![]() ![]() ![]() | Задание 13. Работа с картой.На начальном этапе какого исторического события были присоединены к СССР заштрихованные на карте территории? Задание 14. Работа с картой.Какой цифрой на карте обозначена территория, присоединённая к СССР в 1939 г.? Задание 15. Работа с картой.Об итогах войны с каким государством говорится в отрывке:«Война показала, что уровень подготовки командного состава, его представление о войне оказались не вполне отвечающими действительным требованиям к реальным условиям современности»? Задание 16. Работа с картой.Какие три утверждения, относящиеся к отражённым на карте событиям, верны? 1. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией является примером формирования системы коллективной безопасности в Европе. 2. После вступления на территорию Польши советских и германских войск линия границы между СССР и Германией пролегла по «линии Маннергейма». 3. В декабре 1939 г. СССР был исключён из Лиги Наций как агрессор. 4. Цифрой 3 на карте обозначена территория Восточной Пруссии, вошедшая в состав СССР в 1940 г. 5. Территория Бессарабии, вошедшая в состав СССР, обозначена на карте цифрой 4. 6. Накануне Великой Отечественной войны внешняя политика СССР имела прогерманскую ориентацию. | |||||||||||||||||
![]() | Задание 18. Выберите два верных суждения о памятнике культуры А) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота. Б) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны. В) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе. Г) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров. Д) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг. |
Задание 19. Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | Задание 18. Выберите два верных суждения о памятнике культуры 1) Данная карикатура создана в 1935 г. 2) Событие, которому посвящена карикатура, произошло в Берлине. 3) Событие, которому посвящена карикатура, оказало значительное влияние на смену внешнеполитического курса СССР. 4) Карикатура посвящена событию, в котором принимали участие представители Англии и Франции. 5) Непосредственным участником события, которому посвящена карикатура, являлся Ф. Рузвельт. |
Задание 19. Укажите изображение объекта, построенного в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором была создана данная карикатура.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Часть 2
ОТРЫВОК ИЗ СЕКРЕТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К ДОГОВОРУ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ НИМИ, ПОДПИСАННОМУ 28 СЕНТЯБРЯ 1939 г. в МОСКВЕ.
Нижеподписавшиеся уполномоченные констатируют согласие Германского правительства и Правительства СССР в следующем:
Подписанный 23 августа 1939 г. секретный дополнительный протокол изменяется в п. 1 таким образом, что территория Литовского государства включается в сферу интересов СССР, так как с другой стороны Люблинское воеводство и части Варшавского воеводства включаются в сферу интересов Германии... Как только Правительство СССР предпримет на литовской территории особые меры для охраны своих интересов, то с целью естественного и простого проведения границы настоящая германо-литовская граница исправляется так, что литовская территория, которая лежит к юго-западу от линии, указанной на карте (здесь карта к протоколу не дается), отходит к Германии.
Далее констатируется, что находящиеся в силе соглашения между Германией и Литвой не должны быть нарушены вышеуказанными мероприятиями Советского Союза.
Примечание: районы вокруг города Вильнюс, до 1939 г. нынешняя столица Литвы — Вильнюс и прилегающие районы — была частью Польши, эти районы и Вильнюс вошли в состав Литовского государства именно в результате секретных соглашений между Германией и СССР.
Задание 20. Атрибуция. Под каким иным названием известен советско-германский договор (пакт) о ненападении от 23 августа 1939 г.? Назовите не менее двух стран, кроме Польши и Литвы, чьи интересы этот договор затрагивал напрямую.
Задание 21. Поиск информации в тексте. Какие изменения в разграничение зон влияния между СССР и Германией внес Протокол от 28 сентября 1939 г.?
Задание 22. Анализ. Используя свое знание курса истории России, ответьте, какие «СССР предпримет на литовской территории особые меры для охраны своих интересов», назовите не менее двух таких мер.
Из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства. Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и искусства в целях укрепления пролетарских писателей и работников искусства...
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству и готовых его поддержать. Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства;
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения».
Задание 20. Атрибуция. Когда было принято это постановление? Назовите годы с точностью до десятилетия (например, середина 1940-х гг.). Назовите фамилию государственного деятеля, руководившего СССР в эти годы.
Задание 21. Поиск информации в тексте. Какие причины принятия постановления в нем указаны? Назовите не менее двух. В чем состоят изменения, вводимые постановлением? Укажите не менее двух.
Задание 22. Анализ. Какие особенности развития советской культуры в этот период, известные вам из курса истории, нашли отражение в постановлении? Назовите не менее двух. Как оно отразилось на развитии культуры в СССР?
Задание 23. Задача
1. В 1939 г. во внешней политике СССР были пересмотрены основополагающие принципы предшествующих лет. Какие принципиальные установки определяли внешнюю политику СССР в 1933-1938 г.? Какие факты свидетельствовали о перемене во внешнеполитическом курсе СССР в 1939-1940 г., какие причины их вызвали?
2. Подписание пакта Молотова – Риббентропа резко понижало международный авторитет Советского Союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, И.В. Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики.
3. Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую советскую власть. В 1920-х гг. в советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась. Приведите не менее двух положений, раскрывающих изменения в сфере культуры в 1930-х гг. Укажите не менее двух причин изменения ситуации в сфере культуры.
Задание 24. Задание на аргументацию:
1. Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова— Риббентропа:
А). Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.
Б). Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.
Приведите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую из точек зрения.
2. Большинство советских историков называли 1930-е гг. временем всестороннего развития, расцвета науки и культуры в СССР. Какие иные точки зрения на характер развития науки и культуры в СССР в 1930-е гг. вам известны? Приведите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую из точек зрения.
Задание 25. Историческое сочинение (1934-1940)