ИГРЫДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Консультация для родителей
"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В. А. Сухомлинский
«Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.»
Н.А. Бернштейн
Ст.воспитатель: Горюнова Е.Н. Воспитатель: Баштовая А.С.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в нармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с камнями и металическими шариками. В Японии широко распространнены упражнения с грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
|
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нестандартного оборудования:
• массажных мячиков;
• платочков;
• ковриков;
• крупных бигуди;
• прищепок;
• счётных палочек;
• зубных щёток;
• бус;
• резинок для волос;
• шестигранных карандашей.
Все игры сопровождаютс стихотворениями- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заменителями, придумывать для них новое применение.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержащие стихотворения изображаются с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище).
Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
|
Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Образовательные задачи:
• Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
• Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Развивающие задачи:
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
• Развитие зрительного и слухового восприятия, творческого воображения.
• Развитие тактильной чувствительности рук.
• Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
• Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
• Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние,используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
• Совершенствование двигательной деятельности.
• Развитие речемыслительной деятельности.
• Развитие мимической мускулатуры.
• Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи
Воспитательные задачи: Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
• Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
• Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
• Формирование дружеских взаимоотношений.
• Воспитание внимания к обращённой речи.
• Развитие чувства уверенности в себе.
• Воспитание самоконтроля за речью.
• Формирование умения радоваться, достигая цели.
• Формирование коммуникативных навыков.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.
Работу проводить нужно регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным
оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять –в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.