Букварный период (I этап 51 ч.).




Пояснительная записка.

Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения зву­ков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенно­стей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко исполь­зуются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. Занятия по обучению чтению проводятся 3 раза в неделю.

Обучение умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся начина­ется с пропедевтического периода (4 месяца= 48 ч.) и заканчивается на первом году обучения букварным периодом (I этап).

Пропедевтический период (добукварный 48 ч.).

На уроках чтения в данный период прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умеренно и тяжело умственно отсталых детей широко распространенно. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.

Основными задачами данного периода является:

· подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;

· привить интерес к обучению;

· выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

 

Выполнение программы к концу пропедевтического (добукварного) периода предусматривает следующие умения:

· Навыки учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, подни­мать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

· Развитие органов артикуляционного аппарата, по­становка дыхания и голоса, исправление дефектов речи (по мере возможности): правильно произносить отдельные речевые звуки.

· Развитие слухового восприятия учащихся, развитие рече­вого слуха: различать звуки окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.).

· Правильно произносить за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Называть слова по предъявленным предметным картинкам. Выделять в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов.

· Развитие зрительного восприятия учащихся. Соотносить натуральный объект с его графическим изображением и последующее сло­весное обозначение. Показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в гори­зонтальном положении).

· Отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол – стул, палка - лапка).

· Составлять простые предложения из 2-3 слов. Делить эти составленные предложения на слова.

· Учащие­ся должны понимать их и выполнять действия, связанные со словами «предложение», «слово».

Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предло­женной картинке и вопросам учителя.

Букварный период (I этап 51 ч.).

В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур несколько изменен, т.к он является более доступным и учитывает особенности аналитико-синтетической стороны деятельности умственно отсталых детей.. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау,уа), затем обратные слоги (ам,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произне­сение их в изолированной позиции, а также различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа; ам, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их, составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их с протяжным произношением..

По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение отведено в неделю 2 часа, добавлен еще 1 час за счет уменьшения количества часов по развитию речи.

В неделю – 3 часа.

За год – 99 часов.

 

Краткая характеристика класса:

В классе 9 человек, из них 3 человека обучаются на дому, а 6 человек в классе. Из 6 человек 3 девочки и 3 мальчика. По развитию речи из 6 человек:

· 3 ученика безречевые:

- С. М. (речь отсутствует, при повторении названия картинок говорит

только ударные слоги);

- Х. П. (речь практически отсутствует, произносит отдельные аморфные слова);

- И. О. (называет отдельные предметы, многие слова заменяет жестами);

· 3 ученика говорящиеНигметзянова Анастасия, Кулиш Алексей, Царев Илья, но словарь у данных учащихся на бытовом уровне, нарушена структура слова, не составляют предложения и рассказы по серии картинок, на вопросы дают односложный ответ.

Н. А. – дефекты: Ц=С, шипящие заменяет на свистящие (Ш=С, Ж=З, Щ=С), Ч=Т, Р=Й, Р – горловой, Л-отсутсвует, может заменять Г=Б, В=Т.

К. А. – дефекты: шипящие заменяет на свистящие, К=П, Г=Б, Р-Р’-Л отсутствуют, пропуск звуков и слогов.

Ц. И. – дефекты: свистящие заменяет на шипящие, Л-отсутствует, нарушает

структуру слов со стечением согласных.

На основе речевой характеристики учащихся можно класс разделить на 2 группы: 1 группа – говорящие (Н.А., К. А., Ц. И.)

2 группа – не говорящие (С. М., Х. П., И. О.)

 

К концу года программа по обучению чтению предусматривает умения у говорящих учащихся (1 группа):

· выделение звука из речи (а, у, о, м, с, х.),

· правильное и отчетливое произне­сение их в изолированной позиции,

· различение их в сочетании с другими звуками,

· различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется),

· дифференциацию смешиваемых звуков,

· находить из предложенных букв изученные (а, у, о, м, с, х.) и называть их,

· образовывать из усвоенных звуков и букв слова (ау, уа; ам, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су),

· сравнивать их,

· составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау,уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), затем читать их с протяжным произношением с помощью учителя или самостоятельно,

· читать слоги-слова (ау,уа), затем обратные слоги (ам,ум), после этого прямые слоги (ма, му) с протяжным произношением с помощью учителя или самостоятельно,

· читать с помощью учителя или самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками,

· работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации и читать по «Букварю».

 

Программа по обучению чтению неговорящих учащихся (2 группа) предусматривает умения:

  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук,
  • находить из предложенных букв изученные (а, у, о, м, с, х),
  • составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау,уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), на основе произношения учителя,
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова,
  • работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации

 

 

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п Наименование разделов, тем программы Кол-во часов
    1-4 9-10 11-12                                                                                               Пропедевтический период (добукварный) Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. Слушание сказок с инсценировкой. «Репка» Слушание сказок с инсценировкой. «Колобок» Слушание сказок с инсценировкой. «Теремок» Слушание сказок с инсценировкой. «Маша и медведь» Звук. Различение звуков окружающей действительности. Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?» Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игры с движениями (летит самолет) Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голосок?» Развитие речевого слуха. Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?». В мире речевых звуков. Различение речевых звуков. Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а]. Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о]. Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у]. Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Сопоставление артикуляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у]. Сопоставление арти-куляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у]. Дифференциация звуков[о] - [у]. Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука фишкой. Гласный звук [а]. Выделение в слове гласного звука [а] в сильной позиции. Гласный звук [а]. Выделение в слове гласного звука [а] в сильной позиции. Гласный звук [о]. Выделение в слове гласного звука [о] в сильной позиции. Гласный звук [о]. Выделение в слове гласного звука [о] в сильной позиции. Гласный звук [у]. Выделение в слове гласного звука [у] в сильной позиции. Гласные звуки [а], [о], [у]. Выделение в слове гласных звуков [а], [о], [у] в сильной позиции. Знакомство со словом. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов. Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.     Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов. Согласный звук. Звук [м]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам. Звук [м ] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [м] по предъявленным предметным картинкам. Звук [с] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [с] по предъявленным предметным картинкам. Звук [с] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [с] по предъявленным предметным картинкам. Звук [х] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [х] по предъявленным предметным картинкам. Звук [х] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение, выделение в слове. Звук [х] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение, выделение в слове. Сопоставление артикуляций звуков [с], [м], [х] – согласных звуков. Выделение в слове. Составление простого предложения на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке. Предложение. Предложение. Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками. Последовательное выделение звуков в словах типа: АУ, УС Называние (показ) слов по предметным картинкам. Последовательное выделение звуков в словах типа: АУ, УС, СУК,, СОК     Букварный период (I этап). Знакомство с Букварем. Речь устная и письменная. Предложение. Предложение. Слово. Слово. Звук. Различение речевых и неречевых звуков. Гласный звук. Определение гласного звука из звукового потока. Гласный звук [А]. Буква Аа. Конструирование буквы из палочек. Гласный звук [А]. Буква А, а. Нахождение буквы среди других букв. Гласный звук [о]. Буква О, о. Конструирование буквы из палочек. Гласный звук [о]. Буква О, о. Нахождение буквы среди других букв. Гласные звуки [А], [О]. Буквы А,а, О, о. Чтение слияния гласных Ао, Оа. Гласные звуки [А], [О]. Буквы А,а, О, о. Чтение слияния гласных Ао, Оа. Гласный звук [У]. Буква У, у. Конструирование буквы из палочек. Гласный звук [У]. Буква У, у. Нахождение буквы среди других букв.     Гласные звуки и буквы А, О, У. Нахождение буквы среди других букв. Гласные звуки и буквы А, О, У. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. Гласные звуки и буквы А, О, У. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. Гласные звуки и буквы А, О, У. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. Согласный звук. Определение согласного звука из звукового потока. Согласные звуки [С] [С] Буква С, с. Конструирование буквы из палочек. Согласные звуки [С] [С]. Буква С, с. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Сс. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой С, с. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой С,с. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой С,с. Согласные звуки [М] [М]. Буква М, м Конструирование буквы из палочек. Согласные звуки [М] [М] Буква М, м Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквами Мм Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой М, м. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой М, м. Чтение слогов и слов с буквой М, м. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой М, м и буквой С,с Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой М, м и буквой С,с Согласные звуки [Х] [Х] Буква Х, х. Конструирование буквы из палочек. Согласные звуки [Х] [Х] Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Хх. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Х, х. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Х, х. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Х, х. Чтение слогов и слов с буквой Х, х. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х. Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х. Чтение слогов по таблицам. Чтение слов с этими слогами. Чтение слогов по таблицам. Чтение слов с этими слогами. Составление и чтение слов из разрезной азбуки. Составление и чтение слов из разрезной азбуки. Составление и чтение слов из разрезной азбуки. Составление и чтение слов из разрезной азбуки. Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами. 48 ч. 4 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.   1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 51ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.     1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.   1ч.   1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.  

Объекты и содержание учебных материалов и педагогическая деятельность.

Кол-во уч-ся Кол-во учеб-ков Программа (автор, год издания, характер (авторская, составительская, государственная) Кол-во часов по учебному плану программе Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект
учебники Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
      1. «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» проект НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1976 2. «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умствен- ной отсталости: подготовитель- ный, 1-9 классы» Екатеринбург, 2004 3. «Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49) (Программа «Особый ребенок»)» Пермь, 2004г. 4. Приказ об утверждении Пример- ного учебного плана общего образования учащихся с глубо- кой умственной отсталостью № 47-д от 11.08.2000г.   3ч. в неделю «Букварь» 1 класс В.В. Воронкова И.В. Коломыткина Москва «Просвещение», 2002г. 1. «Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г. 2. «Логопед и Я: автоматизация шипящих звуков» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г. 3. «Логопед и Я согласные и гласные – похожие, но разные» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г. 4. «Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс» Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г. 5. «Организация коррекционно-развиваю- щейся работы в средней логопедической группе детского сада» Н.В. Нищева СПб, 2007 6. «От А до Я» Е.В. Колесникова Москва, 2007 7. «По дороге к азбуке» методические рекомендации Т.Р. Кислова, Москва, 1999г.   1. «Занимательные упражнения и игры для речевого и интеллекту- ального развития», тетрадь №1, №2 Москва, 2005 2. «Звукарик» АВ Ундзенкова, Л.С. Колтыгина, Екатеринбург, 1998г. 3. «От А до Я» Е.В. Колесникова, тетрадь Москва, 2007 4. Раскраски  
            8. «Подгрупповые логопедические занятия в средней группе детского сада для детей с ОНР» Н.В. Нищева, СПб, 2007 9. «Развивайся, малыш!» О.В. Закревская Москва, 2007г. 10. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» Г.Л. Горькова, Л.А. Обухова, Москва, 2005г.  

Содержание программы.

№ п/п Дата Тема урока Составляющие качества образования Индивидуальная коррекционная работа
Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная
Пропедевтический период (добукварный)
    Рассматривание книг. Прослушивание ска-зок по книгам. Формирование навыка рассматри-вания иллюстраций, соотнесения их с текстом. Обучение вслуши-ваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать главных героев на иллюстрации. Формирование интереса к окружающему, при-влечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности.
Проявлять интерес к иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, называть главных героев сказки.
    Рассматривание книг. Прослушивание ска-зок по книгам. Формирование навыка рассматри-вания иллюстраций, соотнесения их с текстом. Обучение вслуши-ваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Вслушиваться в содержание сказки, проявлять интерес к иллюстрации в книге, показывать главных героев на иллюстрации, по возможности показывать, что произошло с героем. Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения
Слушать сказку, проявлять интерес к иллюстрации в книге, называть главных героев сказки, по возможности отвечать на вопросы по содержанию сказки.
    Рассматривание книг. Прослушивание ска-зок по книгам. Совершенствование навыка рассматривания иллюстраций, соотнесения их с текстом. Совершенствование умения вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Вслушиваться в содержание сказки, проявлять интерес к иллюстрации в книге, показывать главных героев на иллюстрации, по возможности показывать, что произошло с героем. Коррекция по соотношению зритель-ного образа с его словес-ным обозначением. Кор-рекция эмоциональной адекватности поведения
Слушать сказку, проявлять интерес к иллюстрации в книге, называть главных героев сказки, по возможности отвечать на вопросы по содержанию сказки.
    Рассматривание книг. Прослушивание ска-зок по книгам. Совершенствование навыка рассматривания иллюстраций, соотнесения их с текстом. Совершенствование умения вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Вслушиваться в содержание сказки, проявлять интерес к иллюстрации в книге, показывать главных героев на иллюстрации, по возможности показывать, что произошло с героем. Коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением, базовых эмоций личности.
Слушать сказку, проявлять интерес к иллюстрации в книге, называть главных героев сказки, по возможности отвечать на вопросы по содержанию сказки.
    Слушание сказок с инсценировкой. «Репка» Формирование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки. Обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Проявлять интерес к происходящим действиям, узнавать героев сказки по названному имени, показывать их. Коррекция пространственной ориентации (за, перед, после), привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого
По возможности следить за действующими лицами, проявлять интерес к происходящим событиям, называть героев сказки, пытаться отвечать на вопросы по содержанию
    Слушание сказок с инсценировкой. «Колобок» Формирование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки. Обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. Проявлять интерес к происходящим действиям, узнавать героев сказки по названному имени, показывать их. Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения
По возможности следить за действующими лицами, проявлять интерес к происходящим событиям, называть героев сказки, пытаться отвечать на вопросы по содержанию.
    Слушание сказок с инсценировкой. «Теремок» Формирование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки. Совершенствование умения вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. По возможности следить за действующими лицами, проявлять интерес к происходящим событиям, показывать героев сказки, пытаться отвечать на вопросы по содержанию, изображая действия героев и по возможности оречевлять свои действия. Коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением. Коррекция эмоциональной адекватности поведения
Следить за действующими лицами, проявлять интерес к происходящим событиям, называть героев сказки, пытаться отвечать на вопросы по содержанию
    Слушание сказок с инсценировкой. «Маша и медведь» Совершенствование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки. Совершенствование умения вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность. По возможности следить за действующими лицами, проявлять интерес к происходящим событиям, показывать героев сказки, пытаться отвечать на вопросы по содержанию, изображая действия героев и по возможности оречевлять свои действия. Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция по соотношению зрительно-го образа с его словесным обозначением.
Следить за действующими лицами, проявлять интерес к происходящим событиям, называть героев сказки, пытаться отвечать на вопросы по содержанию.
    Звук. Различение звуков окружающей действительности. Формирование представления о звуках окружающей действительности, формирование внимания к неречевым звукам Определять, что издает звук, и называть этот предмет. Развитие слухового восприятия, коррекция базовых эмоций личности.
Определять, что издает звук, и показывать этот предмет.
    Звук. Различение звуков окружающей действительности. Совершенствование представления о звуках окружающей действительности, формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек. Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука. Коррекция слухового восприятия (чувство ритма).
Определять, что издает звук, и показывать этот предмет, по возможности определять место издаваемого звука.
      Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?» Совершенствовать умение различать неречевые звуки. Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука. Развитие слухового восприятия, коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением.
Определять, что издает звук, и показывать этот предмет, по возможности определять место издаваемого звука.
        Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?» Совершенствовать умение различать неречевые звуки. Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука. Развитие слухового восприятия, коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением.
Определять, что издает звук, и показывать этот предмет, по возможности определять место издаваемого звука.
    Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игры с движениями (летит самолет) Формирование внимания к неречевым звукам, совершенствовать умение различать неречевые звуки. Определять, что издает звук, и называть этот предмет, активно участвовать в играх со звукоподражанием. Коррекция пространственной ориентировки, координации речи с движением.
Определять, что издает звук, и показывать этот предмет, стараться принимать участие (произнесение) в играх со звукоподражанием.  
    Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голосок?» Формирование понятия речевые звуки, соотносить изображение с их словесным обозначением, активизация в звукоподражании. Определять, кому принадлежит голосок, активно участвовать в звукоподражании. Развитие слухового восприятия, коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением.
Определять, кому принадлежит голосок (показывать на картинку), соотносить зрительный образ с его словесным обозначением, по мере возможности участвовать в звукоподражании.  
    Развитие речевого слуха. Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?». Формирование внимания к звукам. Совершенствование умения различать звуки окружающей действительности (неречевые) и звуки речи. Определять, кому или чему принадлежит услышанный звук (различать речевой звук от неречевого), называть этот предмет, смочь произвести звукоподражание этому предмету. Развитие слухового восприятия, коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением.
Определять, кому принадлежит голосок (показывать на картинку), соотносить зрительный образ с его словесным обозначением, по мере возможности участвовать в звукоподражании.
      В мире речевых звуков. Различение речевых звуков. Формирование представления о звуках речи, выработка правильного диафрагмального дыхания. Различать речевые звуки от неречевых, приводить пример речевого звука (с помощью учителя) Развитие слухового восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.
Различать речевые звуки от неречевых, произносить за учителем речевые звуки (участвовать в звукоподражании)  
    Звук [а]. Особенности артикуляции и звуча-ния. Правильное про-изнесение за учите-лем слов, состоящих из одного звука [а]. Формирование представления о звуке [а], о его особенности артикуляции, правильно произносить. Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. Произносить звук [а] за учителем, по артикуляционной позиции, на основе стихотворения. Развитие слухоречевого восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.
    Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [а], отличать этот звук от других речевых звуков. Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука, уметь выделить звук [а] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.
Произносить звук [а] за учителем, по артикуляционной позиции, на основе стихотворения, с помощью учителя выделять звук [а] из потока других речевых звуков.  
    Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о]. Формирование представления о звуке [о], о его особенности артикуляции, правильно произносить. Произносить звук [о] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. Развитие слухоречевого восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.  
Произносить звук [о] за учителем, мочь произносить звук по артикуляционной позиции, на основе стихотворения.
      Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [о], отличать этот звук от других речевых звуков. Произносить звук [о] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука, уметь выделить звук [о] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Коррекция по выработке правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции звука, преодоление твердой атаки голоса
Произносить звук [о] за учителем, по артикуляционной позиции, на основе стихотворения, с помощью учителя выделять звук [о] из потока других речевых звуков.
    Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у]. Формирование представления о звуке [у], о его особенности артикуляции, правильно произносить. Произносить звук [у] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. Развитие слухоречевого восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.
Произносить звук [у] за учителем, мочь произносить звук по артикуляционной позиции, на основе стихотворения.
    Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [у], отличать этот звук от других речевых звуков. Произносить звук [у] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука, уметь выделить звук [у] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.
Произносить звук [у] за учителем, мочь произносить звук по артикуляционной позиции, на основе стихотворения, с помощью учителя выделять звук [у] из потока других речевых звуков.
    Сопоставление арти-куляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение сов-местно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у]. Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звуки [а], [о], [у], отличать эти звуки друг от друга от других речевых звуков, сопоставление артикуляций. Произносить звуки [а], [о], [у] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения воспроизводить звуки [а], [о], [у] - артикуляционную позицию звука. Развитие слухоречевого восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.
Произносить звуки [а], [о], [у] за учителем, мочь произносить звук по артикуляционной позиции, на основе стихотворения, с помощью учителя.
    Сопоставление арти-куляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у]. Сопоставление артикуляций звуков [а], [о], [у], совершенствование умения правильно поизносить звуки. Произносить звуки [а], [о], [у] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения воспроизводить звуки [а], [о], [у] - артикуляционную позицию звука. Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.
Произносить звуки [а], [о], [у] за учителем, мочь произносить звук по артикуляционной позиции, на основе стихотворения, с помощью учителя.
    Дифференциация звуков[о] - [у]. Различение звуков [о] - [у] по произношению и по артикуляции, совершенствование умения правильно произносить звуки. Различать на сл


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: