Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи
На 2011/ 2012 учебный год
Учитель-логопед Пчелкина Е.И.
Группа учащихся «Общее недоразвитие речи II-III ур.», 1-й кл.
1 год логопедической коррекционной работы
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи II-IIIур. разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальных классов (программа «Русский язык» УМК «Школа России» для 1-4 кл., авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. - М.: Просвещение, 2011г.),а также методических рекомендаций Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок», М.: Аркти, 2007г.)
I этап коррекционной работы «Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи.»
Характеристика группы
В состав группы входят учащиеся 1 класса, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие несформированности как звуковой - произношение, фонематические процессы, - так и лексико-грамматической стороны речи, а также психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л, твердых-мягких).
Школьники рассматриваемой группы имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают значительные затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия. Это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
|
Наряду с нарушениями произношения звуков, у данной группы учащихся имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка.
Речь детей носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями.
Пассивный и особенно активный словарь детей значительно отстает от языковой нормы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики и качественно неполноценен; значения слов неправомерно расширяются или сужаются; имеются ошибки в употреблении слов - смешение по смыслу и по акустическому сходству. Грамматический строй речи недостаточно сформирован: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, предлоги, речь изобилует аграмматизмами.
Звукослоговая структура большинства слов со стечением согласных, даже двусложных, часто искажена. Искажения звукослоговой структуры слова проявляются при воспроизведении как малознакомых, так и часто употребительных слов («весипед» вместо «велосипед»).
Характерными для данной группы детей являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки:
|
- неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа в Им. и Р.п. («стулы» - «стулов», «окны» - «окын», «ухи» - «ух»),
- замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (зеркало - «зеркалы»),
- ошибочные ударения в слове,
- ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «сядь столу»),
- неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя»).
Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Слабое развитие словесно-логического мышления
5. Недостаточная способность к запоминанию.
б. Недостаточный уровень развития самоконтроля.
Следствия:
Несформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Трудности формирования учебных умений:
• планирования предстоящей работы;
• определения путей и средств достижения учебной цели;
• контролирования деятельности;
• умения работать в определенном темпе.
Цель коррекционной работы: формирование предпосылок к полноценному освоению чтения и письма.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие речевых функций;
- развитие зрительных и зрительно-пространственных функций;
- развитие моторных функций;
- развитие регуляторных функций.
В рамках развития речевых функций можно выделить следующие направления коррекционной работы:
|
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
2. Развитие языкового анализа и синтеза.
3. Развитие словаря.
4. Развитие грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи.
При реализации направления развития речевых функций решаются следующие задачи:
· Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.
· Развитие слогового анализа и синтеза.
· Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове.
· Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).
· Формирование умений связного учебного высказывания.
· Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;
· Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,в том числе слов-терминов.
· Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, моделями синтаксических конструкций простого распространенного предложения.
При реализации направления развития зрительных и зрительно-пространственных функций решаются задачи:
· Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
· Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
· Формирование пространственных представлений.
· Развитие зрительного анализа и синтеза.
· Формирование и развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Основной задачей направления развития моторных навыков является
· Подготовка руки к письму, развитие графо-моторного навыка.
· Развитие способности «удерживать» строку.