Понятия общения и коммуникации




Русский язык и культура речи

Лекция 1.

Тема: Введение. Понятие общения. Язык и речь.

План

1. Понятия общения и коммуникации.

2. Функции общения.

3. Виды общения.

4. Единицы общения.

4.1. Текст.

4.2. Дискурс.

4.3. Речевой акт.

4.4. Речевая ситуация.

4.5. Речевое событие.

4.6. Речевое взаимодействие.

5. Эффективность общения.

6. Невербальные средства общения.

Понятия общения и коммуникации

Общение есть способ существования человека в обществе. Без взаимодействия с окружающими невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать

совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Человек

на протяжении многих столетий находится в различных ситуациях общения, делает выводы, обобщает. Народ в пословицах, поговорках, песнях,

сказках, былинах выразил свое понимание значения общения в жизни человека, определил его положительные и отрицательные качества, требования к участникам общения:

В чужой беседе всяк ума наберется; Красно поле пшеном, а беседа

умом; Слово не зря молвится; Говорит день до вечера, а послушать нечего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано; Наговорили, что наварили, а глянь – ан и нет ничего; Я ему про Фому,

а он мне про Ерему; Наш разговор – разговор глухих; Петь хорошо вместе,

а говорить порознь; Лучше ногою запнуться, чем языком; С ним натощак

не сговоришься; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воро-

тишь; Не спеши языком, торопись делом; Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесенной словом,

врач бессилен; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился,

а добра не добился; Спорить спорь, а браниться грех; С брани люди сохнут, а с похвальбы толстеют; Брань не смола, а саже сродни: не льнет,

так марает и др.

На первый взгляд содержание понятия «общение» не требует особых

разъяснений, а между тем речь идет о сложном процессе взаимодействия

людей. Как отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке существует огромное количество несовпадающих определений данного термина.

Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Они рассматривают общение с позиции своей науки, выделяют специфические аспекты его изучения и формулируют соответствующее определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Кроме того, и среди ученых, работающих в рамках одной науки, существуют разные взгляды на общение.

Отметим, что наряду с термином «общение» широкое распространение получил термин «коммуникация». Приведем словарную статью из

«Лингвистического энциклопедического словаря»: «Коммуникация (лат.

communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т. д. – специфическая форма взаимодействия

людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В последнее время в научной литературе предпринимаются попытки

развести термины «общение» и «коммуникация». Различия в объеме этих понятий подробно рассмотрены Н. А. Ипполитовой, О. Ю. Князевым, М. Р. Савовой, авторами учебника «Русский язык и культура речи». Понятие

коммуникации шире понятия общения. Коммуникацией называют любые

линии, пути, формы связи. Ср. выражения: подземные коммуникации, водная коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации и др. Например, в словосочетании теория коммуникации невозможно

заменить зависимое слово термином « общение», поскольку речь идет не

о теории общения, а о теории передачи информации по каналу связи.

Лингвисты же обычно говорят об одном из видов коммуникации,

а именно о речевой коммуникации, и в этом смысле употребляют данное

слово как синоним слова общение.

Результаты анализа этих двух понятий, проведенного М. С. Каганом

и изложенного в его книге «Мир общения».

Общение, или коммуникация, базируется на следующих категориях:

● ситуация общения, или ситуационный контекст речи;

● производство и понимание речевых и невербальных средств общения;

● коммуникативная компетентность участников общения;

● модальность диалога (отрицательная – имеет место конфликт, взаимное неприятие; положительная – содержит настрой на творческий продуктивный диалог; нулевая – характеризуется безразличием к собеседнику

и отсутствием установки на восприятие его речи);

● ролевое и функциональное поведение участников общения.

Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого (вербального, словесного) общения: именно при помощи

речи чаще всего происходит общение между людьми. Контактируя с другими людьми, человек совершает речевые действия. Таким образом, общение есть деятельность, в рамках которой осуществляется сложная речевая деятельность. Она предшествует другим видам деятельности, сопровождает их, т. е. составляет основу любой другой деятельности человека –

производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой.

Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения посредством речи. Иначе говоря, особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека

независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет

заниматься.

Люди в процессе выполнения профессиональной деятельности обязаны что-либо обсуждать, выслушивать, записывать, составлять документы, задавать вопросы и отвечать на них. В книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги подчеркивал, что к каждому акту

общения, в особенности должного быть результативным, делового взаимодействия следует тщательно готовиться: «Я предпочту лучше два часа ходить по тротуару перед конторой делового партнера, с которым у меня должна состояться встреча, чем войду в его контору, не имея абсолютно ясного представления о том, что собираюсь сказать ему я и что он, исходя из моего знания его интересов и побуждений, может ответить». Часто обнаруживается неумение говорить по телефону. Правильно говорить умеют лишь немногие, хотя по подсчетам специалистов на телефонные переговоры тратится 35 % рабочего времени. Деловой разговор должен длиться не более трех минут, текст инициатора разговора должен быть тщательно подготовлен, информативен, логичен, произнесен в дружелюбном тоне, с соблюдением среднего темпа речи и средней громкости голоса, с намеренно четким произношением дат, чисел и имен, без повторов и длиннот. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Деловые переговоры будут неэффективны, а личное бытовое общение тягостным, если, нарушая элементарные правила общения, участники коммуникации перебивают собеседника, проявляют нежелание считаться с его мнением, равнодушны, невнимательны к его проблемам, многословны и говорят не по существу. В действительности, эти правила не столь элементарны, как может показаться, поскольку общение имеет духовную, этическую составляющую. Существуют сферы жизнедеятельности «с повышенной речевой ответственностью», такие как журналистика, юриспруденция, менеджмент, гомилетика (искусство проповеди), преподавание и др.Что же такое общение? Это, с точки зрения философа М. С. Кагана ,«процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность». Это, согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «взаимные сношения, деловая или дружеская связь». Это, по мнению Н. А. Ипполитовой, О. Ю. Князева, М. Р. Савовой, авторов учебника «Русский язык и культура речи», «реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально… и протекающая преимущественно в виде речи». Это, по мнению Г. М. Шеламовой, «сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга». В научной литературе можно найти множество других определений. При всем многообразии формулировок в них есть нечто общее, замеченное многими.

Итак, общение:

● это мотивированное и целенаправленное (т. е. имеющее причину

и цель) взаимодействие между двумя и более индивидами;

● это взаимодействие, разворачивающееся, как любой другой процесс, во времени и в пространстве;

● это взаимодействие, осуществляемое преимущественно при помощи речи;

● это взаимодействие, в результате которого осуществляется обмен

информацией между его участниками.

Вопросы для самоконтроля:

1.Каковы функции общения?

2. Какие виды общения Вы знаете?

3.Назовите единицы общения.

4. Что такое «текст»?

5. Что такое «речевая ситуация».

6. Какие невербальные средства общения Вы знаете?

 

1. Дистанционное образование

1. www.ode.ru/– Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ

2. https://de.msu.ru/course/list?category=2/– Дистанционные подготовительные курсы МГУ

3. https://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)

4. https://abiturcenter.ru/kursy/index_n.php?topic=kurs_zao/– Заочные подготовительные курсы УНЦ ДО МГУ (литература, русский язык)

 

Аннотированный каталог российских интернет-ресурсов
для учителей русского языка и литературы

1. https://www.gramota.ru/ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

2. https://schoollibrary.ioso.ru/i – школьная библиотека

3. https://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm – Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык

4. https://www.pycckoeslovo.ru/ – Репетитор по русскому языку

5. https://www.standart.edu.ru – Новый стандарт общего образования

6. https://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7. https://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

8. https://www.academic.ru – словари и энциклопедии

9. https://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/projekt1.pdf – Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

10. https://www.ug.ru – сайт Учительской газеты

11. https://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений

12. https://www.openclass.ru/ – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

13. https://rusgram.narod.ru/ – Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка).

14. https://slova.ndo.ru/ – Крылатые слова и выражения.

15. https://www.ruscorpora.ru/ – Национальный корпус русского языка.

16. https://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm/ – Русский язык.

17. https://www.gramma.ru/ – Русский язык: говорим и пишем правильно.

