Период юношеского возраста Половое созревание.




Актуальность: школьные годы — важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций. С 11—12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование полового диморфизма.

Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) — это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) — с 12 до 17 лет и юношества — с 17 до 24 лет.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Роль медсестры по профилактике развития заболеваний у детей школьного возраста и способы стимуляции их физического и интеллектуального развития

2. Мероприятия по профилактике формирования вредных привычек у детей школьного возраста

Знать:

1. Анатомо-физиологические и психологические особенности, проблемы детей школьного возраста

2. Основные показатели и сроки полового развития подростка

3. Роль медсестры в организации рационального питания, распорядка дня и создании психоэмоционального комфорта для ребенка школьного возраста

Школьный возраст делится на младший – 7-12 лет и старший – 13-18 лет.

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы;

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам;

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Тестовые задания исходного уровня:

Выберите несколько правильных ответов:

1.К закономерностям роста и развития организма детей относятся

1) гетерохронность

2) половой диморфизм

3) акселерация роста и развития

4) неравномерность темпа роста и развития

5) увеличение удельных энергозатрат организма

6) биологическая надежность функциональных систем в целом

7) обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами

2.К факторам окружающей среды и условиям жизнедеятельности детей и подростков, влияющим на их рост и развитие, относятся

8) питание

9) состав питьевой воды

10) социальные условия жизни

11) состояние атмосферного воздуха

3.Перечислите методы, используемые для оценки физического развития детей

12) метод центилей

13) по шкале регрессии

14) комплексный метод

15) метод сигмальных отклонений

4.К физиометрическим показателям относятся

1) жел

2) рост сидя

3) становая сила

4) мышечная сила рук

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1

Оцените физическое развитие девочки 13 лет при помощи центильного метода. Девочка имеет следующие показатели: рост – 154 см; масса тела – 46 кг; окружность грудной клетки – 73 см, жировая складка живота – 1 см, ЖЕЛ – 2500 мл; мышечная сила кисти – правой 26,5 кг, левой 22,0 кг; чсс – 83 уд/мин, АД 110/60 мм.рт.ст.

Задача № 2

Дайте гигиеническую оценку физического развития мальчика 10 лет при помощи метода сигмальных отклонений. У мальчика рост 137,8 см, масса тела – 37,6 кг, окружность грудной клетки – 68,3 см. Оцените гармоничность мальчика и дайте рекомендации, если они требуются.

Задача № 3

Оценить физическое развитие мальчика 10 лет при помощи шкал регрессии: рост 140 см, вес 35 кг, окружность грудной клетки 67 см.

Задача № 4

Оцените физическое развитие центильным методом девочки 13 лет, русская, рост 145 см, масса тела 40,5 кг, окружность грудной клетки 71 см, жировая складка живота – 1 см, ЖЕЛ – 2200 мл; мышечная сила кисти – правой 21 кг, левой 19 кг; чсс – 78 уд/мин, АД 92/55 мм.рт.ст.

Контрольные вопросы по теме:

1. Расскажите об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего и старшего школьного возраста

2. Перечислите вторичные половые признаки и сроки их появления

3. Назовите наиболее актуальные психологические проблемы подросткового периода

4. Расскажите о роли медсестры в организации рационального питания, распорядка дня, профилактике формирования вредных привычек и развития заболеваний у детей школьного возраста.

Тестовые задания конечного уровня:

Укажите один правильный ответ

1. При преждевременном половом созревании костный возраст:

а) соответствует паспортному возрасту;

б) опережает паспортный возраст;

в) отстает от паспортного возраста.

 

2. Наступление периода полового созревания у мальчиков начинается с:

а) увеличения полового члена в дину;

б) пигментации кожи мошонки;

в) увеличения яичек;

г) появления начального оволосения на лобке и в аксилярной области;

д) мутации голоса.

 

3. Форма нарушения половой дифференцировки, относящаяся к ложному женскому гермафродитизму:

а) синдром Клайнфельтера;

б) врожденная дисфункция коры надпочечников;

в) синдром тестикулярной феминизации;

г) смешанная дисгенезия яичек.

 

4. Задержка роста, обусловленная церебрально-гипофизарным нанизмом, наиболее часто диагностируется:

а) при рождении;

б) на первом году жизни;

в) в 2-4 года;

г) в пубертате.

 

5. Гормон роста оказывает влияние на уровень глюкозы в крови:

а) инсулиноподобное;

б) контринсулярное;

в) двухфазное.

 

6. Для первичных форм гипогонадизма характерны:

а) высокий уровень гонадотропных гормонов и низкий уровень половых гормонов;

б) низкий уровень половых гормонов и низкий уровень гонадотропных гормонов;

в) низкий уровень гонадотропинов и резко положительная проба хорионическим гонадотропином.

 

7. О недостаточности функции половых желез свидетельствует отсутствие вторичных половых признаков у мальчиков старше:

а) 11 лет;

б) 13,5 лет;

в) 15 лет.

 

Укажите все правильные ответы

 

8. Гипергонздотропный гипогонадизм (первичный гипогонадизм) может развиться после:

а) ветряной оспы;

б) эпидемического паротита;

в) краснухи;

г) кори;

д) гриппа;

е) туберкулеза;

ж) скарлатины.

 

9. Для истинного преждевременного полового созревания характерны следующие симптомы:

а) ускорение костного возраста;

б) резкое повышение уровней лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов в крови;

в) пубертатные значения уровней лютеинизирующего и фолликулосшмулирующего гормонов в крови;

г) гиперплазия одного или двух надпочечников;

д) повышение уровня 17-оксипрогестерона в крови;

е) изменение набора половых хромосом по типу 46 XX/XО.

 

10. Фенотапические проявления у детей с церебрапьно-гипофизарным нанизмом:

а) маскулинный тип телосложения;

б) перераспределение подкожно-жировой клетчатки на груди и животе

в) микрогнатия;

г) кукольное лицо;

д) инфантильное телосложение;

е) задержка роста;

ж) «матронизм».

Задачи

1. Оцените половое развитие ребенка.

2. Поставьте диагноз и оцените группу здоровья.

3. Определите тактику дальнейшего ведения на педиатрическом участке.

Задача № 1

На амбулаторном приёме у педиатра мальчик 14 лет. При осмотре отмечается полное оволосение подмышечных впадин и лобковой области, отсутствующее на внутренней поверхности бедер и нижней части живота. Отмечается смена пушковых волос на более «жесткие» Половой член увеличен в диаметре, мошонка имеет естественную складчатость. Головка полового члена выводится. Наружные гениталии приобрели пигментацию. Пальпируются два яичка, мягко эластичной консистенции, безболезненные. При проведении УЗИ генитальных органов объем яичек составил 12,0 мл.

Задача № 2

На амбулаторном приеме у педиатра мальчик 15 лет. В анамнезе родители ребенка низкорослые. При осмотре масса мальчика в 4 коридоре, рост в 1 коридоре. При осмотре: в подмышечных впадинах отмечается рост единичных пушковых волос, также отмечается рост редких пигментированных волос вокруг основания полового члена, мошонка слегка пигментирована. Половой член сформирован, головка выводится. Пальпируются два яичка, мягко эластичной консистенции, безболезненные. При проведении УЗИ генитальных органов объем яичек составил 4,0 мл.

Задача № 3

На амбулаторном приеме у педиатра мальчик 10 лет. Физическое развитие: масса в 5 коридоре, рост в 6 коридоре. При осмотре в подмышечных впадинах отмечается рост единичных пушковых волос, также отмечается рост редких пигментированных волос вокруг основания полового члена, мошонка слегка пигментирована. Половой член сформирован, головка выводится. Пальпируются одно яичко, мягко эластичной консистенции, безболезненное. При проведении УЗИ генитальных органов объем яичка составил 10,0 мл, второе яичко визуализируется в паховом канале.

Задача № 4

На амбулаторном приеме у педиатра девочка 13 лет. Часто болеет простудными заболеваниями, из социально-неблагополучной семьи, питание неполноценное. При осмотре подмышечной впадины отмечается рост редких, пушковых волос, при осмотре области лона - рост длинных, слегка пигментированных волос вдоль половых губ. Молочные железы выступают над поверхностью грудной клетки, отмечается увеличение диаметра ареолы. Пальпаторно пальпируется дольчатая структура. Со слов ребенка месячные не начинались. При проведении УЗИ гениталий: двурогая матка.

Задача № 5

На амбулаторном приеме у педиатра девочка 13 лет. При осмотре молочная железа и ареола выступают в виде конуса, без границ между ними, ареола окрашена. Оволосение занимает всю область лобка, но отсутствует на промежности и внутренней поверхности бедер. При осмотре подмышечной впадины отмечается рост пигментированных волос. Месячные к моменту осмотра были 6 раз, болезненные, в течение 7-10 ти дней, обильные, болезненные. При проведении УЗИ гениталий: правый яичник увеличен в размере, имеются 3 кисты диаметром от 0,3 до 0,5 см.

Задача № 6

На профилактическом осмотре в школе у девочки 10 лет педиатр отметил, что молочная железа и ареола выступают в виде конуса без границ между ними, ареола окрашена. При осмотре подмышечной впадины отмечается рост пигментированных волос. В области лобка отмечается рост пушковых волос, вдоль половых губ - редких слегка пигментированных длинных волос. Менархе.

 

Список литературы:

Основная:

 

1. Волков С.Р. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие / С.Р. Волков, М.М. Волкова. – М.: Авторская академия, 2011. – 496 с.

2. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.АКожин,В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – М.: Академия, 2010. –400 с.

3.Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. – Изд. 11-е, дополненноеи перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 474 с.: ил.

4. Ющук, Н.Д. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: учебник / Н.Д. Ющук, И.В. Маев, К.Г. Гуревич. – М.: Перо, 2012. – 659 с.

Интернет ресурсы:

1.https://www.takzdorovo.ruЗдоровая Россия. Здоровый образ жизни.

2. https://fgou-vunmc.ru ГОУ «ВУНМЦ РОСЗДРАВА» — Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.

3. https://mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Дополнительные источники:

1. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. – 3-е изд., перераб.и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа. 2013. – 288 с.: ил.

2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб пособие / В.А. Медик, В.И. Лисицин, А.В. Прохорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. –144 с.: ил.

 

Домашнее задание:

Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.АКожин,В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – М.: Академия, 2006. –400 с.

Тема: Понятие о планировании семьи

Самостоятельная работа

Составление планов бесед с детьми старшего школьного возраста и их родителями о выборе профессии.

Составление планов бесед о профилактике вредных привычек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: