Психологические особенности.




Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи

На 2011/ 2012 учебный год

Учитель-логопед Пчелкина Е.И.

Группа учащихся «Общее недоразвитие речи II-III ур.», 1-й кл.

1 год логопедической коррекционной работы


 

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи II-IIIур. разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальных классов (программа «Русский язык» УМК «Школа России» для 1-4 кл., авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. - М.: Просвещение, 2011г.),а также методических рекомендаций Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок», М.: Аркти, 2007г.)

I этап коррекционной работы «Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи.»

Характеристика группы

В состав группы входят учащиеся 1 класса, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие несформированности как звуковой - произношение, фонематические процессы, - так и лексико-грамматической стороны речи, а также психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л, твердых-мягких).

Школьники рассматриваемой группы имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают значительные затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия. Это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

Наряду с нарушениями произношения звуков, у данной группы учащихся имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка.

Речь детей носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями.

Пассивный и особенно активный словарь детей значительно отстает от языковой нормы.

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики и качественно неполноценен; значения слов неправомерно расширяются или сужаются; имеются ошибки в употреблении слов - смешение по смыслу и по акустическому сходству. Грамматический строй речи недостаточно сформирован: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, предлоги, речь изобилует аграмматизмами.

Звукослоговая структура большинства слов со стечением согласных, даже двусложных, часто искажена. Искажения звукослоговой структуры слова проявляются при воспроизведении как малознакомых, так и часто употребительных слов («весипед» вместо «велосипед»).

Характерными для данной группы детей являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки:

- неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа в Им. и Р.п. («стулы» - «стулов», «окны» - «окын», «ухи» - «ух»),

- замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (зеркало - «зеркалы»),

- ошибочные ударения в слове,

- ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «сядь столу»),

- неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя»).

Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Слабое развитие словесно-логического мышления

5. Недостаточная способность к запоминанию.

б. Недостаточный уровень развития самоконтроля.

 

Следствия:

Несформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Трудности формирования учебных умений:

• планирования предстоящей работы;

• определения путей и средств достижения учебной цели;

• контролирования деятельности;

• умения работать в определенном темпе.


Цель коррекционной работы: формирование предпосылок к полноценному освоению чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие речевых функций;

- развитие зрительных и зрительно-пространственных функций;

- развитие моторных функций;

- развитие регуляторных функций.

В рамках развития речевых функций можно выделить следующие направления коррекционной работы:

1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

2. Развитие языкового анализа и синтеза.

3. Развитие словаря.

4. Развитие грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

При реализации направления развития речевых функций решаются следующие задачи:

· Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.

· Развитие слогового анализа и синтеза.

· Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове.

· Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).

· Формирование умений связного учебного высказывания.

· Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;

· Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,в том числе слов-терминов.

· Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, моделями синтаксических конструкций простого распространенного предложения.

При реализации направления развития зрительных и зрительно-пространственных функций решаются задачи:

· Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

· Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

· Формирование пространственных представлений.

· Развитие зрительного анализа и синтеза.

· Формирование и развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Основной задачей направления развития моторных навыков является

· Подготовка руки к письму, развитие графо-моторного навыка.

· Развитие способности «удерживать» строку.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: