Сравнение двух зависимых выборок




Т-критерий Вилкоксона

Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены, по крайней мере, в порядковой шкале, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Минимальный объем выборки равен 5.

Схема применения Т-критерия Вилкоксона

1. Составить список пар в любом порядке.

2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах (после и до). Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы.

3. Перевести разности в абсолютные величины.

4. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг.

5. Отметить ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении.

6. Подсчитать сумму этих рангов по формуле: ,

где - ранговые значения сдвигов с более редким знаком. Это будет наблюдаемым значением критерия Tнабл..

7. Определить по таблице критические значения Tкр. для данного объём выборки n и уровня значимости a. Если Tнабл. £ Tкр ., нулевая гипотеза отвергается, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

 

Пример 4. В группе студентов был проведен тренинг по развитию творческого мышления. Перед тренингом и после него были проведены тесты (стимулирующее воздействие должно повышать творческий потенциал, т.е. увеличивать количество баллов). Получены следующие результаты в баллах:

До тренинга: 19; 20; 18; 15; 29; 21; 21; 18; 21; 23; 14;

После тренинга: 17; 26; 20; 18; 30; 25; 28; 19; 20; 27; 19;

Требуется проверить гипотезу о том что тренинг способствует развитию творческого мышления при уровне значимости a £ 0,05?

Последовательность выполнения

Введём исходные данные в ячейки A2:A13 (показатели до тренинга) и в ячейки B2:B13 (показатели после тренинга), как в предыдущем примере.

В диапазоне С2:С13 получим разность показателей до-после. Для этого в ячейку С2 введём формулу: =B2-A2 и размножим её до ячейки С13. Две из полученных разностей отрицательные, и 10 – положительные. Типичное направление – положительное.

Сформулируем гипотезы:

H 0: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

H 1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

В диапазоне D2:D12 вычислим абсолютные значения полученных разностей и проранжируем их, используя функцию РАНГ.СР. Результаты запишем в диапазон E2:Е12.

Отметим те сдвиги, которые являются нетипичными, в данном случае – отрицательными. Сумма рангов этих редких сдвигов и составляет наблюдаемое значение Т-критерия:

Tнабл . = 2 + 4,5 = 6,5.

По таблице для n = 12 и a £ 0,05 в случае односторонней альтернативы находим Tкр . = 17.

Вывод: так как Tкр. ³ Tнабл., то нулевая гипотеза отвергается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: