В первый период творчества появляются 2 магистральные темы: 1) Россия и родина и 2) Творчество, связи искусства и действительности.




Лирика А.А. Ахматовой

Годы жизни 1889-1966 гг.

Принадлежит к направлению «акмеизм» (акме - пик, высшая точка). Акмеисты противопоставляли метафизические устремления символистов

1) Конкретное чувственное восприятие вещного мира;

2) Мужественность художника перед лицом жизни;

3) Проникновение во внутренний мир человека;

4) Возврат слову его изначального несимволического смысла;

5) Прекрасную ясность, т.е. гармонию формы и содержания, яркую изобразительность.

 

Лирику Ахматовой можно разделить на 2 периода (при наличии в каждом периоде внутренних рубежей и подпериодов): 1909 - 1925 гг и 1935 - 1965 гг.

I. 1909-1925 гг. Пятикнижие. «Вечер» (1912 г.), «Четки» (1914 г.), «Белая стая» (1917 г.), «Подорожник» (1921 г.) и «Анно Домини» (1921 г.)

Ахматова вступает в русскую поэзию, имея уже отчетливую выработанную политическую систему, проявившуюся в первой книге «Вечер» и далее эволюционировавшую.

Особенности этой любовной лирики:

1) Сюжетность, новеллистичность, коллизийный характер любовных стихов.

Жанр баллады («Сероглазый король», «Все мы бражники здесь, блудницы», «На шее мелких четок ряд»);

2) Дневниковость - внешняя формальная («Я сошла с ума, о мальчик странный, в среду в три часа»). Эта дневниковость рождает особую доверительность и интимность интонации лирической героини. Она обращается не к абстрактному читателю, а, как бы к близкому человеку, а это рождает эффект недоговоренностей, опущенных деталей и подробностей. Это производит существенный эффект на читателя. Он должен домыслить опущенное, недосказанное;

3) Использование художественных приемов драмы для усиления драматического эффекта. В результате стихотворение может представлять мини-пьесу, где голос автора, как и в драме, представлен в виде ремарки, а диалог является главным двигателем лирического сюжета («Сжала руки под темной вуалью»);

4) Ахматова создает банальное и остро оригинальное при построении лирического сюжета («Любовь»);

5) Тенденция к афористичности;

6) Ахматова стремится укрупнить переживания лирической героини, сделать их не прихотью частного человека, а представить свойством человеческой психологии вообще. Раскрыть за внешним правдоподобием обстоятельственную вневременную всеобщность чувств и поступков героини («Я и плакала, и каялась»);

Так коллизии любовных стихов выводят их за пределы сюжетно-тематической конкретности.

7) Лирическая героиня Ахматовой оригинальна. Ее личностная позиция в катастрофическом мире, в котором она живет, предстает как заявка на целое миропонимание.

 

Вторая книга стихотворений «Четки» отмечена усилением драматизма; заставляют нас вспомнить традиции любовной лирики Ф.И. Тютчева и его «Денисьевский цикл» (в его «Предопределении» «любовь-поединок роковой»). Любовь, как напряженное трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, муку и радость, требующее высшее напряжение душевных сил. Это чувство у Ахматовой становится прообразом, символом человеческого существования вообще. Отличие Ахматовой от Тютчева состоит в том, что она переосмысливает эту традицию – любовный сюжет сжимается до мгновений. Стихотворение «Смятение» - за секунды переживается огромное количество чувств.

 

8) Ахматовой свойственно недоверие к метафорической образности. Отсутствие сложных и эффектных метафор на фоне лирики Серебряного века предстает как чрезвычайная особенность первого периода творчества поэта. Ее излюбленными художественными приемами выступают: сравнение и эпитет. Кроме того, Ахматова сочетает предметное слово с резко преобразующим его смыслом поэтическим контекстом с динамикой не назывного и напряженностью смысловых столкновений («Молюсь оконному лучу»).

9) Ахматова использует в лирике художественны приемы и еще одного рода литературы – прозы.

Русская проза 19 века открыла значение точно найденной художественные детали, которая оказывается средством раскрытия психологии героя. Она становится деталью психологической. Внимание к острым и точным предметным деталям в психологическом раскрытии темы позволяет Ахматовой определить положение человека в бытовой и исторической реальности («Песня последней встречи»). Предмет, деталь, вещь в стихотворениях Ахматовой остаются конкретностью, но при этом получают обобщенный расширенный смысл. В результате рождается неповторимое акмеистское видение мира с его всеобъемлющей точностью, предметной и психологической, а деталь у Ахматовой становится еще и средством памяти.

10) В итоге Ахматова предложила читателям новую не бывавшую в русской поэзии лирическую героиню. Ахматова не просто предоставила голос женщине-современнице, самовыражению женской души, она разрушила устойчивый с вековой традицией поэтический женский образ, характерный для «мужской» лирической поэзии. Ее героиня не хотела быть иконой, гением чистой красоты, равно как и страдательным выражением извечно тяжкой женской долей. В откровенной подаче переменчивых свойств ее души независимо от того победительница она в конкретном случае или побежденная, было заложено неизменное преимущество женщины. Оно состояло в способности и праве говорить о жизни прямо, начистоту, без сложных философских построений исходя из реальных жизненных положений.

 

В первый период творчества появляются 2 магистральные темы: 1) Россия и родина и 2) Творчество, связи искусства и действительности.

Россия и родина

· Появление стихотворения «Ты знаешь, я томлюсь в неволе»;

· 1917 год, Октябрьский переворот, Гражданская война, стихотворение «Мне голос был». В первой редакции была одна строчка (первая), которая говорила о конкретном историческом событии, затем она сама ее убирает, оставляя только «вечное»;

· 1922 год, стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю», после завершения Гражданской войны (оценка поздняя-оценка потомков);

· Великая Отечественная война – цикл «Ветер войны».

Стихотворение «Клятва» написано в Ленинграде до эвакуации.

Февраль 1942 – стихотворение «Мужество».

Март 1942 публикация в «Комсомольской правде» - самой главной газете страны, тираж 6 млн.

Язык – основа существования нации и национальной культуры, стихотворение «Родная земля» - Ахматовой был свойственен органический природный характер связи с родной землей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: