Конспект 6
В странах, где произошли буржуазные революции, - в Голландии, Англии, - ведущей стилевой системой стал классицизм. Особое место заняла Франция, где драматические испытания конца XVI в. поставили нацию перед угрозой распада и деградации.
1. Абсолютная победа монархии.
2. Восторженная религиозность заменена политизированной религией.
3. Художественная реформа вызывала ассоциации с величием правителей древних греков и римлян.
4. Черты классицизма присутствуют во всех видах искусства, но особо в архитектуре.
5. Абсолютизм предоставил возможность строить великолепные дворцы, создавать грандиозные регулярные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли.
Новый классицизм Парижа возник как коренное преобразование, продолженного в XVIII и XIX вв. Город уже не крепость, а резиденция. В основу планировки города была положена возникшая еще в античности трехлучевая система улиц, исходящая из одной точки. В Приже – это парк Тюильри с центральным лучом – Елисейскими полями, два крайних продолжены не были.
1. Париж. Парк Тюильри.
В Версале - эта идея была реализована полностью. Неотъемлемой частью классического ансамбля стал парк. В парке царил строгий порядок: деревья были одинаково пострижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники и бассейны образовывали правильные геометрические фигуры. Такой парк назывался – регулярным (т ип регулярного парка возник в Италии в эпоху Возрождения).
Была предпринята первая в истории новоевропейской архитектуры попытка создать большой и универсальный «дворец-парк-город» - Версаль (парадная резиденция французских королей, недалеко от Парижа). Основное строительство развернулось в правление Людовика XIV. Были осушены болота, изменен рельеф местности, выселены жители окрестных деревень и создан грандиозный дворцово – парковый ансамбль. (Он послужил примеров для создания Петергофа Петром I. Петербург).
Зодчие: Луи Лево, Жюль Ардуан – Мансар, декоратор садов и парков Андре Ленотр.
Замысел: Версаль – центр французского государства. К большому дворцу – главной части комплекса – сходились три главных дороги Франции:
· Средняя вела к Парижу
· Две боковых – к загородным дворцам, а затем к отдаленным провинциям.
Требования короля и его личное участие сформировали черты классицизма в архитектуре: пышность, величественность, прославление королевской власти.
Архитектура.
Ж. Ардуан-Мансар оформил постройки Версаля.
· Фасады корпусов поделены на три яруса. Нижний – рустованный. Средний – самый высокий и значимый – заполнен арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен и завершен балюстрадой и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства.
Парк.
Луи Ленотр спроектировал парк.
· Он отказался от сложных фонтанов и каскадов стиля барокко. Бассейны Версаля четкой геометрической формы, с зеркально гладкой поверхностью. Скульптуры фонтанов просты, движения скульптур сдержанны. Каждая аллея завершается водоемом: главная лестница ведет к фонтану Латоны; в конце королевской аллеи – фонтан Аполлона и канал. С ним ассоциировал себя Людовик XiV.
· Версальский парк ориентирован с З на В (на восход солнца).
· Планировка парка связана с архитектурой: аллеи кажутся продолжением залов дворца.
· Главная идея ансамбля – создать особый мир, где все подчинено строгим законам.
Парковая скульптура.
Франсуа Жирардон, обучался в Риме у Бернини. Посвятил значительную часть жизни оформлению парка Версаля.
· Его произведения соединяют черты классицизма и барокко.
· В отличие от драматического столкновения героев – красивая композиция фигур.
· Ритм движений персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые эффектно смотрятся с любой точки зрения: «Аполлон и нимфы» и «Похищение Прозерпины».
Интерьер.
Центр Большого дворца в Версале – анфилада комнат. Это апартаменты короля. Здесь находилась королевская спальня, кабинет Совета, два аванзала и лоджия – все на одной оси. Помещения, расположенные анфиладой, удобны для публичных приемов, но не для обыденной жизни, ведь большинство комнат являются проходными.
2. Интерьер тронного зала – Зеркальная галерея.
Зеркала играют роль – увеличения пространства в глубину.
Мебель.
Шарль Буль – знаменитый мастер – мебельщик. Он разработал собственную технологию инкрустации и создал непревзойденные произведения мебельного искусства. Появились комоды, плательные шкафы (ранее сундуки). Буль выполнял их из драгоценных материалов: черного (эбенового) дерева, разового и тюльпанового дерева, с инкрустацией из черепахового панциря, слоновой кости, олова, с медными и позолоченными накладками.
Вывод: Грандиозный ансамбль Версаля отразил проблемы духовной жизни эпохи:
· Культ власти, дошедшей до крайности
· Идея разумного, просвещенного правления – была лишь показной «декорацией» на фоне резонанса общества.
Домашнее задание:
Выписать выделенные слова из текста- конспекта в рабочую тетрадь.