Задание 10. Атрибуция источника




1. Прочтите отрывок из документа и напишите название политики, об успехах которой идёт речь. «Выросли гиганты машиностроения: тракторостроение, могущее снабжать сельское хозяйство ежегодно миллионами лошадиных сил – Сталинградский и Харьковский тракторные заводы… вступающий скоро в строй Челябинский завод мощных гусеничных тракторов».

2. Прочтите отрывок из газетной статьи от 14 сентября 1935 г. и назовите движение, частью которого стали описываемые события. «Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит от­клик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поста­вил небывалый в истории кузнечного дела рекорд произво­дительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентяб­ря 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».

3. В каком году прозвучал доклад Сталина, из которого взят этот отрывок: «Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних. Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое в условиях нэпа серьёзное выступление кулачества против Советской власти».

4. Прочитайте отрывок из речи И.В. Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной. «Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхозами), способными заменить, как сдатчика хлеба, не только кулаков, но и индивидуальных крестьян».

5. Прочтите отрывок из воспоминаний П. И. Старжинского и укажите, в ходе реализации какой политики происходили описываемые события. «Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чу­жой вот так просто придет и заберет всё, что нажил «своим трудом, своими мозолями»... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребенка...»

6. Прочтите отрывок из воспоминаний К. С. Симонова и укажите дату события, описанного в нем. «Тому, в чьей памяти не остался..., наверное, даже трудно представить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было убийство Кирова... Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смольном, и том, что туда сорвался и поехал из Москвы Ста­лин, и в том, как об этом писали...»

7. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название документа, о введении которого идет речь. «Весной 1933 г. нежданно-негаданно налетела очередная буря… Реформа имела весьма неприятный подтекст… [Название документа] выдавались только горожанам, в деревнях же – только тем, кого отпускали в город. Тем самым ограничивался исход колхозников из деревни».

8. Прочтите отрывок из Постановления ЦИК и СНК СССР и укажите год, в котором оно было принято. «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не свя­занных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно полезным трудом (за исключением ин­валидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населен­ных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиоб­щественных элементов Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют: Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах...»

9. В каком году была принята Конституция СССР, о которой говорит в докладе И.В.Сталин: «Особенность советского общества нынешнего времени... состоит в том, что в нем нет больше антагонистических, враждебных классов, эксплуататорские классы ликвидированы, а рабочие, крестьяне и интеллигенция, составляющие советское общество, живут и работают на началах дружественного сотрудничества... На основе этой общности и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм».

10. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите, о ком из советских маршалов идёт речь. «В 1928 г.__________ передал Сталину служебную записку, в которой рекомендовал модернизировать и переоснастить советские вооруженные силы, обратив внимание на авиацию, бронетанковые войска и артиллерию. Однако он натолкнулся на упорное сопротивление со стороны двух фаворитов Сталина: Ворошилова и Будённого. Последний произнес по этому поводу фразу, которая впоследствии стала легендарной: «Подождите, конь еще не сказал своего последнего слова!» После поражения в финской войне Сталин присоединился к точке зрения __________, к тому времени уже расстрелянного. Не называя его имени, Сталин на Военном совете 17 апреля 1939 г. повторил слова маршала: «Современная война будет войной двигателей».

 

Прочтите отрывок из воспоминаний советского политического деятеля.

 

«Члены Политбюро собрались в кабинете у Сталина, и он рассказал

о ходе следствия об убийстве Кирова. Из рассказа Сталина меня поразили два факта: первый – что террорист Николаев, который считался сторонником и ставленником Зиновьева, два раза до этого арестовывался органами ЧК, при нём находили оружие. Он пытался совершить покушение и был задержан охраной Зимнего дворца, где работал, но был выпущен работниками ЧК. Невероятно с точки зрения поведения ЧК. Казалось, все данные свидетельствовали о том, что готовится террористический акт. Факт ношения оружия должен был привести к аресту Николаева, ведь запрещено было носить оружие. Однако вместо проявления бдительности, вместо предотвращения убийства ЧК, по существу, его поощряло. Это вытекало из рассказа самого Сталина.

 

И второй факт – это убийство комиссара охраны Кирова, который лично его сопровождал и был после совершённого убийства арестован чекистами для допроса.

 

Сталин послал чекистов, чтобы они доставили его к нему для допроса

в Зимний дворец. Но при перевозке его на машине по дороге случилась автомобильная авария, машина ударилась обо что-то. Убитым оказался только комиссар из охраны Кирова…

 

Сталин возмущался: как это могло случиться? Всё это было очень подозрительно. Но никаких выводов Сталин из этого не делал. Дальше расследовать, распутывать весь узел он не предлагал, а лишь возмущался».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)

Убийство, о котором идёт речь в первом предложении отрывка, произошло в 1937 г.

 

2)

Данные воспоминания были написаны и изданы в СССР во второй половине 1940-х гг.

 

3)

Автор недоволен действиями советских правоохранительных органов, которые могли, предотвратить убийство политического деятеля.

 

4)

Автор считает, что Сталин не сделал всего возможного для расследования убийства политического деятеля.

 

5)

Убитый политический деятель, о котором говорится в отрывке, возглавлял антисталинскую оппозицию.

 

6)

Убийство политического деятеля, о котором идёт речь, послужило поводом для усиления политических репрессий.

 

 

Прочтите отрывок из письма М. Горького И.В. Сталину.

 

«20-го марта секретари редакции представили мне 1-й том по истории Гражданской войны. Том посвящён истории Октябрьской революции. Проделана огромная работа, впервые будет дана сводная работа по одному из самых величественных моментов истории. Много новых и очень ценных данных.

 

Я прочитал весь том и сделал ряд конкретных указаний – они заняли четырнадцать страниц. Остановлюсь только на основных.

 

Недостаточно мотивировано деление эсеров на три группы. Я особенно настаивал бы на освещении эсерства, ибо оно хотело быть партией крестьянства, т.е. большинства населения, и некоторое время играло эту роль. Политический разгром этой партии – огромная победа большевизма, победа, глубочайшее значение которой ещё не совсем выяснено. Для пролетариата всех стран крайне поучительно было бы подробно ознакомиться с историей этой победы.

 

Кое-где не совсем точно дана историческая перспектива. Так, об исторических ошибках Каменева и Зиновьева в Октябрьские дни надо бы дать точными словами Ленина. Есть и недоработанные места. Например, не выяснены мотивы, почему Троцкий ввёл меньшевиков в президиум Петросовета».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)

Данное письмо написано при жизни В.И. Ленина.

 

2)

«Историческими ошибками» Каменева и Зиновьева, о которых пишет автор, было их выступление против курса В.И. Ленина на вооружённое восстание в Петрограде в октябре 1917 г.

 

3)

Автор письма только критикует первый том по истории Гражданской войны.

 

4)

Партия, о победе большевиков над которой идёт речь в третьем абзаце отрывка, использовала в своей борьбе против самодержавия террористические методы.

 

5)

Политический деятель, упомянутый в последнем предложении отрывка, занимал должность председателя Петроградского Совета рабочих

и солдатских депутатов.

 

6)

Автор данного письма в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом.

 

Задание 18. Выберите два верных суждения о памятнике культуры 1. Плакат был создан в конце 1930-х г.г. 2. На плакате изображен Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин. 3. На плакате изображён танк Т-34. 4. Колонны боевой техники и солдат движутся парадом по Красной площади. 5. На плакате изображён нарком обороны С.М.Будённый.  

Задание 19. Три из представленных ниже плакатов созданы в период руководства того же государственного деятеля, что и плакат, представленный в задании 18. Какой плакат относится к более позднему историческому периоду?

       

Часть 2

Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга.

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. … Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. …

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь…

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. … И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. …

С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. …

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не могли смириться с нарушением «завета отцов»».

Задание 20. Атрибуция. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

Задание 21. Поиск информации в тексте. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех причин недовольства части рабочих своим положением.

Задание 22. Анализ. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трех черт, особенностей.

Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашён XIV партсъездом и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи

у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».

Задание 20. Атрибуция. Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

Задание 21. Поиск информации в тексте. Каких целей (задач), по мнению автора, необходимо достичь в результате реализации курса, о котором идёт речь в письме?

Задание 22. Анализ. Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

 

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

Совершенно секретно 30 января 1930 г.

«Исходя из политики ликвидации кулачества как класса решительно подавить попытки контрреволюционного про­тиводействия кулачества колхозному движению крестьянс­ких масс и признанной срочности этих мероприятий в связи с приближающейся с.-х. кампанией, ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие мероприятия:

1. Отменить в районах сплошной коллективизации в от­ношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемого труда в сель­ском хозяйстве...

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства произ­водства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предпри­ятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3....принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория — контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в конц­лагеря, не останавливаясь в отношении организаторов тер­рористических, контрреволюционных выступлений и по­встанческих организаций перед высшей мерой репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные эле­менты кулацкого актива, особенно из наиболее богатых ку­лаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отда­ленные местности СССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах рай­она кулаки, которые подлежат расселению на новых отво­димых им за пределами колхозных хозяйств участках.

Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3—5%. Настоящее указание (3—5%) имеет целью сосредоточить удар по действи­тельно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить рас­пространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА.

Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение бли­жайших четырех месяцев (февраль — май), исходя из прибли­зительного расчета — направить в концлагеря 60 000 и под­вергнуть выселению в отдаленные районы 150 000 кулаков. Высылаемым и расселяемым кулакам при конфиска­ции у них имущества должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода и элементарные средства производства...»

Задание 20. Атрибуция. Какое название носит в истории процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период времени? Как большевики на­зывали процесс «ликвидации кулачества как класса»?

Задание 21. Поиск информации в тексте. Используя документ, назовите не менее двух неотлож­ных мероприятий, которые должны были не допустить сопротивления крестьянского населения властям.

Задание 22. Анализ. Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежащим раскулачиванию? Назовите не менее трех из них.

 

«Глава XI.

Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания... социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными...

Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каж­дый человек имеет один голос; все граждане участвуют в вы­борах на равных основаниях...

Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми... про­изводятся непосредственно путем прямых выборов.

Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным.

Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по из­бирательным округам. Право выставления кандидатов обес­печивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организаци­ями, профессиональными союзами, кооперативами, органи­зациями молодежи, культурными обществами».

Задание 20. Атрибуция. Укажите год, когда была принята Конституция СССР.

Задание 21. Поиск информации в тексте. Опираясь на конкретную статью, докажите, что до­кумент фактически ликвидировал в государстве то, что принято называть диктатурой пролетариата. Аргумен­тируйте свой ответ

Задание 22. Анализ. Опираясь на текст и свои знания курса истории, до­кажите, что данные статьи отвечают всем требовани­ям к демократическим выборам. В обоснование отве­та приведите не менее четырех аргументов.

 

Задание 23. Задача

В 1928-1929 гг. шла дискуссия о темпах индустриализации. Какие мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Назовите два мнения. Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов, связанных с проведением данного курса.

 

Задание 24. Задание на аргументацию:

Ниже указаны две точки зрения на последствия индустриализации в СССР в конце 1920-х – 1930-е гг.

1. Индустриализация СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны.

2. Индустриализация СССР породила ряд серьёзных экономических и социальных проблем, которые негативно влияли на народное хозяйство страны в течение последующих десятилетий.

Используя исторические знания, приведите по два аргумента, подтверждающих каждую точку зрения.

 

Задание 25. Историческое сочинение (1928-1938)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: