Основные задачи по программе




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа: 5-7 лет

Сведения о разработчиках:

Иноземцева Наталия Александровна – воспитатель группы КП «Будущий первоклассник»

 

р.п. Мордово

2015-2016 уч. г


Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

· создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

· максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

· творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

· вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

· уважительное отношение к результатам детского творчества;

· единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава­тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор­ческой активности; формирование первичных представлений о количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движе­нии и покое, причинах и следствиях.

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандаром дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

· Конституция РФ

· Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155

· СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

 

Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Цель программы: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени.

 

Основные задачи по программе

 

Количество

· Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

· Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

· Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операциями над ними.

· Продолжать знакомить с числами и цифрами первого десятка.

· Познакомить с числами второго десятка.

· Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

· Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

· Познакомить с составом чисел в пределах 10.

· Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

· Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).

· Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

 

Величина

· Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

· Делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

· Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку) и линейки.

· Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

· Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях.

· Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

· Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

· Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.

· Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

· Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

Ориентировка в пространстве

· Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

· Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

· Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

· Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

· Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

· Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

 

Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

 

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие» Развитие ориентировки в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
«Социально-коммуникативное развитие» Формирование элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности (например: сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактические и подвижные игры).
«Речевое развитие» Использование стихов, загадок, художественных произведений при изучении числового ряда, последовательности времен года, составлении и решении арифметических задач.
«Художественно-эстетическое развитие» Развитие умений сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.  

 

Целевые ориентиры

 

Количество

· Имеет общие представления о множестве: умеет формировать множества по заданным основаниям, видит составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками, объединяет, дополняет, удаляет из множества части или отдельные его части.

· Владеет навыками количественного и порядкового счета в пределах 10.

· Называет числа в прямом и обратном порядке до 10, последующее, предыдущее число в пределах 10, соседей числа.

· Сравнивает количество предметов, используя знаки равенства и неравенства.

· Проводит сравнительный анализ чисел: «больше», «меньше», «столько же»

· Самостоятельно выполняет графические изображения цифр от 0 до 9.

· Имеет представления о составе чисел из единиц

· Соотносит цифры и количество предметов.

· Знает состав чисел от 1 до 10, умеет раскладывать число на 2 меньших.

· Имеет представление о двузначных числах и способе их образования.

· Имеет представление о структуре задачи, умеет правильно определять в задаче условие и вопрос задачи, давать развернутый ответ на вопрос задачи, употребляя в речи числительное.

· Имеет представление о деньгах, монетах достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей, соотносить числа и монеты, решать задачи с монетами, способом сложения и вычитания.

· Умеет на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

· Умеет решать логические задачи на установление соответствия, задачи на синтез и анализ.

 

Величина

· Умеет делить целый предмет на 2, 4 и более равных частей.

· Имеет представление об «одной второй», «одной четвертой» части.

· Умеет сравнивать предметы по высоте, длине и ширине, используя слова «выше», «ниже», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

· Умеет измерять длину предметов и отрезков с помощью условной меры и линейки, сравнивать длину отрезков.

· Умеет рисовать отрезки на бумаге в клетку

· Понимает зависимость между величиной меры и числом.

· Умеет измерять объем жидких и сыпучих веществ разными способами.

 

Форма

· Различает и называет, геометрические фигуры, умеет соотносить их по цвету и форме, группирует их согласно общим признакам.

· Имеет представления о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой, о свойствах геометрических фигур, их элементах (вершины, углы, стороны).

· Решает геометрические задачи.

· Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

· Моделирует геометрические фигуры; составляет из нескольких частей целое, конструирует фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составляет тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Ориентировка в пространстве

· Ориентируется в пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

· Умеет располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

· Выполняет изображение узора по образцу

Ориентировка во времени

· Имеет представления о временных отношениях, узнает и понимает значение понятий «сначала-потом», «до-после», «раньше-позже», «в одно и то же время».

· Называет время по часам с точностью до часа.

· Имеет представления о временах и месяцах года, днях недели, частях суток, знает их название и последовательность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: