Состояние малого и среднего предпринимательства




В экономике Лондона сектор МСП занимает доминирующее положение, обеспечивая от 50% до 60% ВВП, производимого городом. По данным за 2006 г. в Лондоне действовало 349513 предприятий, на которых было занято примерно 3,7 млн. работников. Общий объём товарооборот лондонских частных предприятий в 2006 г. достиг £600 млрд. Распределение занятости по размерным категориям предприятий представлено на рис. 1. Несмотря на стабильное, но умеренное развитие городской экономики, в связи с изменениями конъюнктуры и нарастанием конкуренции, около 12-16% предприятий от общего их количества ежегодно учреждаются и примерно 8-12% прекращают свое существование, причем в основной массе это относится к малым предприятиям. По усредненным данным наблюдений за многолетний период, жизненный цикл существования малых предприятий в Лондоне отражается следующими показателями:

v 10% прекращают свою деятельность в течение первого года существования;

v 50% прекращают свою деятельность в течение 5 лет;

v 66% прекращают свою деятельность в течении 10 лет. Из общего количества действующих в Лондоне предприятий 93% являются малыми и средним предприятиями, на которых сосредоточено 54 % всех занятых в экономике города. Более 75% общего числа малых предприятий имеет штат до 10 человек, которые специализируются, в основном, в сфере услуг и не требуют значительных производственных площадей. Территориальное размещение МСП характеризуется тем, что в центральных районах Лондона сосредоточено 35% всех действующих предприятий, в южном секторе расположено 15% на севере - 11% на востоке - 21% и на западе - 17%. Распределение занятости по предприятиям основных видов деятельности в экономике Лондона, представлено в таблице 3. Структура распределения Лондонских предприятий по размерным группам и общей занятости представлена на рис. 1.

 

 

Более подробную картину состояния бизнеса в Лондоне позволяют получить ежегодные отчеты LDA. Так в 2006 г. было проведено очередное исследование (The 2006 London Annual Business Survey - LABS), основанное на результатах обследования 5600 лондонских предприятий. Было установлено, что основное количество МП (с числом работающих до 49 человек) сосредоточено в строительном бизнесе и в сфере услуг. Более крупные предприятия сосредоточены в таких видах деятельности как транспорт и связи, финансы, торговля, в гостиничный и ресторанный бизнес.

 

 

В сфере торговли и деловых услуг специализируется свыше 60% МСП, причем в сфере деловых и профессиональных услуг действует 41% МСП. В секторе банковских и финансовых услуг действует только около 6% предприятий города, однако в этой сфере сосредоточено более 8% всех рабочих мест. Структура обследованных предприятий по размерным группам и видам деятельности представлена в табл.4.


 

Как видно из рисунка 1 и таблицы 4, основная масса предприятий сосредоточена в секторе МСП, причём 66% всех МП имеют в своём составе не более 4 работников, и только 12% предприятий имеют оболе 50 работников и на этих предприятиях сосредоточено 60% занятого населения. На малых предприятиях с числом работников до 4 человек сосредоточено только 17% занятого населения. Доля малых предприятий (1-4 работника) достигает соответственно: 80% - в строительном бизнесе; 83% - в сфере услуг. При этом, доля крупных предприятий с числом занятых более 250 человек достигает 15% в сфере транспорта и связи, 16% в гостиничном и ресторан-ном бизнесе; 15% в финансовой сфере деятельности; 12% в торговле и 11% в производстве. Учитывая большое количество жителей Лондона принадлежащих к разным расовым, национальным и этническим группам населения, по данным LABS, 69% малых предприятий с числом занятых до 4 человек принадлежат гражданам Великобритании. В группе предприятий с числом занятых более 100 человек, 42% предприятий принадлежат иностранным гражданам и 37% - являются совместными предприятиями. Принимая во внимание, что около 30% городского населения Лондона относятся к этническим меньшинствам, неудивительно, что примерно 20% МП принадлежат их представителям. Причем 12% предприятий принадлежат выходцам из Азиатских стран и 4% принадлежат чернокожим. Только 1% МП принадлежит инвалидам. Из 5600 обследованных предприятий, 89,6% принадлежат англичанам и 10,4% принадлежат национальным меньшинствам или находятся в совместной собственности с иностранными владельцами. Касаясь мотивации в занятии предпринимательством, по результатам социологических опросов было установлено, что 20,5% желали быть полностью самостоятельными предпринимателями, 14,1% стремились к личной экономической независимости и 11,1% предпринимателей стремились освоить какую-либо рыночную нишу. В исследованиях LABS 2006, большое внимание уделено социологическим опросам с целью выявления насущных проблем и основных приоритетов лондонских МСП. Данные этих опросов приведены в таблицах 5, 6 и расположены в порядке снижения важности рассматриваемых проблем и приоритетов. В исследовании отмечено, что за последние три года, постоянно возрастала значимость проблемы, связанной с нехваткой высококвалифицированных кадров. Затем в ряду важнейших проблем, весьма часто упоминаются транспортные трудности, связанные с перемещением внутри города, при въезде и выезде из города. Транспортные издержки особенно велики у предприятий, осуществляющих массивные перевозки (строительство, торговля, общественное питание и др.). За последние годы, в пятёрке важнейших проблем бизнеса (но с разным уровнем значимости) упоминаются также трудности с арендой жилья для сотрудников и постоянно возрастающая стоимость труда. По мнению большинства предпринимателей, проблемы, перечисленные в таблице 5, в значительной мере препятствуют росту конкурентоспособности многих МСП, расположенных в Лондоне. С большой степенью вероятности можно предположить, что схожие проблемы в сфере МСП имеются и в других крупных городах, расположенных в различных странах. Касаясь оценки различных аспектов деятельности Лондонских МСП, способствующих их устойчивому развитию и сохранению высокой конкурентоспособности то, начиная с 2004 г., первая пятерка приоритетов остаётся неизменной для большинства предприятий (таблица 6). Причём верхняя пятерка приоритетов в наибольшей мере характерна для представителей бизнеса, специализирующихся в промышленном производстве, строительстве, гостиничном бизнесе и в сфере общественного питания. Это в значительной мере обусловлено стремлением к сохранению имеющейся клиентуры (для стабильных предприятий) и к активному расширению масштабов деятельности, что характерно для новых и быстро развивающихся предприятий. Низкие цены на продукты и услуги в большинстве остаются на последних местах, причём самая низкая оценка влияния этого показателя на деятельность предприятия, отмечается в сфере профессиональных и бизнес услуг. Это объясняется тем, что в этой сфере, определяющим фактором при решении важнейших стратегических проблем бизнеса является высокий профессионализм и эффективность оказываемых услуг.

 

 

Более высокую значимость низким ценам на товары и услуги придают в основном только малые предприятия, владельцами которых являются представители этнических меньшинств из Африканских и Азиатских стран. Такое явление вызвано тем, что эти предприятия в основном специализируются в розничной торговле, ремесленничестве, оказании бытовых услуг и общественном питании, ориентированных на узкий круг клиентуры в рамках различных этнических диаспор, основная часть членов которых имеет низкие доходы. Рассматривая инновационную активность Лондонских предприятий, отмечается, что в секторе МСП, начиная с 2003 г. растёт удельный вес затрат на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки (НИОКР). В среднем, по обследованным предприятиям, эти расходы в 2006 г. составляют примерно £3000 в год на одного работающего причём, более крупные предприятия расходуют на эти работы значительно больше средств. В целях более эффективного проведения НИОКР, предприниматели всё чаще обращаются к своим поставщикам и клиентам, а так же консультируются со специалистами смежных предприятий для получения необходимой информации и технической помощи. Если в 2003 г. только 15% опрошенных предприятий, при выполнении НИОКР, взаимодействовали с другими предприятиями и научно-техническими организациями, то в 2006 г. их количество возросло до 40%. В 2006 г. 46% Лондонских предприятий применило в своей деятельности различные организационные, технические и технологические инновации (таблицы 7, 8). В их числе только 19% предприятий применили широкий комплекс инновационных решений в производстве продуктов и в предоставлении услуг, 17% предприятий ограничились применением конструктивных новшеств и только 11% использовали технологические нововведения.

 


В среднем около 31% опрошенных предприятий вели научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки, наиболее активно такие работы велись в группе предприятий с числом занятых 100-249, где этот уровень достиг 38,9% (табл. 7). В самой малой размерной группе предприятий (1-4 работника) активность в этом виде деятельности была наименьшей (29,1%), что можно объяснить ограниченностью ресурсных возможностей. Рассматривая активность участия в НИОКР для предприятий с различными видами деятельности, можно заметить, что в производстве и в сфере услуг (банковские, финансовые, деловые, социальные и коммунальные; табл. 8) эти работы осуществляли в среднем 34-38% опрошенных предприятий. Столь значительный уровень инновационной активности в сфере услуг объясняется остротой конкуренции в этих видах деятельности и достаточно высокой оборачиваемостью капиталовложений. Минимальная инновационная активность наблюдалась в строительстве (16,3%), в остальных секторах такая активность в среднем составляла 21%.

 

 

В среднем 46% Лондонских МСП успешно ведут работы по внедрению всевозможных новшеств, которые в меньшей степени связанных с научно-техническими разработками и базируются на уже апробированных достижениях науки и техники. Это производство новых продуктов и услуг, модернизация ранее выпускавшейся продукции, применение нового оборудования и более совершенных технологий. предприятий. В этом отношении, наибольшую активность проявляют предприятия с числом занятых свыше 10 человек, причем 66% крупных предприятий (с числом занятых 250 и более человек) осуществляют весь комплекс таких мероприятий, т.к. обладают для этого достаточными ресурсами. Рассматривая эти процессы применительно к различным видам деятельности, можно заметить что наибольшее количество предприятий (51-56%), планомерно внедряющих подобные новшества сосредоточены в торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, образовании, здравоохранении и социальных услугах (более подробно см. табл. 8).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: