Деятельность архитектора Рослякова в Вятской губернии




Зорин СС

Архитектор Росляков Филимон Меркурьевич


Валамаз Селтинский район

Селтинский район Церковь Святой Троицы

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, 1804 Г., 1820-Е ГГ., СЕРЕДИНА XIX В., АРХИТЕКТОРЫРОСЛЯКОВ Ф.М., ДУДИН С.Е.

Удмуртская Республика, Сарапульский район, с. Мостовое, ул. Платова, 8б

Немного о биографии Ф. М. Рослякова

Родился: 1758


Сегодня Ф. М. Росляков известен в России как первый Вятский губернский архитектор. Он родился в семье простого солдата, а потому учился юный Росляков в гарнизонной школе. Основные годы жизни Рослякова совпали с временем важных перемен, провозглашенных русской императрицей Екатериной. Архитектор стал очевидцем реформ в области градостроения. Архитектурному мастерству Росляков начал обучаться с 14 лет у известного казанского архитектора Василия Кафтырева. Следует заметить, что в то время Вятка входила в сосав Казанской губернии.

Тогда в провинциальных глубинках не хватало опытных кадров, вместе с тем, развивать там градостроение было делом первоначальной важности. Именно тогда, по указу императрицы Екатерины Великой, молодой и талантливый архитектор Филимон Росляков был направлен в Вятку, где он проработал в должности главного Вятского архитектора на протяжении 20 лет.

Деятельность архитектора Рослякова в Вятской губернии

Как уже было отмечено, служба Ф. М. Рослякова приходилась на период крупных реформ и перемен в жизни русского общества. В это время, в искусстве, и, в частности, в архитектуре, интенсивно менялись устоявшиеся к тому времени архитектурные направления и стили. Традиции барокко сменялись на более строгие каноны классицизма.

Между тем, жители Вятской губернии уже успели привыкнуть к барочным канонам, их привлекали причудливые и необычные формы этого стиля, а потому классические каноны были приняты без какого-либо яркого восторга. В этих условиях архитектору Рослякову, в процессе создания проектов новых зданий, предстояло найти некое оригинальное решение. Так, архитектор стал сочетать элементы двух архитектурных направлений — барокко и классицизма.

По своему прибытию в Вятку летом 1786 года, архитектор Росляков усиленно занимался составлением плана города с обозначением всех его улиц и площадей. Кроме того, на плане города были отмечены места, предназначенные для застройки. Являясь единственным архитектором в Вятке, Ф. М. Росляков следил за постройкой новых зданий, а также за состоянием действующих казенных зданий и сооружений, которых в то время в Вятке было не так уж и мало, таковыми зданиями являлись заводы, магазины, лазареты, казармы, тюрьмы, склады, мосты и дороги.

Весь центр губернского города Вятки был застроен по проектам архитектора Ф. М. Рослякова, им были выполнены все основные проекты церквей, часовен и колоколен. В самом начале своей архитектурной деятельности, зодчий обратил особое внимание на постройку домов для простых жителей города, под его руководством застраивалась лавками главная торговая площадь.

По своему композиционному замыслу и планировке храмы, спроектированные архитектором Росляковым, не особенно сильно отличаются от выстроенных ранее церквей в барочном стиле. В основном, построенные по его проектам храмы, по своей форме напоминали корабль и имели алтарь, холодный и теплый храмы, а также колокольню. Практически все, выстроенные Ф. М. Росляковым храмы устремлены вверх. Типичным примером росляковской храмовой постройки является Троицкая церковь в селе Истобенском, которая имеет очень четкие очертания и лишена излишней декоративности. Колокольни, спроектированные первым Вятским зодчим, смотрятся легко и невесомо, они подобны стреле, на острие которой расположен высокий купол.

По проекту Ф. М. Рослякова был построен и храм в селе Верхокосинском. Этот храм имеет круглый алтарный выступ или апсиду. Церковь имеет одноэтажную трапезную, теплую церковь с престолами Николая Чудотворца и Митрополита Московского Филиппа. Колокольня соединяется с теплым храмом посредством узкого прохода. Следует заметить, что колокольня этого храма невероятно высокая в три яруса.

Как архитектор Ф. М. Росляков использовал достаточно скромную палитру декоративных средств. На фасадах зданий, построенных по его проектам, отсутствовала окраска, резные детали из камня или кирпича, а также орнамент. Несмотря на это, архитектору посредством использования самых простых средств, удавалось поразительным образом раскрыть сущность здания и, тем самым, продемонстрировать работу его частей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: