное Уточнение слушание: Парафраз
Отражение чувств
Резюмирование
Основные Одобрение установки: Самоодобрение Эмпатия
Язык невер- Мимика бального об- Взгляд и визуальный контакт щения: Изменение высоты голоса и интонации Позы и жесты
О языке тела мы уже довольно много говорили и потому повторяться не будем. Что касается вербальной части активного слушания, то здесь можно выделить:
1. Поддержку типа «да», «угу», повторение в виде эха.
2. Выяснение — обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Для выяснения слушающий использует вопросы, уточняющие первоначальное сообщение. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности. Желательно, чтобы вопросы носили открытый характер, т.е. не приводили к однозначным ответам типа «да» или «нет».
При выяснении можно использовать следующие вопросы: Не повторите ли вы еще раз? Что вы хотите этим сказать? Пожалуйста, уточните это... В этом состоит проблема?
3. Парафраз (переформулирование) — значит сформулировать ту же мысль иначе, т.е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование используется для уточнения своего понимания того, что сказал собеседник. Переформулирование можно начать следующими словами:
— Как я понял вас...
— Как я понимаю, вы говорите...
— По вашему мнению...
— Другими словами, вы считаете...
Слушающий должен уметь выразить чужую мысль своими словами. Буквальное повторение слов собеседника — большая помеха в общении. При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.
4. Отражение чувств. В этом варианте активного слушания акцент делается на отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния. Отражение чувств важно и слушающему, и говорящему — позволяет полнее осознать свое эмоциональное состояние. При отражении чувств следует, во-первых, обращать внимание на употребляемые слова, отражающие чувства (печаль, радость, злость). Во-вторых, надо следить за интонацией, позой, жестами собеседника. В-третьих, следует также представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего. И последнее, следует понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам.
Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими:
— Мне кажется, что вы чувствуете...
— Вероятно, вы чувствуете...
-«Спасибо, я просто удивлена!» В сторону; «Наверное, опять какую-то провокацию подстраивает».);
— вспомогательные «Я» — несколько участников группы по ходу игры имеют право высказывать свои сужения, гипотезы и выражают те чувства, которые затрудняется выразить протагонист;
— «зеркало» — после игры участники группы как можно более точно имитируют телесную позу, привычки, типичные словесные выражения протагониста;
— обмен ролями — во время игры ведущий предлагает играющим обменяться ролями. Это делается прежде всего для того, чтобы эмпатически отнестись к переживаниям другого, встать на его точку зрения. Эти приемы довольно трудны для освоения, поэтому ведущему нельзя торопиться в их использовании. Вводят их постепенно, иллюстрируя примерами.
Процедура 19
ПУТАНИЦА Назначение:
— снятие напряжения,
Группа встает в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого другого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Задача группы распутаться и встать в круг.
Примечания для ведущего
Пятая и шестая встречи требуют от участников большого напряжения, поэтому ведущий должен иметь в запасе несколько психогимнастических игр с релаксационной направленностью — типа «Путаница». Другие примеры аналогичных игр:
— «молекулы». Члены группы — «атомы», свободно двигающиеся по комнате под музыку. По сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2, 3, 4, 5. «Атомы», не успевшие войти в состав молекулы, выбывают из игры;
— детские игры типа «мигалки», «пятнашки», «ручеек».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НАПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
АВТОПОРТРЕТА Назначение:
— отработка навыка рефлексии;
— развитие умений самодиагностики.
А. Ведущий дает следующую установку:
«При написании портрета желательно проанализировать те особенности, которые вы проявляете в общении с людьми и которые отличают вас от других».
Ответьте также на два вопроса:
1. За что меня ценят на работе? | Возможные варианты ответов |
Дети Коллеги по работе Руководство | Я демократичен Я всегда приветлив Я не склонен подавлять кого-либо Я не люблю обсуждать других Я инициативен и ответственен Я никому не мешаю Я исполнителен Я не конфликтен |
2. За что меня можно критиковать? | Возможные варианты ответов |
Детям Коллегам Руководству | У меня есть любимчики Я не инициативен Я не выдержан |
Б. Постарайся дома поразмышлять над следующими вопросами. Если можно, ответь на них письменно. Отвечая на эти вопросы, ты сможешь глубже разобраться в собственном поведении."
1. Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?
2. Достаточно ли я уверен в себе?
3. Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости, чтобы избегать догматизма и не утверждать, например, что есть только один метод решения задачи, только один учебник, где данная тема изложена правильно, только один способ научиться чему-то и т.д.?
4. В какой степени я способен принимать критику в свой адрес, необходимую для моего личностного и профессионального развития? Могу ли я открыто обсуждать свои личные и профессиональные проблемы?
5. Знаю ли я в действительности, как мои ученики воспринимают мир, каким им вижусь я? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?
6. Нравятся ли мне тесные контакты с учениками или мне легче (комфортнее) общаться на дистанции, отчужденно? Что для меня важнее — содержание учебного процесса или потребности и особенности восприятия учащихся?
7. Способствуют ли моя личность и мой стиль преподавания выработке у школьников любви к учебе и интереса к предмету?
Примечания для ведущего
Следующую встречу можно начать с обсуждения дневниковых записей, так как проблема, вокруг которой строится седьмая встреча, — индивидуальный стиль общения. При обсуждении ведущий анализирует вместе с группой ответы на вопросы. Мы даем некоторые направления этого анализа:
1. Учитель с позитивным самовосприятием открыт для усвоения нового опыта, готов перестраивать свои отношения с окружающими на основе реальной оценки проблем. Потребность в саморазвитии — неотъемлемая черта актуализирующейся личности.
2. Исследования показывают, что уверенный педагог отличается большей спонтанностью, инициативой, эмпатией. Такой учитель не склонен к конфликтам, проявляет эмоциональное тепло во взаимоотношениях. Уверенность в себе помогает ему справиться со страхом и тревожностью.
3. Нетерпимость к противоположным точкам зрения проявляется в раздражении при дискуссиях, в желании оборвать обсуждение и быстро сформулировать свой ответ как единственно верный. Такой учитель не способствует развитию у учащихся способности аргументировать свою позицию. Ученики должны быть уверены в том, что их не >низят, если они выскажут необычную мысль, даже если она расходится с точкой зрения учителя.
4. У позитивного учителя развита эмпатическая способность. он чувствует состояние другого и умеет осмыслить событие на том уровне, на котором его осмысливает ребенок. Это понимание приводит к более глубокому контакту с людьми.
5. Учителя, способные к теплым, доверительным отношениям, выстраивают систему запретов, скрывают свое ин-
тимное «Я» за вымышленными образами. Некоторые учителя испытывают страх перед близкими отношениями, ощущают в них свою незащищенность. Происходит идентификация с авторитарными ролями и как следствие — жесткость и властность в поведении.
6. Холодность, формализм в контактах с детьми приводят к отчуждению и от того предмета, который преподает учитель.
Исследования показывают, что «хорошие» учителя — это люди эмоционально стабильные, личностно зрелые и социально ответственные, способные проявлять тепло и заинтересованность в общении, адекватные в восприятии.
Вопросы к упражнению Б необходимо заранее размножить.
Рекомендуемая литература для участников и ведущих — [4, 8, 16, 17, 18, 51]. -
Встреча?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ Цели:
— отработка умений самоанализа;
— отработка индивидуальных стратегий и тактик общения
Процедура 20
КАКОЙ Я ЕСТЬ И КАКИМ БЫЯ ХОТЕЛ БЫТЬ Назначение:
— диагностика своих индивидуальных особенностей каждым участником;
— осмысление различий между реальным и желаемым «Я»;
— проявление неосознанных представлений о себе;
— получение обратной связи каждым участником.
Упражнение выполняется пантомимически. Каждый участник дважды появляется перед группой. Без слов, мимически и пантомимически, возможно также неартикулированными звуками, участник сначала демонстрирует «какой он есть», а также «каким бы он хотел быть». После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение. Сначала высказываются участники группы, потом ведущий. Ведущий стимулирует обсуждение таких вопросов:
Что вы почувствовали, когда увидели представление?
Что вас удивило?
Какие различия вы заметили между «Я» реальным и «Я» желаемым?
Процедура 21 КТО ЕСТЬ КТО
Назначение:
- отработка умения анализировать свои личностные осо бенности и особенности другого;
- формирование представлений и сбор материала об индивидуальных особенностях других.
Ведущий дает каждому участнику карандаш и два листа бумаги и зачитывает вопросы. Участники дают на одном из них письменные ответы. Ответы должны содержать поавли вую и точную информацию, но участникам следует избегать описывать такие особенности, которые сразу же выла ли. бы автора. Написав ответы, участники сдают ведущему листы. Ведущий записывает ответы участников При чтении все «вживаются» в личность автора и на другом листе пи шут, кто это. После этого каждый сообщает, кого он угадал Игра позволяет определить способность предвидеть реакции других. Анализ можно также проводить и по тому кого вообще не отгадали, и кого отгадали все.
Комплекс вопросов № i
1. Что бы ты взял с собой на необитаемый остров9
2. Если бы тебе пришлось превратиться в животное и ты мог бы выбрать в какое, то кем бы ты стал?
3. Твоя любимая пословица или поговорка
4. Продолжите предложение: «Когда на меня кричат »
5. Что бы ты сделал с выигрышем в 10 тыс рублей9""
6. Какое человеческое качество тебе очень неприятно?
Комплекс вопросов № 2
1. Чем бы ты занимался охотнее всего?
2. На что бы ты больше всего хотел смотреть?
3. Что бы ты охотнее всего слушал?
4. Какое чувство бы ты переживал охотнее всего9
5. Если бы ты мог выбирать, сколько бы тебе было тет'*
6. Что нельзя купить за деньги? *
Примечание для ведущего
Процедуры 21, 22 являются вводными, чтобы начать оазго вор об индивидуальном стиле общения. Поэтому ведущий на
правляет внимание участников на то, что характеризует каждого участника группы.
Информирование ~^7^?^'
Каждый из нас — уникален и неповторим. Мы все про-Щ^и индивидуальный путь развития, воспитывались в осо- °°^ семейной атмосфере со своими традициями. Мы все рождены для того, чтобы добиться успеха и реализовать себя. В Детстве (к 5—6 годам) у каждого из нас формируются базовые психологические установки, которые проявляются в самооценке и в оценке нами других. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении. Возможны четыре вида психологических установок на общение с окружающими:
1- Я о'кей (у меня все хорошо) — ты о'кей (у тебя все ^Рощо). Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решить все проблемы.
2. Я о'кей (у меня все хорошо) — ты не о'кей (у тебя все плохо). Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У него затруднено конструктивное сотрудничество, так как, по его мнению, все поступают не так.
3. Я не о'кей (у меня все плохо) — ты о'кей (у тебя все хорошо). Эта установка проистекает из мнения, что все выросли в хороших, здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными.
4. Я не о'кей (у меня все плохо) — ты не о'кей (у тебя все плохо). Эта установка близка к патологической. Вызывает Чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессиям и непредсказуемы.
Редко кто придерживается одной из установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля каждой из них. Чаще всего доминирует какая-то одна установка. Важно осознать, какая у вас доминирующая установка, поверить в то, что ее можно изменить. Важно укрепить в себе состояние я о'кей, что, кстати, совсем не означает, что у вас нет никаких проблем в общении.
Когда люди попадают в сложные или неопределенные ситуации, они склонны реагировать каким-то привычным способом, который чаще всего используется в жизни. Тран-зактный анализ выделяет три таких способа реагирования или три различных состояния нашего «Я».
Рис 6
Родительское «Я» — состояние, перенятое в детстве от родителей или тех, кто их замещает. Родитель несет в себе преимущественно приказы, запреты и правила.
В жизненных ситуациях родительское «Я» включается почти автоматически.
Существует две стороны родительского «Я»:
— контролирующая, авторитарная;
— помогающая, ласковая.
Контролирующий родитель пользуется словами и выражениями типа:
правильно — неправильно хорошо — плохо никогда — всегда разумно — неразумно
Что скажут другие?.. Всему есть предел. Почему ты не... Ты никогда не должен... Сколько раз я тебе говорил. Я бы на твоем месте...
Его физические признаки: нахмуренный лоб, качание головой, указательный жест, руки на бедрах, щелкание языком.
Помогающий родитель пользуется словами и выражениями типа:
Бедняжка. Будь осторожен. Не бойся... Милый ты мой.. Сейчас я тебе помогу. Потерпи...
Его физические признаки: ласковый взгляд, поглаживание и поддерживающие жесты.
У многих представителей педагогической профессии развито родительское эго-состояние. Если оно становится преобладающим, то приводит в общении к формированию чувства вины у партнера за свою некомпетентность, к тому, что вся ответственность за успех дела перекладывается на родителя (педагога).
15:
Взрослое «Я» — это зрелая, размышляющая часть личности человека. Взрослое «Я» — своеобразный компьютер, собирающий, оценивающий и просчитывающий информацию. Действия взрослого продуманы и логически обоснованы. Взрослое «Я», как правило, задает вопросы, пытаясь понять суть дела"
Что это?
Почему?
Где?
Когда?
Что ты имеешь в виду?
Давай вместе подумаем.
Давай разберемся.
Давай попробуем.
Физические признаки: взгляд, направленный на собеседника, открытая поза, понимающие жесты...
Детское «Я» — это ребенок, эмоциональный и импульсивный. В нем собраны все наши чувства и переживания. У детского «Я» несколько сторон:
— естественный ребенок — состояние, наиболее близкое к естественному. Для него характерны импульсивность, недисциплинированность, требовательность и спонтанность;
— приспособившийся ребенок — это результат воспитания родителей, та часть «Я», которая делает то, что ведено. Это часть «Я», которая порождает в нас чувство вины, протест, послушание, желание идти на компромиссы.
Выражения, используемые детским «Я»:
Мне нравится...
Я хочу...
Я буду...
Я чувствую...
Помоги мне...
Вы всегда так...
Я тоже устал...
Внешние признаки; смех, восторг, грызение ногтей и ковыряние в носу, хихиканье, пожимание плечами, надутые губы, дрожание губ, слезы на глазах.
Различие этих трех состояний в себе и в других принципиально важно для коммуникации. Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас: родитель, взрослый или ребенок, и изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств.
Процедура 22
РАЗБОР Назначение:
— самопознание участников;
— формирование, адекватного представления о себе;
— коррекция личностных недостатков, мешающих общению.
Предложить одному из участников описать на листе бумаги, разделенном пополам, свои достоинства и недостатки. Остальные участники делают по отношению к исполнителю то же самое. Далее индивидуальные мнения сводятся вместе. После этого организуется обсуждение полученного материала: сопоставляются самооценка и групповая оценка, расхождения в оценках группы, анализируются причины расхождения.
Разбор может строиться и как полностью открытая процедура («горячее кресло»). В этом случае один из участников садится в центр круга. Группа делится на критиков, задача которых найти как можно больше недостатков в этом человеке, и доброжелателей, задача которых давать как можно больше положительных характеристик сидящего в центре. Деление на критиков и доброжелателей условно, т.е. это условная позиция, которую следует принять для активизации работы.
Ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:
Какие особенности участника проявились во время тренинга?
Чем этот участник отличается от других? Какое эго-состояние проявляется чаще всего в общении? Какой стиль общения демонстрирует участник? Какие трудности он. возможно, испытывает в общении с детьми, родителями, коллегами?
Желательно, чтобы через эту процедуру прошло как можно больше участников
/' Процедура 23
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СОЦИОМЕТРИЯ
Назначение:
— определение взаимоотношений в группе;
— нахождение своего места в структуре групповых отношений.....: '
Участникам предлагается встать в круг лицом к лицу. Правая рука поднимается вверх; за нее могут взяться другие участники, которые \отели бы близко общаться с
1»4
этим человеком, к которому они испытывают эмоционально-личностную симпатию. Левой рукой участники сами берутся за того, кто им близок в эмоционально-личностном плане.
После того как участники взялись за руки, ведущий определяет группировки, изолированных, лидеров.
Анализ на занятии можно не проводить, так как каждый участник сам наглядно выдает свое место в структуре группы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
КАКОЕ МЕСТО Я ЗАНИМАЮ В ГРУППЕ И ПОЧЕМУ?
Назначение:
— отработка навыков рефлексии;
— формирование умений анализировать групповые процессы;.,;
— формирование умения осмысления ситуации «здесь и теперь». -...;-.
Участникам предлагается проанализировать свое место в структуре группы. Описать чувства, которые возникли, когда участник узнал место, которое занимает в группе. Анализ проводится на основе материала, полученного в пространственной социометрии (процедура 24),
Процедура 24 КАК МЫВЕДЕМ СЕБЯ, ВСТУПАЯ
В КОНТАКТ С ДРУГИМИ? Назначение:
— отработка аналитических умений;
— понимание своих эго-состояний;
— отработка эффективных способов реагирования.
Упражнение 1
Укажи, какое эго-состояние порождает следующее высказывание. Понятно, что однозначно ситуацию оценить трудно, так как нет полного описания контекста общения, нет возможности наблюдать язык тела. Тем не менее
попробуем.
1. Учительница, сидя в учительской, слышит от своей коллеги: «Сегодня директор проводит собрание, видимо, придется задержаться». Ответы:
А. — Я бы на месте руководства занималась делом, а не разговорами.
Б. — Какой повод для проведения собрания?
В. — Мне очень не нравятся наши собрания, лучше бы съездить всем вместе на природу!
2. На урок опаздывают дети. Учитель говорит:
А. — Мне кажется, нам надо вместе подумать, почему вы все время опаздываете на мой урок?
Б. — Я так устала от вас, мне надоели ваши вечные опоздания...
В. — Каждый раз, когда у меня урок, вы умудряетесь опаздывать.
3. К педагогу приходит родительница за советом. Педагог так начинает свой разговор:
А. — Мне кажется, что вместе мы сможем разобраться в ваших отношениях с сыном.
Б. — Я думаю, что вы должны перестать потакать во всем своему ребенку. Он избалован до предела...
В. — Я в таком смятении. У меня ничего не получается, и ваш сын тоже не поддается моему влиянию.
4. Дверь в классную комнату закрыта, а ключ потеряли. Учитель говорит:
А. — Сколько раз я говорила, чтобы дежурные заранее готовили ключ к уроку?!
Б. — Вы всегда так себя ведете — хотите сорвать мне занятие.
В. — Я думаю, что нам надо найти запасные ключи и попытаться открыть дверь.
Упражнение 2
Ниже приводятся некоторые ситуации. Попытайся вжиться в них, представить, что ты — главное действующее лицо. Опиши, какой была бы твоя первая искренняя реакция в этой ситуации.
Ситуация 1.
В школу приходит рассерженная мать и начинает скандалить, обвиняя учителя в том, что он предвзято относится к ее сыну.
Какой будет твоя наиболее вероятная реакция (жестами, словами)?
Ситуация 2.
Ты приходишь уставший домой и узнаешь, что твой ребенок пропустил уроки в школе, нагрубил учителю.
Как ты отреагируешь по отношению к ребенку <жеста-ми, словами)?
Ситуация 3.
Около входа в школу тебя закидали снежками ребята. Ты не знаешь, почему они это сделали.
Твоя реакция (жестами, словами)?
Ситуация 4.
В учительской в присутствии других тебе делает замечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на уроке.
Как ты отреагируешь (жестами, словами)?
Примечание для ведущего
Задания желательно размножить и раздать участникам в конце занятия. Ведущий собирает выполненные задания и проверяет правильность их выполнения.
Рекомендуемая литература для ведущего и участников — [7, 13].
встреча 8
КАКИМ Я ВИЖУ СВОЕ БУДУЩЕЕ?
Цели:
— анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в нем за время тренинга;
— осмысление того, что произошло с группой за время тренинга;
— проектирование своего будущего.
Процедура 25 АНАЛИЗ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ «КАКОЕ МЕСТО Я ЗАНИМАЮ В ГРУППЕ
И ПОЧЕМУ» Назначение:
— отработка навыков рефлексии;
— осмысление того, как участника видит группа;
— формирование умения осмысления ситуации «здесь и теперь».
Ведущий предлагает проанализировать дневниковые записи кого-либо из участников группы. Ведущий стимулирует при обсуждении ответы на такие вопросы:
Что характеризовало этого участника во время тренинга? Чем он может быть интересен для окружающих? Какое место он занимает в ролевой структуре группы?
Процедура 26 /TZ / МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ' ' И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
Назначение:
— определение перспективных жизненных и профессиональных целей;
— анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
Во вступлении ведущий рассказывает о значимости того, что будет происходить в группе. Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
Начать процедуру можно следующим образом:
1. Игра «Волшебный магазин».
Один из участников группы приходит в «волшебный» магазин, продавец в котором — ведущий группы. Продавец-волшебник может предложить участнику все, что только можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь... но требует, чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью и т.д. Во время «торговли» участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни.
2. Каждый участник на листе бумаги рисует три круга, символизирующих прошлое, настоящее и будущее. Эти круги должны быть размещены на листе, например, как на рис. 7а или рис. 76.
После выполнения заданий группа обсуждает полученные результаты. Вопросы, которые могут обсуждаться: