Государство и личность государя в трудах Никколо Макиавелли




Зотина Полина

План

1. Исторический аспект

2. Работы Никколо Макиавелли

3. Социология государства

4. Личность государя

Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени.

В конце XV – начале XVI вв. для Италии, которая оставалась политически раздробленной страной, сохранялась угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция). На фоне резкого экономического и политического ослабления в Италии наблюдается высочайший культурный подъём, вошедший в историю как эпоха Высокого Возрождения (Флоренция – являлась центром образования и культуры). Необходимость выхода Италии из политического кризиса путём создания единого централизованного государстваостро осознавал флорентиец Никколо Макиавелли.

Основные работы:

· «Принцепс» (1513)

· «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» (1516-1517)

· «История Флоренции» (1520)

· «О военном искусстве» (1521)

Центром социальных теорий Макиавелли было государство, в котором прогрессивные силы общества представлены как главное орудие против универсальной папской церковной гегемонии, как средство для реализации политических и экономических интересов. Макиавелли значительно изменил понимание многих явлений в своих работах, тем самым повлияв на понимание системы государственной власти значительным образом. Он впервые стал употреблять понятие государство (stato) для обозначения политически организованного общества. Этого не было ни у мыслителей античности, ни у гуманистов эпохи Возрождения - современников Макиавелли.

«Государь»:

Чтобы упрочить государственный порядок, необходимо огромное количество средств.

Макиавелли, по своей натуре являющегося прагматиком и логиком, его заботит проблема крепости, устойчивости, эффективности государственного строя. У Макиавелли все зло в человеке, не в государстве (мерзкие, злые, корыстные, жадные, неблагодарные, скрытные, трусливые, подозрительные). Все эти качества человека он призывает использовать на благо государства. Государь должен соотносить свои действия с этими человеческими качествами. Лучше всегда действовать добром. Но если добром нельзя, то страшиться злодеяний не стоит. Цель является первичной.

Дает советы и правителям, и народам. Эти советы являются универсальными, применимыми во многих ситуациях. Для Макиавелли нет идеала государства. Есть одно в мире государство, которое является средоточием всех государственных добродетелей – Римская империя. (Просуществовал 2000 лет, то есть доказал свою жизнеспособность).

Цель - объединить Италию, это можно сделать только сильной рукой, поэтому обращается к Лоренцо Медичи, которому и адресует «Государя» (в самом произведении неоднократно ссылается на опыт правления Чезаре Борджиа).

Описывает виды государств, указывая, что каждому государству присущ свой способ удержания и приобретения власти.

· Легче всего удержать власть наследственную.

· Сложно удержать власть, если к государству присоединяются новые области.

· Поддерживай слабых, разделяй сильных. Разделяй и властвуй. Если покоряемое государство ранее управлялось 1 государем, его сложно покорить.

· Если в государстве много аристократов, князей, монарх не один, то такое государство легко завоевать, так как князей можно подкупить. Удержать власть при такой разрозненности власти тяжело. Выход один – истребить всех конкурентов.

· Есть народы (к примеру, вольные города), которые испокон веков привыкли к свободе. Чтобы их завоевать, необходимо перебить всех, кто может вновь прибегнуть к идеям свободы (то есть, по сути, все помнящие свободу поколения, то есть, по сути, стереть историю).

· Главная трудность новой власти в том, что люди сложно подчиняются новым порядкам, не любят перемены. Поэтому людей надо убедить (мирно или с помощью армии), что новый правитель лучше, чем прежний.

· Поддерживать убеждением крайности власти очень сложно.

· Самое сложное - удержать власть, если она приобретается с чужой помощью. Лучше уничтожить помощников, так как однажды они могут посягнуть на то, что помогли получить.

· Хорошие законы – основа любого государства. Строгие, но четкие. + армия, пользу и значимость которой Макиавелли неоднократно подчеркивает в своих трудах. Выделял три вида армии: союзное войско (опасно), наемное (еще опасней, так как легче подкупить), свое собственное войско (самое правильное и надежное)

Социология государства. В отличие от средневековых мыслителей Макиавелли делает объектом политических исследований государство как творение человеческих рук, никак не связанное с Богом. Форма государственного правления представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Макиавелли приходит к выводу, что пропасть между величием Древнего Рима и слабой разрозненной Италией образовалась из-за:

· Христианской религии, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству;

· Папства, которое имело престол в Риме, владело частью Италии и препятствовало её объединению.

Формы государственного правления по Макиавелли

Правильные Неправильные
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Демократия Охлократия

В отличие от Аристотеля Макиавелли не связывает идею «счастливой жизни» людей с государством и рассматривает государства как они есть, в естественных реалиях.

Вслед за Полибием и Цицероном Макиавелли различал простые и смешанные формы государственного правления. Предпочтение он отдавал смешанной республике как комбинации трёх простых форм – монархии, аристократии и демократии. В труде «Принцепс» Макиавелли разделил все государства в зависимости от формы правления на республики и «государства, управляемые единовластно».

Личность государя. Макиавелли разработал концепцию политической этики принцепса (единоличного главы государства), деятельность которого направлена на объединение Италии и превращение её в сильное государство. В «Принцепсе» Макиавелли сформулировал ряд политических принципов и качества правителя:

Ø Овладевая государством, необходимо все жестокости совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять.

Ø Все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались.

Ø Принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, а лисицей – чтобы распознать западню.

Ø Принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти оправдание.

Ø Каждый поступок принцепса должен подтверждать молву о нём как о великом и выдающемся человеке.

Ø Принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть. Любовь изменчива, а страх вечен.

Ø Царь не должен посягать на имущество своих подданных.

Ø Правитель должен держать свое слово, но когда это выгодно. Слово, данное народу, лучше держать, иначе это может обернуться недовольством.

Ø Стараться быть добродетельным, но если нужно, то может и творить злодеяния.

Ø 8. Нуждается в хороших советниках.

Итог: Только цель блага подданных оправдывает любые средства, и ради нее можно пойти на попрание государственных и божественных законов. Если счастливо целое, то счастлива и каждая часть. Он первый и последний в истории политической мысли представил без приукрашиваний картину политической деятельности.

Приверженцами политических идей Макиавелли последовательно были Ж. Ж. Руссо (XVIII в.), М.А. Бакунин (XIX в.) и др. критиками – Томмазо Кампанелла (XVI в.), Жан Боден (XVI в.), Вольтер (XVIII в).

Бенито Муссолини рассматривал себя как нового принцепса, призвание которого заключается в том, чтобы Италия в XX века стала «Четвёртым Римом».

Заслугой Макиавелли является то, что он заложил основы политической науки Нового времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: