Иллюстрации юных художников-кисловодчан




ГОРОД НА НЕВЕ

Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки...

Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты.

Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.

Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?.. "

А.И. Солженицын "Крохотки" (1958-1960)


 


Серебрякова Анастасия

Впечатление

Идеальный город

Города… О, сколько их на свете! Больших и маленьких, современных и поражающих своей необычной или привычной жизнью. Описание многих из них вызывает удивление, восхищение и неподдельный интерес у меня и у моих ровесников. Мы узнаем их достопримечательности на страницах известных произведений и на холстах художников. Особый восторг и в тоже время печаль вызывает одна из «Крохоток» А. И. Солженицына «Город на Неве», в которой автор описывает Петербург.

Великий писатель всего в нескольких удивительных строках передал читателю глубокий смысл. Описание города Петербурга заставляет влюбиться в него ещё больше. А каких мистических и загадочных хранителей этого уголка России нашёл автор! Сфинксы, львы, горгульи – охранники и защитники бесчисленных богатств: волшебной архитектуры, потрясающей красоты галерей и, безусловно, истории.

Таким богатым прошлым не обладает ни один город нашей великой Родины. Солженицын в своей миниатюре «Город на Неве» описал одну из печальных страниц истории России, но сделал это блистательно, что вызывает восхищение. Читая «Крохотки», понимаешь, что главное в любом городе - люди, простые люди. Город построен непосильным трудом, и наши великие предки благодаря своей выдержке и упорству смогли выполнить невозможное! На их костях стоит Петербург. Этого забывать нельзя. Я думаю, что Солженицын прав в своих «Крохотках», утверждая, что наши жизни текли бы по-другому, если бы не было Петербурга.

Невольно хочется сказать вместе с Пушкиным: «Красуйся, град Петров!»



Отражение в воде

В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далеких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья не видны, неотчетливы, непонятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор все никак не увидим, все никак не отразим бессмертную чеканную истину, не потому ли, значит, что еще движемся куда-то? Еще живем?

А.И. Солженицын "Крохотки" (1958-1960)



Совершеннова Анастасия

Впечатление

Движение жизни

Александр Исаевич Солженицын – писатель со стойким чувством совести и справедливости. В одном из своих рассказов «Крохотки» под названием «Отражение в воде» он заостряет внимание на глубоких философских понятиях, таких, как свобода, жизнь, нравственность. Здесь можно заметить глубокий и утончённый смысл, и тут уже не просто описание, а целая маленькая история о чувствах человека в определённый момент, которая, как зеркало, отражает его эмоции.

По моему мнению, описательный материал в этом произведении сгущён, а на первый план выдвигается размышление автора-повествователя, представленное в форме внутреннего монолога. Толчком к размышлению является обыкновенный предмет и явление окружающей человека действительности. Здесь Солженицын показывает нам движение жизни, взяв за образец «быстрый поток реки», в котором даже при отсутствии пены и мутной воды в «постоянной струйчатой ряби» мы не можем различить отражений «ни близких, ни далёких». Это, пожалуй, очень удачная аллегория.

Жизнь – течение, поток в «неугомонной смене воды». Мы не можем уловить момент, остановить его, рассмотреть, так же как и не можем разобрать отражений в быстром течении реки. И лишь однажды, «когда поток через реки доходит до спокойного широкого устья», нас настигает покой и умиротворение.

 

 


Свистунова Станислава, 10 лет, «Родные просторы. Покой»

 


Попова Дарья

Отзыв

Читая «Крохотку» А.И. Солженицына «Отраженье в воде»

Александр Исаевич Солженицын – известный русский писатель, проживший очень тяжёлую и необычную жизнь, испытавший многие трудности и удары судьбы. Думаю, именно из-за таких непростых моментов его биографии произведения этого человека насыщены актуальными темами для читателей, например, такими, как свобода, нравственность, справедливость...

В рассказах А. Солженицына присутствует утончённый философский смысл, который придаёт им оригинальность и актуальность для большой аудитории людей.

Недавно я прочитала так называемые «Крохотки» Александра Исаевича, являющиеся целым циклом миниатюр в прозе. Уже по названию данной группы произведений, являющимся авторским неологизмом, понятно, что объём предлагавшихся нам в сборнике текстов небольшой, что не может не вызывать интерес у читателей. Ознакомившись практически со всеми «крохотками», я решила выделить одну. Она называется «Отраженье в воде». Это произведение понравилось мне неким сравнением человеческой жизни с различными элементами природы. Так, мы не раз можем наблюдать в этой «Крохотке» сопоставление судеб людей то с быстрым потоком воды, то с её же уже зеркальной гладью. Увлекает и в то же время приятно удивляет уникальная способность А. Солженицына чувствовать тонкости жизни и уметь находить схожие черты с ними в некоторых, на первый взгляд, незначительных природных явлениях. Стоит также отметить, что автор в своём тексте использует очень удачную аллегорию, сравнивая жизнь человека с бесконечным течением «в неугомонной смене воды», в процессе которого люди зачастую не могут уловить различные моменты и случаи собственной жизни так же, как и в речных потоках мы не можем заметить отражений «ни близких, ни далеких», даже несмотря на отсутствие пены. А «когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья», наша душа обретает покой и умиротворение. Кто же ещё сможет так точно и кратко описать нашу жизнь? Безусловно, приятным дополнением к этому произведению являются некоторые средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения.Они придают ему ещё большую яркость и уникальность.

А. И. Солженицын, на мой взгляд, сумел очень удачно совместить глубокий философский смысл с оригинальной подачей в малом объёме произведения, что и произвело на меня большое впечатление.


 

Молния

Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.

А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня — да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду — ударище грома: шагов двести-триста от дома, не дальше?

Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу — а за что? И от верха, чуть ниже маковки, — прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа — соскользнула? иссякла?.. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.

И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая — ещё подержалась денёк, стояла — какою силой? — она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом — и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.

Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то — черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. И кто ещё остоится после того, а кто и нет.

А.И. Солженицын "Крохотки" (1958-1960)



Воробьева Виктория

Отзыв

Символичное явление природы

Прочитав «Крохотку» Александра Исаевича Солженицына «Молния», можно понять, насколько глубокий смысл оно несёт, несмотря на её достаточно малый размер.

В своем произведении лирический герой рассказывает о том, что он впервые видит, как молния прямо на его глазах раскалывает дерево.

На нем образуется огромная трещина вдоль ствола. Растению удается устоять, но позже оно всё-таки падает, повредив при этом своих соседок, лип.

Это явление автор сравнивает с поступками людей.

В жизни очень часто встречаются ситуации, когда люди совершают такие поступки, за которые позже им становится очень стыдно. Они чувствуют угрызения совести, но все равно стараются держаться и таить все эти чувства внутри себя. Но рано или поздно кто-то ломается, раскаивается, а кто-то продолжает молчать.

Это говорит о том, что некоторые люди не имеют совести, и немногие имеют хотя бы каплю стыда. Они могут чувствовать себя виноватыми, угнетенными. Это чувство может сохраняться очень долгое время, может быть, потому, что не могут решиться признаться в содеянном, может быть они просто не чувствуют вины за собой, а может, быть настал такой момент, когда делать это уже поздно.

«Крохотка» «Молния» несет в себе суть, которую несложно понять, ведь я думаю, что каждый из нас хотя бы раз ошибался в своей жизни, таил в себе то, в чем не мог признаться по разным причинам.

Действительно, держать всё в себе – это очень тяжкий груз для любого человека, далеко не каждый сможет справиться с этим настоящим испытанием.


Иванова Яна

Литературоведческое эссе

Солженицын о нравственных качествах

Какой смысл заложил Солженицын в своих лирических зарисовках "Крохотки"? В этих миниатюрах писатель рассказывает о нравственных ценностях и качествах человека.

Например, в произведении "Молния" основная тема – совесть, её значение в жизни человека, влияние на выбор правильного пути. После прочтения этой зарисовки в голову пришло много мыслей, я задумалась о том, что совесть даёт человеку. Помогает ли она совершать только справедливые поступки или лишь наказывает за прегрешения? Зачем вообще человеку нужно чувство вины и стыда за себя, когда он оступается? Ведь это отнюдь не приятные ощущения, которые гложут душу, лежат камнем на сердце. После долгих размышлений я пришла к выводу, что чувство, о котором писал Солженицын, придавая ему высокое значение, необходимо людям. Совесть - это высший суд человека, перед которым он искренне раскаивается, не просто признает свои ошибки, а понимает, почему нельзя так поступать. Муки совести настигают человека, словно молния, внезапно ударившая в дерево. Рано или поздно стыд убивает человека, испепеляет всё его нутро.

Эту и другие актуальные и в наше время темы нравственного воспитания человека Солженицын поднял в своих мини-рассказах "Крохотки", которые я советую вам обязательно прочесть.

 

 

Хазизова Анна, 11 лет, «Память»

Озеро Сегден

Об озере этом не пишут и громко не говорят. И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка. Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём — поворачивай! Эту чёрточку ставит земная власть. Эта чёрточка значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя. А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками и пистолетами. Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, — не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый. И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век. Сегденское озеро — круглое, как циркулем вырезанное. Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) — до другого только эхо размытое дойдёт. Далеко. Обомкнуто озеро прибрежным лесом. Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой где у берега в ряске, а то прозрачная белая — и белое дно. Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо — в озеро. И есть ли ещё что на земле — неведомо, поверх леса — не видно. А если что и есть — оно сюда не нужно, лишнее. Вот тут бы и поселиться навсегда... Тут душа, как воздух дрожащий. Между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его. Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя — выстрел. Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтоб никто не мешал им, — закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале и выгнали. Озеро пустынное. Милое озеро. Родина...

А.И. Солженицын "Крохотки" (1958-1960)

Азарова Анастасия

Впечатление

Запретная красота

Александр Исаевич Солженицын – русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, который написал массу замечательных серий миниатюр под названием «Крохотки» –маленькие зарисовки, объединенные одной темой свободы.

Сам автор провел лучшие годы своей жизни «в цепях», поэтому неудивительно, что он так остро чувствует угнетение, любое посягательство на независимость людей и животных, лесов и полей. Человек, жаждущий свободы, всегда мечтает о райском уголке, где нет давления окружающего мира, где можно поселиться навсегда. Об этом и говорится в миниатюре «Озеро Сегден», которая оставила у меня двойственное впечатление. Читая произведение, представляешь, что сам находишься в объятиях этого заповедного сказочного края. Прекрасная природа отражается в твоих глазах. Но есть и противоположная сторона, показывающая несправедливость нашего мира. Чиновник, напоминающий «Кощея Бессмертного», захватил озеро. Он со своим окружением имеет исключительное право пользоваться всеми благами райского уголка.

Люди, стремящиеся наслаждаться божественной красотой родных лесов и рек, повсюду встречают запреты и ограничения на прелесть Родины. Таким образом, подмечая несвободу природы, автор говорит о порабощении человека, клеймит людей, не пускавших никого в округе к прекрасному озеру.

 

 


Черниговская Влада, 10 лет, «Вдвоём»

 

 

Костёр и муравьи

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...

А.И. Солженицын "Крохотки" (1958-1960)


Тефова Ксения

Впечатление

Мое впечатление о знаменитых «Крохотках» А. И. Солженицына

Недавно я прочитала несколько произведений из цикла "Крохотки" Александра Исаевича Солженицына и осталась под огромным впечатлением. Несмотря на маленький объем, эти миниатюрные рассказы заключают в себе огромный философский смысл. В них автор поднимает те самые вопросы, которые тревожат человечество. Недаром многие литературоведы называют "Крохотки" стихотворениями в прозе – они действительно очень поэтичны и лиричны. Весь этот цикл произведений можно разделить на два этапа. Первая часть была написана в 1958-1960 годах, вторая –в 1996-1999 годах. Стоит отметить следующие слова А. И. Солженицына: «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…» Александр Исаевич был настоящим патриотом. Что касается самих «Крохоток», особенно меня впечатлила «Костёр и муравьи», и я хочу поделиться своим впечатлением о ней.

Главная тема произведения «Костер и муравьи» – любовь к родине, которая присуща не только человеку. В этой «Крохотке» А. И. Солженицын показывает читателям, что даже животные способны ценить свой дом больше собственной жизни. Вся сила этого, на первый взгляд, маленького рассказа заключена в последнем предложении: «Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились, и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, что опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...» Несмотря на верную гибель, крошечные муравьи всеми силами пытались защитить свою родину, и это заставляет задуматься. Меня особенно поразила способность А. И. Солженицына закладывать огромный философский смысл в произведение небольшого объема.

«Крохотки» Александра Исаевича Солженицына – мое первое знакомство с этим автором, и я очень рада, что оно началось именно так. По моему мнению, этот цикл произведений очень хорошо характеризует писателя, его необыкновенный слог и уникальную энергетику.



Дыхание

Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью. Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!

А.И. Солженицын "Крохотки" (1958-1960)



Шутова Любовь

Отзыв на крохотку А.И. Солженицына «Дыхание»

Александр Исаевич Солженицын, известный русский писатель, создал свой собственный вид миниатюр под названием «Крохотки». Мне посчастливилось познакомиться с несколькими из них. Читая данные рассказы, понимаешь, что в них автор показывает красоту и нравственность, раскрывает глубину тех вещей, которых мы не замечаем в повседневной жизни. Его «Крохотки» воодушевляют, заставляют задуматься и оглядеться по сторонам.

Больше всего меня привлекло произведение «Дыхание», в котором Александр Солженицын описывает свободу и свое отношение к ней. Из-за своих политических взглядов он много времени проводил в тюрьмах, лагерях, поэтому этим рассказом хотел сказать, что дышать воздухом свободы – это огромное счастье. В данной крохотке А. И. Солженицын задумывается о жизни, о вечном. В своих размышлениях он пытается донести радость того, что нам дано жизнью: запах свежего сада, красоту неба и чувство умиротворения. Автор говорит о несравнимости свободы даже с самыми особенными земными благами: «Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха…» Несмотря на то что его счастьем в данный момент является всего лишь «крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов», Александр Солженицын все равно чувствует это счастье всей своей душой, забывает о всем, что происходит вокруг и уходит в забвение от ощущения удовлетворения свободой.

В своем произведении «Дыхание» автор в полной мере передает свои душевные переживания и пытается донести их до читателя. Он пропускает каждую строчку произведения через свой внутренний мир. В таких, казалось бы, маленьких рассказах писатель отражает все понимание мира, ощущение жизни и ее восприятие, так тонко излагает свои мысли и чувства. По моему мнению, «Крохотки» Солженицына имеют очень глубокий философский смысл, тесно переплетающийся с уникальным восприятием мира писателем.



Сидорова Арина

Рецензия

Крохотка «Дыхание»

Меня заинтересовало творчество А. И. Солженицына. Я бы хотела узнать и рассказать о книгах и о самом писателе.

А. И. Солженицын несколько лет провёл в заключении, за стенами тюрьмы ему не хватало той красоты и гармонии природы, которой он всегда наслаждался. Получив свободу, он решил поделиться с читателями своими взглядами на окружающую нас природу. И благодаря этой идее автор выпустил целую серию миниатюр, называющуюся «Крохотки». Все эти произведения посвящены теме свободы, и мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну из крохоток.

В крохотке «Дыхание» автор говорит нам, что свобода даёт ему право дышать свежим воздухом. А. И. Солженицын утверждал, что «никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще воздуха после дождя, наполненного запахом цветов, сыростью и свежестью». Ему хочется ощущать аромат всей грудью, забыть обо всех невзгодах, и даже о том, что сад окружён со всех сторон «звериными клетками пятиэтажных домов». Автор открыто говорит нам, что он ощущает себя свободным, забывает о «стрельбе мотоциклов, завывании радиол, бубнах громкоговорителей». А. И. Солженицын чувствует удовлетворение в своей душе, ради этого наслаждения он хочет жить в этом мире дальше. Писатель, находившийся в стенах тюрьмы, жаждал свободы, хотел оказаться в уединенном райском уголке. Таким местом для него является природа, которая сохраняет всю гармонию этого мира.

Подобно художнику, А. И. Солженицын создает зарисовки красоты и покоя природы и состояния своей души. Автору удается донести до читателя чувства, которые он испытывает, наблюдая за окружающим миром, его красотой и своеобразием.


 


Глава 3

Чтение с размышлением


Жукова Елизавета

Микрорецензия

Суровый русский характер в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

В рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор», написанном в 1956 году, основным является не только образ главного героя, который можно считать автобиографичным, но и образ Матрены Васильевны Григорьевой. Особенность и уникальность рассказа в том, что писатель показывает события такими, какими они были на самом деле. Образ жизни Матрены, ее быт – всё это передано в мельчайших подробностях. Очень точно описывается изба, в которой живет она, а позже и рассказчик. «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы» – именно таким нам показывается дом. Довольно необычно то, что эти животные дают более полное представление о хозяйке дома. На протяжении всего произведения образы избы, её обитателей и образ Матрены связаны и дополняют друг друга. Когда приходит время ломать избу, на голову хозяйки сваливается огромное количество неприятностей. Это было предсказано еще в самом начале, когда автор говорил, что Матрена и изба зависят друг от друга. Думаю, что таким образом произведению придается некая мистичность, что приятно меня поразило.

Своим рассказом автор показал жизнь простой женщины. А.И. Солженицын максимально, насколько это возможно, передал все тяготы жизни людей в России тех лет. Произведение насыщено устаревшими словами для наиболее точной передачи атмосферы того времени. К примеру, для описания избы используются такие слова, как «мосты», «горница».

Актуальность произведения в том, что оно является одним из тех, в которых так глубоко и красочно описывается характер русского человека. Здесь мы видим это описание именно в образе Матрены Васильевны.

Рассказ отличается значимым фактическим материалом о жизни людей в России середины ХХ века и высокой информативностью. Автор справедливо отмечает все тяготы жизни людей, аргументировано обосновывает, четко определяет, доказательно критикует всё то, что не могло оставить людей того времени равнодушными. Идея А. И. Солженицына о донесении всего тайного народу очень плодотворна.

Произведение очень интересное, сам сюжет в захватывающий, хоть рассказ и небольшого размера, но он очень запоминающийся. Я не смогла остаться к нему равнодушной. Меня тронул до глубины души трагический финал. Из всего произведения можно выделить много моментов, которые заставляют задуматься о том, что справедливо, а что нет. Я могу указать на еще множество положительных сторон этого произведения, и моя оценка будет высокой.


Пашкова Елизавета

Рецензия

Впечатление на всю жизнь

Александр Исаевич Солженицын –русский писатель, лауреат Нобелевской премии. Его произведения повлияли на изменение общественного сознания во всем мире и принесли писателю международную славу.

Повесть «Раковый корпус», одно из центральных произведений автора, была впервые опубликована в 1968 году за рубежом и впоследствии переведена практически на все европейские языки.

Меня, как и миллионы других людей, это произведение не оставило равнодушной. Первое впечатление было неизгладимо, некоторые места я перечитывала: настолько поразительны были созданные автором образы.

Не могу сказать, что я поняла всё и сразу, поэтому перечитывала роман, каждый раз открывая для себя что-то новое, непрочувствованное в предыдущий раз. В этом, наверное, и заключается уникальность произведений Солженицына: к ним хочется возвращаться снова и снова, перечитывать и переживать всё сначала.

«Раковый корпус» создан писателем на основе его впечатлений. Сам Солженицын был арестован и сослан в Казахстан доживать свои дни в маленьком поселении. Там он почувствовал и принял свой недуг – рак, там же его госпитализировали и лечили. И получилось вылечить!

В Ташкенте был прославленный раковый корпус, где многие проходили лечение и терапию. Произведение, несомненно, пугающее и ужасающее. Но, как говорится, «не суди книгу по обложке», а в данном случае по названию.

Эта повесть не только об онкологии, в первую очередь она о взаимоотношениях людей, самоотверженности врачей по отношению к пациентам, о взаимной помощи тех, кто оказался волею судьбы в опасном положении, о вере и внутренних силах тех, кто проходил через недуг.

Каждый из нас отличается от другого: один бы в таком положении ушел в себя, отвернулся от мира и ждал молча своего конца, другой – старался бы наладить контакт с такими же, как он, дабы получить свою долю поддержки и понимания и кому-то помочь взаимно. Третий с головой бы окунулся в работу, дабы отвлечься напрочь от сжигающих мыслей и успеть до конца своих дней закончить все необходимые дела и выполнить все обязательства. Четвертый – писал бы мемуары, полные философских размышлений о смысле жизни, чтобы оставить свой след в истории и душах потомков. А кто-то бы винил себя за всё, что сделать не успел, но ничего бы и не делал. Кто-то, например, как Ася – просто хотел бы жить. Ведь рано ещё покидать этот мир, еще толком ничего не увидено и не начато, что нечего заканчивать и не о чем писать. Есть только непреодолимое желание жить и узнать: что же будет дальше, если я останусь в этом мире?!

Стиль повествования, несмотря на тяжелейшую, душащую тему достаточно прост. Произведение наполнено народной мудростью, его можно бесконечно цитировать: в каждом слове есть смысл, никакой «воды».

Бывают моменты: прочитаешь предложение – и отложишь в сторону на несколько минут, а то и часов, чтобы полностью вникнуть в смысл, уловить настроение, понять суть происходящего и поймать себя на мысли: что описано, то доступно и просто.

Здесь нет никаких заковыристых премудростей, все эти слова каждый из нас знает, и каждый понимает, что правильные советы даются, но именно из-за своей простоты они остаются незамеченными, откладываются на потом и не привлекают внимания в нашей повседневности. Однаков них ведь действительно нет ничего нового, в этих рассуждениях: в чем смысл жизни? Как найти свое место? Где границы человеческой души? В чем заключаются правильные приоритеты?

Рассуждать о подобном можно бесконечно – недаром эта тема была на страницах книг философов. И в наше временя она ещё актуальна и будет актуальна, пока живет человечество.

События, описанные в этом произведении, сами по себе трагические: смертельный недуг поражает людей, невзирая на их возраст, положение в обществе, благосостояние, и для выздоровления им нужно многое переосмыслить и понять по-новому, а иногда принять как неизбежное отведенное количество времени.

Для меня этот роман является некоторым стимулом к жизни.

В периоды, когда захлестывает разочарование от несбывшихся грез и от нереализованных возможностей, я перечитываю «Раковый корпус» и понимаю, насколько призрачно то благополучие и те мнимые ценности, к которым мы так безоглядно стремимся в нашем современном мире.

 

 


Симонова Илона

Разговор о Матрёне

Прошёл ровно год с того момента. Сидя в старой закусочной, нервно стуча пальцами по столу, я ожидаю своего гостя. Того, кто знает всю её историю. Вам, наверное, интересно, кто эта таинственная незнакомка? Все очень просто: это женщина с бледно-голубыми глазами, лучезарной улыбкой, она постоянно работает для кого-то и не требует за это ни гроша. Её зовут Матрёна Васильевна Григорьева, или просто Матрёна.

Солнце потихоньку садится, в закусочную одним за другим входят люди. Я краем глаза присматриваюсь к каждому. Что творится в их жизни? Что они пережили? О чем они сейчас думают? Вроде бы такой простой, но в то же время сложный вопрос. Дверь вновь открывается, и заходит он. Я возвращаюсь в реальность и приветствую его.

Мы сидим уже второй час, но я никак не могу отвести от него глаз, слушая историю об этой женщине. Она вышла за нелюбимого человека, которого потом забрала война, потеряла шестерых детей, жила совершенно одна со своей болезнью. Я поражаюсь её бескорыстию, трудолюбию. Мой рассказчик признаётся в любви к ее улыбке на кругловатом лице, которую он всячески пытался уловить фотоаппаратом. Непроизвольно, сквозь слезы, у меня вырывается улыбка.

Вся её жизнь была наполнена душевным спокойствием, она никогда никому не жаловалась, не спрашивала у Бога, за что ей это все. В сравнении с Матреной я почувствовала себя слабым человеком, потому что с трудом бы перенесла такую судьбу. Поднимаю глаза на гостя... Кстати, я вам так его и не представила! Имя нашего гостя – Игнатьич. Он сидит, смотря в сторону. Почему он выбрал именно её дом? Старый, повсюду крысы, тараканы, из еды одна картошка, из соседей – кот да коза... Хотя нет, я не права.

Дом Матрены был наполнен любовью и теплотой, даже в суровую зиму. Там не было комфорта, но было все, что нужно для настоящей жизни. Я хотела бы спросить, чем так привлекательна старая и больная старушка в роли соседа по дому?

Как только сорвался первый звук с моих губ, осознала всю ненужность своего вопроса, и мне стало стыдно. До чего же я привыкла к комфорту и простой жизни. Да что я знаю о жизненных трудностях? Разве я могу её осуждать?

Игнатьич посмотрел мне в глаза и как будто прочитал мысли. «Ты, наверное, желаешь узнать, почему я выбрал именно её?»–спросил он. Я, смущаясь, кивнула.

 

 

После нескольких минут его рассказа я поняла, я всё поняла. Она идеал русской женщины. Работящая, кормящая, сильная духом, та, которая может перенести все трудности нашей жизни.

Образ Матрены – это явный намёк на образы наших бабушек. Что-то тёплое, домашнее, своё. Вспомнив об этом, мне захотелось обнять Матрену, ведь она совершено одна. Да, эта история однозначно запомнится мне надолго и будет примером.

Я бы тоже хотела пожить пару дней в доме этой старушки, понять, каково это— жить внепривычных условий.

А сейчас наш гость уходит домой, а я решаю прогуляться по вечернему городу, понаблюдать за звёздами.

 

 

 

Дудина Мария, 10 лет.

Иллюстрация к рассказу А. Солженицына «Матрёнин двор»


 

Костко Анжелика

Мой А. И. Солженицын

Как же я люблю уютные вечера, наполненные тягучим, сладким спокойствием, когда солнце клонится к горизонту и на небе появляется его прелестная сестра – луна, когда мир словно замирает, наполняясь тишиной и благоговением. Это время я люблю проводить в одиночестве, сидя в мягком кресле с горячим кофе или молоком и наслаждаясь чтением интересной книги. Сегодняшний вечер не исключение. Я включила настольный светильник и потянулась к стеллажу с книгами. В этот раз мой выбор пал на рассказ А. И. Солженицына.

С этим автором я уже успела познакомиться, прочитав его произведение «Один день Ивана Денисовича», и могу с уверенностью сказать, что не разочаровалась. Меня привлекла не только сложность идеи, но и простота, с которой автор передал ее. Он не прибегает к каким-либо сложным литературным приемам, и это помогает мне легче понять смысл рассказа. Автор показал мне мир отдалённый, где время неподвижно, где все однообразное, ненастоящее, бумажное. В лагерях люди не живут – они существуют. Дни настолько похожи друг на друга, что хватит лишь одного, чтобы досконально описать все события, так Солженицын и поступает.

Вчитываясь в строчки книги, я узнавала нравы лагерной жизни, для меня лишь Иван Денисович стал светом в той мгле. Он яркий пример человеческого мужества и веры; он сумел сохранить в себе хоть какие-то отголоски тепла и любви. Такими и нужно быть: в кромешной тьме находить луч света.

А сейчас, открыв книгу, чувствуя знакомый запах страниц, я погружаюсь в новый, неизведанный мной рассказ «Матрёнин двор». Я предвкушаю немыслимую, познавательную историю, наполненную смыслом, ведь без него произведений у А. И. Солженицына нет. Сколько времени уже прошло? Час, два или всего пара минут? Я читала. Иногда останавливалась на каких-то моментах, чтобы осмыслить прочитанное, подумать, отчего герои поступали так, а не иначе.

«Матрёнин двор» рассказывает нам о немолодой женщине Матрене Васильевне, которая была сильна как физически, так и духовно, являлась хранительницей очага и просто доброй, любящей и откликавшейся на чужую беду женщиной. Она невероятно одинока в своем большом доме, словно заблудший путник в бесконечной пустыне. Матрена – одна из немногих женщин, способных всем открывать свое сердце. В нем хватит места для всех, кроме нее самой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: