РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ2016
Сочинение
Автор работы: Мария Устюжанина
Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.
В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.
Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.
Я хочу поддержать точку зрения Д. С. Лихачёва: литература развивает в нас «чувство красоты и понимание жизни». Читая классику, я тоже чувствую, что «автору есть что сказать, есть чем (...) поделиться и он умеет это сделать». Для меня нет ничего более прекрасного, чем взять в руки хорошую книгу и погрузиться в мир героев.
Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.
Незабываемые минуты я провела с романом–эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.
Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ2016
Элементы сочинения
| Языковые средства
| Для вступления
| - Всем известно, что …
- Об этом написаны книги (сняты фильмы)......об этом говорят и взрослые, и дети
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
- О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
- Люди часто размышляют (задумываются) о том, что ….
| Проблема текста
| - Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ в Р.п.)…
- Автор касается следующей проблемы (чего?)…
- В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему (чего?)...
- В данном тексте писателя (имя) волнует проблема (чего?)...
- Данный текст посвящён теме (проблеме)...
- В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему (чего?)...
- (Имя автора) останавливается на проблеме (чего?)...
- Текст {кого?} заставил меня задуматься над проблемой (чего?)... Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.
- Проблема (чего?)... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
- формулировка с помощью вопроса Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
| Комментирование проблемы (ее актуальность) обязательно на основе прочитанного текста
| - В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
- Актуальность рассматриваемой проблемы, но словами автора, определяется тем, что… и т.д.
- Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
- Вопрос о … {идея о... Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться } никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
- Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
- Рамышляя над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}
| Позиция автора
| - Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
- Автор утверждает (убежден), что…
- Автор полагает, что…
- Цель автора - заставить читателя обратить внимание на…
- Позиция автора очевидна:...
- Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…
- Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…
- Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).
- Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться (и я полностью разделяю его позицию).
- Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется. Анализируем худ. средства и приёмы автора}.
- Эпитеты(метафоры, сравнения и др. - процитировать) нужны автору для того, чтобы.... (С их помощью автор восхищается(чем?)....негодует по поводу (чего?)
- Размышления автора тревожны. Его волнения за...(судьбу страны, человечества, подрастающего поколения и т.д.,за экологию, культуру, образование...) понятны.
- Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…
- Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою (какому?): а вдруг он узнает в нём себя.
| Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором)
| - Бесспорно мнение автора о том, что…
- Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…
- Я разделяю позицию автора по поводу того, что…-Я согласен с мнением автора по поднятой проблеме и утверждаю, что, действительно…
- Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.
- Трудно не согласиться с автором текста в том, что...
- С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
- Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию.
- Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
- Я согласен с автором в том, что …
| Возражение автору
| - Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждениями о том, что…
- Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
- я не во всём разделяю его позицию…
- Однако я не во всём согласен с автором.
| Аргументы
| с использованием жизненного опыта:
- Как часто приходится сталкиваться с...
- Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?
- Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...
- К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)...
из читательского опыта:
- Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
- Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор)...
- Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
из зрительского опыта:
- Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах)...
- Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...
| Заключение. Выводы
| Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
- Читая текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что... важно помнить о том, что ….
- Прочитав этот текст, понимаешь, как(что) ….
- Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что…
- Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
- Автор хочет, чтобы …. И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
- (Использование цитаты) «…,» - писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….
- Итак, рассуждение (повествование) автора в целом поучительно и побуждает нас к размышлениям о смысле жизни…
- Автор ещё раз убеждает нас в том, что необходимо
| Примеры формулировок проблемы
- Проблема образования в наши дни
- роли книг в жизни человека
- чтения в современном обществе.
- развития и сохранения русского языка.
- культуры речи
- роли искусства в жизни человека
- развития науки
- развития техники
- исторической памяти.
- памяти Великой Отечественной войны.
- взаимоотношения поколений
- подвига (предательства)
- патриотизма
- неразрывной связи с родиной, родной землей
- мужества, героизма
- русского национального характера.
- роли СМИ, телевидения в нашем обществе
- Интернета.
- роль рекламы в нашем обществе
- роль информационных технологий в нашей жизни.
- человека и Вселенной
- (не) совершенства мира
- роли человеческой цивилизации
- роли личности в истории
- таланта, гениальности
- нравственного выбора
- роль веры в жизни человека
- роли совести в нашей жизни
- чинопочитания, взяточничества, коррупции
- бюрократии, формализма
- верности данному слову
- верности своим убеждениям
- соотношения цели и средств её осуществления.
- выбора жизненного пути.
- толерантности
- гуманного отношения к…
- взаимосвязи человека и природы
- отношения к животным.
- восприятия человеком природы как живой материи
- влияния природы на душу человека
- постижения прекрасного в природе
- бережного отношения к природе
- экологии
- проблемы семьи
- роли детства в жизни человека
- роли семьи в формировании личности
- материнства как подвига
- роли матери в воспитании
- взаимоотношения отцов и детей
- взаимоотношений в семье
- воспитания
- взросления
- роли взрослых, школы в становлении личности
- преемственности поколений
- роли учителя в жизни человека
- равнодушия мира взрослых
- детской незащищенности
- безвинного детского страдания
- веры в человека
- возвышающей силы любви
- любви и милосердия
- роли любви в жизни человека.
- роли дружбы в жизни человека.
- доброты
- милосердия
- одиночества
- долга
- чести
- эгоизма, человеческого равнодушия
- ответственности за… перед…
- защиты человеческого достоинства
- души, внутреннего мира
- благородства
|
Поиск по сайту:
|