Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Продолжительность диагностического периода;
Стартовая диагностика:
01.09.2015г – 13.09.2015г
Итоговая диагностика:
16.05.2016г – 31.05.2016г
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
Количество и счет | ||
1. | Деление множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу, дополнение, удаление из множества частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части. | |
2. | Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | |
3. | Знакомство с цифрами 0-9 | |
4. | Развитие понимания отношений между числами. Сравнение чисел в пределах 10. | |
5. | Знакомство с последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10; называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 10. Называние предыдущего и последующего числа к названному числу или обозначенному цифрой, называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после». | |
6. | Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и более равных частей; установление отношения целого и части. | |
7. | Ознакомление с составом чисел из двух меньших до 10. | |
8. | Знакомство с монетами достоинством в 1,2,5 руб., 1,5,10 коп. их набором и разменом. | |
9. | Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | |
10. | Знакомство с особенностью образования двузначных чисел в пределах 20. | |
11. | Установление закономерностей. Логические задачи на синтез и анализ. | |
Величина | ||
12. | Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры, линейки. Развитие понимания зависимости результата измерения длины от величины меры. | |
13. | Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | |
14. | Сравнение предмета по весу (тяжелее – легче). Знакомство с весами. | |
Форма | ||
15. | Развитие представлений о геометрических фигурах. Знакомство с многоугольником, его элементами (углы, вершины, стороны). Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | |
Ориентировка в пространстве | ||
16. | Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. | |
17. | Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями. | |
Ориентировка во времени | ||
18. | Знакомство с названия месяцев года, последовательность дней недели, определение времени по часам. | |
Итого |
Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
№ | Дата | Организованная образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||||
Тема | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |||||
план | факт | ||||||
1. | «Ориентировка в пространстве» | Формировать у детей пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Уточнить умения детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету. Уточнить умения детей ориентироваться на листе бумаги (в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, середине). | Тетрадь «Солнечные ступеньки» стр. 1 | Д/и «Куда пойдешь и что найдешь» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр.100 №162 | |||
2. | Величина. Измерение объема жидких и сыпучих веществ | Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развивать представление о том, что результат измерения зависит | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 324 Занятие №2 | Д/и «Волшебный мешочек» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 36 | |||
3. | 8.Число 0, Цифра «0». Понятия «Много», «Ни одного» | Сформировать представления о числе 0, «0» - как характеристика пустого множества Познакомить детей с понятиями «много, ни одного», | Тетрадь «Солнечные ступеньки Стр. 5 | Д/игра: «Продолжи ряд» | |||
4. | «Геометрические фигуры». | Уточнить знание известных геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, их элементов (вершины, углы, стороны) Учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 329 Занятие №4 | Д/и «Положи такую же фигуру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр.102 №167 | |||
5. | «Число 1. Цифра 1» | Познакомить детей с числом 1, как характеристикой множества состоящего из одного элемента. Познакомить с цифрой «1» | Тетрадь «Солнечные ступеньки» № 1, стр. 6 | Моделирование из геометрических фигур «Теремок» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 46 | |||
6. | «Число 2. Цифра 2». Знаки «+», «=». | Познакомить детей с числом 2, как характеристикой множества состоящего из двух элементов. Познакомить с цифрой «2». Познакомить детей с составом числа 2. Познакомить со знаком «+», «=». Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур. | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.4-5 | Занимательный материал «Веселая арифметика» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 292 | |||
7. | Число 3, цифра «3». Состав числа 3 | Познакомить детей с числом 3, как характеристикой множества состоящего из 3-х элементов, цифрой «3», составом числа 3. Учить составлять число 3 из 2-х меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом, цифрой. Учить решать логические задачи на установление закономерностей. Знакомство с линейкой. | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.6-7 Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (5+ стр. 6 | ||||
8. | Число 4, цифра «4». Состав числа 4 | Познакомить детей с числом 4, как характеристикой множества состоящего из 4-х элементов, цифрой «4», составом числа 4. Учить составлять число 4 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. Учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их. Уточнить представление о многоугольнике: учить находить стороны, углы, вершины | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.8 Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (5+) стр. 7 | Д/и «Угадай, какие числа написаны» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 53 № 69 | |||
9. | Число 5, цифра «5».Состав числа 5 | Познакомить детей с числом 5, как характеристикой множества состоящего из 5-и элементов, цифрой «5», составом числа 5. Учить составлять число 5 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков. | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.10 Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (5) стр. 8 | Д/и «Сколько в другой руке» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 53 №67 | |||
10. | «Измерение» | Учить измерять с помощью условной меры длину предмета. Учить измерять длину, высоту, ширину предметов с помощью линейки | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 316 Занятие №2 | Д/и «Какой отрезок длиннее» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 112 № 187 | |||
11. | «Деньги» | Познакомить детей с деньгами, их предназначением. (монеты достоинством 1,5 копеек, 1,2,5 рублей). Упражнять детей в наборе и размене монет) | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 244 Занятие №2 | Д/и «Разменяй» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 54 № 72 | |||
12. | Сравнение множеств. Повторение. | Упражнять в дополнении множеств, удалении из множества части. Устанавливать отношение между множествами путем составления пар предметов или соединения предметов стрелками. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 1 | Занимательный материал. «Занимательные задачи» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 127 | |||
13. | Счет до 5. Повторение. | Закрепить знание чисел и цифр от 1 до 5, упражнять в прямом и обратном счете, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, упражнять в счете слева направо и справа налево. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 2 | Д/и «Будь внимателен» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 44 № 72 | |||
14. | «Часы» «Время» «Ориентировка во времени» | Познакомить детей с часами и их назначением... Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Упражнять детей в ориентировке во времени, используя слова: «утром», «днём», «вечером», «раньше», «позже», «в одно и то же время» | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 393 Занятие №2 | Д/и «Который час?» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 126 № 216 | |||
15. | «Год» | Закреплять названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Упражнять детей в ориентировке во времени, используя слова: «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 386 Занятие №4 | Д/и «Назови время года» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 124 № 213 | |||
16. | Количество и счет. «Больше», «меньше», «равно». Знаки «>», «<», «-«. | .Познакомить с математическими знаками «>», «<», «=», закреплять представление о равенстве и неравенстве, учить правильно понимать понятия «больше», «меньше», «равно». | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 3 | Занимательный материал «Веселая арифметика» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 292 | |||
17. | Сложение. | Сформировать представления о сложении как объединении группы предметов. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; Учить рисовать на листе бумаги предмет, направляя карандаш в нужном направлении словами: вправо, вверх, влево, вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз и т. д.. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 4 | Д/и «Реши задачу» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 281 | |||
18. | Вычитание. Знак «минус» | Формировать представления детей о вычитании как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «- » (минус). | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 5 | Д/и «Сколько нас без одного» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50 № 62 | |||
19. | Состав числа 5 | . Учить составлять число 5 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 8 | Д/и «Считай дальше» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 43 № 39 | |||
20. | «Ориентировка на листе бумаги» Графический диктант | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; Учить рисовать на листе бумаги предмет, направляя карандаш в нужном направлении словами: вправо, вверх, влево, вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз и т. д. | «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. Группа Стр.60 | Д/и «Пройди лабиринт» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 160 | |||
21. | Число 6. Состав числа 6. | Познакомить детей с числом 6, как характеристикой множества состоящего из 6-и элементов, цифрой «6», составом числа 6. Учить составлять число 6 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 9 | Д/и «Поймай рыбку» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 48 № 54 | |||
22. | Число 7. Состав числа 7. | Познакомить детей с числом 7, как характеристикой множества состоящего из 7-и элементов, цифрой «7», составом числа 7. Учить составлять число 7 из меньших чисел. Упражнять в прямом и обратном счете. Познакомить с понятием «четные», «нечетные» числа. Закрепить умение правильно пользоваться знаками неравенства. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 10 | Д/и «Дом, в котором ты живешь» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50 № 60 | |||
23. | Дни недели | Учить: пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше); определять последовательность всех дней недели. | «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. Группа Стр.68 | Д/и «Каких дней в неделе недостает» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 122 № 209 | |||
24. | Число 8. Состав числа 8. | Познакомить детей с числом 8 как характеристикой множества состоящего из 8-и элементов, цифрой «8», составом числа 8. Учить составлять число 8 из меньших чисел. Формировать понятие о том, что число количество предметов можно узнать не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Закрепить с детьми знания о четных и нечетных числах. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 11 | Д/и «Чет-нечет» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 49 № 58 | |||
25. | Число 9. Состав числа 9. | Познакомить детей с числом 9, как характеристикой множества состоящего из 9-и элементов, цифрой «9», составом числа 9. Учить составлять число из меньших чисел. Познакомить с приемами деления фигуры на 2 равные части, с понятием «одна вторая часть». Упражнять в делении и составлении целой фигуры из частей. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 12 | Д/и «Положи нужную цифру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 44 № 41 | |||
26. | Число 10. Состав числа 10. | Познакомить детей с числом 10 (десяток) составом числа. Учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку. Упражнять в составлении целой фигуры из частей. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 13 | Д/и «Покажи столько же пальчиков» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 44 № 43 | |||
27. | Логические задачи. | Учить решать логические задачи на установление закономерностей, на анализ и синтез. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 14 | Д/и «Угадай, сколько здесь грибочков» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 48 № 56 | |||
28. | Часть и целое. | Познакомить с приемами деления фигуры на 4равные части, с понятием «одна четвертая часть». Упражнять в делении Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание, в составлении целого из частей. Продолжать знакомить с монетами, достоинством 1,2,5,10 рублей. Упражнять в наборе и размене монет. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 15 | Д/и «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 111 | |||
29. | Счет от 1 до 10. Веселая арифметика | Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета первого десятка, закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке, учить определять пропущенное число в числовом ряду, соответствие между количеством предметов, числом, цифрой. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 16 | Д/и «Живые числа» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 42 № 36 | |||
30. | «Задачи» | Дать представление об арифметической задаче. Познакомить со структурой задачи. Учить различать части: условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается в задаче). Понимать: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить. Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. Учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=». | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 254 Занятие №2 | Д/и «Составь задачу» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 135 | |||
31. | «Задачи» | Закреплять умение находить в задаче условие и вопрос. Продолжать формировать умение рассуждать. Учить формулировать арифметическое действие. Упражнять: в составление задач на сложение с использованием наглядного материала. Учить составлять и решать задачи с использованием монет достоинством в 1,2, и 5 рублей. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр.260 Занятие №4 | Занимательный материал «Задачи Вини-Пуха» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 207 | |||
32. | Составление и решение задач | Познакомить с задачами на нахождение суммы (целого), учить решать задачи на нахождение суммы, записывать арифметические действия, используя знак «+», совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и разного вида схематических изображений. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 265 Занятие №2 | Д/и «Кто прав» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 57 № 77 | |||
33. | Задачи в рисунках и стихах | Познакомить с задачами на нахождение части, учить решать задачи на нахождение части, используя арифметический знак «-«, закреплять умение видеть в задаче условие и вопрос. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 274 Занятие №2 | Д/и «Гаражи» | |||
34. | Решение задач | Продолжить учить решать простые арифметические задачи, формулировать арифметические действия вычитания и сложения, совершенствовать умение записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «+», «-«и отношения «=». | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 277 Занятие №4 | Д/и «Назови число на единицу меньше (или больше)» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 49 № 57 | |||
35. | Решение задач. | Познакомить с задачами на увеличение числа на несколько единиц, учить решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 284 Занятие №2 | Д/и «Кубик бросай и правильно считай» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 62 № 88 | |||
36. | Счет. Повторение | Закрепить навыки количественного счета в пределах 10. Учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз и независимо от формы расположения предметов. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 1 | Д/и «Кто внимательнее Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 47 № 51 | |||
37. | Последующее число. Предыдущее число. | Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, учить называть соседей числа, пропущенное число. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 2-3 | Д/и «Каких чисел недостает» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 47 № 50 | |||
38. | Геометрические тела и фигуры | Познакомить с объемными фигурами: шар, куб, конус, цилиндр; научить их распознавать, отличать от плоских фигур. Закреплять умение сравнивать множества, используя знаки «<», «>», «=». | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 4 | Д/у «Зрительный диктант» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 106 № 177 | |||
39. | Измерение. Прямая линия. Отрезок Понятия «длина», «ширина», «высота» | Дать представление детям, что такое «прямая линия», «отрезок прямой». Упражнять в счете. Развивать мелкую моторику. Учить пользоваться линейкой, чертить и измерять отрезки | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 319 Занятие №4 | Д/у «Какой отрезок длиннее» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 112 № 187 | |||
40. | Числа-соседи. | Учить называть числа в прямом и обратном порядке, называть соседей числа. Закреплять умение соотносить множество, число и цифру. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 5 | Д/и «Сбежавшие числа» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 46 № 48 | |||
41. | Счет до 10. Повторение | Закрепить навыки счета в пределах десяти, состав числа из двух меньших, формировать умение решать логические задачи. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 6-7 | Д/и «Кто быстрее составит ракету для космонавта» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 145 | |||
42. | Счет до 20 | Познакомить с особенностью образования двузначных чисел (11-20). Учить детей считать в пределах 20. Учить называть последующие и предыдущие числа. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 8 | Д/и «Помоги собрать цветок» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 320 | |||
43. | Что тяжелее? | Дать представление о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее, легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 9 | Д/и «Один за один» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50 № 61 | |||
44. | Деление на части. | Познакомить с приемами деления фигуры на четыре равные части, с понятием «одна четвертая часть», закрепить состав числа в пределах 10, учить детей моделировать геометрические фигуры, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 10 | Д/у «Сложи квадрат» «Планирование на каждый день» Д-Ф. Подг. группа стр. 127 | |||
45. | Логические задачи | Закреплять навыки решения логических задач на установление закономерностей, умение составлять целое из частей. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 11 | Д/и «Украсим группу к празднику» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 127 | |||
46. | Ориентировка в пространстве. Графический диктант | Продолжать учить считать до 20. Продолжать знакомить детей с образцами и «записью» каждого из чисел второго десятка. Упражнять в решение примеров Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить выполнять задания под диктовку. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 12-13 Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 379 Занятие №2 | Д/у «Слуховой диктант» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 107 № 178 | |||
47. | Время. Год | Учить детей различать длительность временных интервалов (1 мин, 10 минут, 1 час), учить определять время по часам с точностью до 1 часа. Закреплять названия времен года, месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 14 | Д/и«Поставь по порядку» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 124 № 215 | |||
48. | Целое и части | Закрепить умение делить целый предмет на 2, 4, и более равных частей и сравнивать эти части. Рассмотреть зависимость размера каждой части от общего количества частей. Показать: чем больше частей при делении целого, тем меньше каждая его часть, и наоборот. Учить находить по части целое и по целому его часть. Дать представление о том, что при сравнении частей фигур разного размера получаются неравные части. Развивать логическое мышление. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 15 | Развивающая игра «Танграмм» | |||
49. | Итоговое занятие. Повторение изученного материала | Уточнить умения детей составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов, устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями. Уточнить умения детей считать до 20. Уточнить умения детей отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 16 | Д/и «Распредели числа в домики» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 23 | |||
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:
• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
• раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
• организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
• наблюдение за динамикой психоречевого развития.
• сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
• тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по формированию элементарных математических представлений:
Основная цель - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов.
Задачи:
· Развивать у детей познавательные интересы, мыслительные операции и речь.
· Развивать элементарные представления о признаках предметов, геометрических фигур, количестве, числе.
· Формировать навыки элементарных способов измерения.
· Выполнять простейшие счетные операции.
· Обучать составлению и решению простых арифметических задач на сложение и вычитание.
· Способствовать усвоению элементарного математического словаря.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников). Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование элементарных математических представлений»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Диагностика математических способностей | Выявление уровня знаний по данному направлению |
Октябрь | Консультация «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе» | Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников. |
Ноябрь | Изготовление дидактических игр по ФЭМП (Совместная работа родителей и педагога) | Привлечение родителей к совместной деятельности, к созданию дидактических игр. |
Декабрь | Родительское собрание «Занимательная математика» Буклет «Игры по ФЭМП, которые можно провести дома» | Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников, посредством игры, занимательного материала. Привлечение родителей к взаимодействию по развитию интереса к математике у дошкольников. |
Январь | Размещение информации на сайте организации | Обеспечение доступности информации по ФЭМП у дошкольников. |
Февраль | Выставка творческих работ «Веселые формы» (из геометрических фигур) | Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада. |
Март | Папка-передвижка «Как развивать познавательную деятельность ребенка» | Получение информации по развитию познавательной деятельности дошкольника. |
Апрель | Математический КВН | Привлечение родителей к взаимодействию, установление дружеских отношений среди родителей группы. |
Май | Фотовыставка «Изучаем математику дома» | Знакомство родителей с математической работой, проводимой в детском саду. Обмен опытом между родителями по формированию элементарных представлений у детей в домашних условиях. |