Конспект пробного урока
По русскому языку в 3 «В» классе
МОУ СОШ № 12 г.о. Самара
Тема. Отработка умения склонять имена существительные (с ударным окончанием) в единственном числе; ознакомление с приемами определения падежа.
Выполнила: Холодная Валерия,
студентка 31 группы,
специальность 050709.52 Преподавание в начальных классах
Методист: Севостьянова О.В
г.о. Самара, 2012 год
Дата:21.02.2012
Тема: «Отработка умения склонять имена существительные (с ударным окончанием) в единственном числе; ознакомление с приёмами определения падежа».
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о понятии «склонение»;
- показать, что у существительных одного типа склонения одинаковый набор падежных окончаний;
- познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения;
- закрепление знаний об изменении имен существительных по падежам.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Александровна, и я проведу у вас сегодняшний урок русского языка.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу и тихонько сядем за парту.
ΙΙ. Сообщение темы урока
Учитель: Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Речь пойдет об имени существительном.
III. Словарная работа. Минутка чистописания.
Сначала мы будет тренироваться в каллиграфическом письме имен существительных.
Откройте тетради, отступите две строчки, запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите: Классная работа.
|
Я буду говорить значение словарного слова, а вы будете его записывать в тетради каллиграфически.
Какие правила мы должны соблюдать при каллиграфическом написании букв и их соединений? (одинаковый наклон, одинаковая высота, соединение зависит от последующей буквы).
1. Книга, содержащая перечень слов, их частей или словосочетаний с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (словарь).
2. Мебель, предназначенная для сна (кровать).
3. Вид столовой посуды. Обычно круглой формы, служат для подачи пищи на стол (тарелка).
4. Плод яблони, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков (яблоко).
5. Выражение благодарности (спасибо).
6. Часть дома, отделенная стенами или перегородками (комната).
7. Утренняя еда (завтрак).
8. Полоса земли, предназначенная для передвижения; путь сообщения (дорога).
9. Огородное растение семейства пасленовых, а также
его округлый сочный плод красного или, реже, желтого цвета, томат (помидор).
10. Промежуток времени, двенадцатая часть года (месяц).
Проверка написанного. Чтение по цепочке.
III. Работа над новым материалом.
Мы с вами написали слова без ошибок, потому что изучали их на уроках и знаем правила орфографии. Однако русский язык считается одним из самых сложных и иностранцы достаточно часто ошибаются, когда пишут по-русски.
Я недавно получила письмо от знакомого из Германии. Мне бы очень хотелось поделиться с вами своей радостью. Послушайте письмо и подумайте, все ли правильно в письме:
|
Самара – красивый город. Я не могу забыть Самара. Я помню, как мы гуляли вечером по Самара. Мой родной город меньше Самара. Самара можно гордиться. Я часто думаю о Самара. Шлю привет из Германии. Матиас.
В письме допущены ошибки, мы их услышали. В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось, чтобы вы смогли мне ответить на вопрос: “Что не знал Матиас о секретах русского языка?”
А) Анализ языкового материала
Учитель: откройте учебники на странице 162, упражнение 432.
Прочитайте задание.
Прочитай, вставляя в предложения слово медведь. Изменяй окончание этого слова по вопросам.
Выполняем вместе: по одному выходим к доске, а остальные записывают себе в тетрадь. Выполняем и выделяем ту часть слова, которая изменяется (окончание).
Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) … (медведя). близко подходить (к кому?) к … (медведю) опасно. Я видел (кого?) … (медведя) в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за …….ем (медведем) только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о … (медведе).
Б) Обобщение признаков
Для чего изменялись окончания? Окончания имен существительных изменяются для связи слов в предложении.
Медведя, медведю, медведем, о медведе – формы одного и того же слова. Такие формы называются падежными.
В) Осознание формулировки
Учитель: Ребята, прочитайте на странице 163 определение, которое нужно будет запомнить.
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
В русском языке 6 падежей.
На доске:
Именительный падеж | кто? что? | (есть) |
Родительный падеж | кого? чего? | (нет) |
Дательный падеж | кому? чему? | (дать) |
Винительный падеж | кого? что? | (винить) |
Творительный падеж | кем? чем? | (творить) |
Предложный падеж | о ком? о чем? | (думать) |
|
Прочитайте в учебнике примеры под определением
Информация.
ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?
Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Расскажите, что вы узнали о каждом падеже. (Ответ детей)