18. https://www.ruslang.ru/ – Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН).

19. https://www.slovo.zovu.ru/ – Словарь смыслов русского языка.

20. https://www.slovari.ru/ – Электронные словари.

21. https://www.gramota.ru/ – Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

22. https://orfogrammka.ru/ – онлайн-сервис Орфограммка за несколько минут анализирует текст, выделяет ошибки и дает объяснения со ссылками на нужный параграф учебника. Документы с исправлениями можно смотреть прямо на сайте или загрузить на компьютер и открыть в Word.

23. https://www.svetozar.ru/"Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. Олимпиада проводится Правительством Москвы. Принять участие в ней могут учащиеся 5-11 классов общеобразовательных школ России, стран СНГ, Балтии и любой другой стране мира. На сайте представлены календарь олимпиады, анкета участника, задания заочных туров.

24. https://www.ug.ru/"Учительская газета». На сайте представлены публикации газеты и материалы ее приложений.

25. https://www.kokch.kts.ru/Quizland.Образовательные тесты и игры по школьным предметам на русском и английском языках. Возможность получения электронного сертификата.

26. https://www.uroki.net Uroki.net. На страницах этого сайта можно найти следующую информацию: поурочные, тематические, календарные планы, разработки открытых уроков, сценарии школьных праздников, классные часы, конспекты уроков, учебники, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов для учителей информатики, математики, химии и биологии, физики и астрономии, географии, ОБЖ, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, украинского языка и литературы, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ, лицеев, гимназий.

27. https://www.ruthenia.ru/apr/?nocalendar=1 Архив Петербургской русистики. Проект направлен на обеспечение информационных потребностей исследователей русского языка: преподавателей кафедр русского языка, филологов других специализаций, учителей средней школы, отечественных и зарубежных специалистов – лингвистов, литературоведов, историков, психологов, философов и т.д., вообще всех интересующихся русским языком и его историей.

28. https://rus.1september.ru/ Все для учителя русского языка. Электронная версия газеты "Русский язык" издательского дома "1 сентября" и сайт для учителей русского языка "Я иду на урок русского языка" с методическими материалами

29. https://ps.1september.ru/ Газета «Первое сентября». На сайте размещены статьи и публикации для учителей-предметников, административных работников учебных заведений, школьных психологов, родителей, а также оперативные материалы.

https://www.gramota.ru Грамота.ру. Справочно-информационный портал. Рассчитан на самый разный образовательный уровень и круг интересов. Размещены электронные словари: "Орфографический словарь" под редакцией В.В. Лопатина, который постоянно пополняется; "Словарь трудностей произношения и ударения" под ред. К.С. Горбачевича.

Учебно-методическая литература

Класс

1. Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Русское слово – учебник. (Электронное издание).

3. Бабайцева В.В. Русский язык (углубленный уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: ДРОФА. (Электронное издание).

4. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 13-е издание. – М.: Просвещение, 2010 г.

 

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.

 

6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2011 г.

 

7. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. Пособие для учащихся 10 -11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.

 

8. Поурочные разработки по русскому языку, 10-11 классы, Булникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г., 2014 г.

 

9. Русский язык, 10 класс, Поурочные планы по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М., 2010 г.

 

10. Русский язык, 10-11 класс, Тематическое и поурочное планирование, Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., 2010 г

Класс

1. Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Русское слово – учебник. (Электронное издание).

3. Бабайцева В.В. Русский язык (углубленный уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: ДРОФА. (Электронное издание).

4. Русский язык, 10-11 класс, Трудные вопросы орфографии, Божко Н.М., 2011.

5. Все уроки русского языка, 11 класс, Фефилова Г.Е., 2011

6. Культура русской речи, 10-11 класс, Методические рекомендации, Мурашов А.А., Русецкий В.Ф., 2008.

7. Поурочные разработки по русскому языку, 10-11 классы, Булникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г., 2014.

8. Русский язык, 10-11 класс, Методические рекомендации, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

9. Русский язык, 10-11 класс, Тематическое и поурочное планирование, Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., 2010.

10. Русский язык, 11 класс, Поурочные планы по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М., 2008

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: