В) Осознание формулировки




Конспект пробного урока

По русскому языку в 3 «В» классе

МОУ СОШ № 12 г.о. Самара

Тема. Отработка умения склонять имена существительные (с ударным окончанием) в единственном числе; ознакомление с приемами определения падежа.

 

Выполнила: Холодная Валерия,

студентка 31 группы,

специальность 050709.52 Преподавание в начальных классах

 

Методист: Севостьянова О.В

 

 

г.о. Самара, 2012 год


Дата:21.02.2012

Тема: «Отработка умения склонять имена существительные (с ударным окончанием) в единственном числе; ознакомление с приёмами определения падежа».

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о понятии «склонение»;

- показать, что у существительных одного типа склонения одинаковый набор падежных окончаний;

- познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения;

- закрепление знаний об изменении имен существительных по падежам.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Александровна, и я проведу у вас сегодняшний урок русского языка.

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу и тихонько сядем за парту.

ΙΙ. Сообщение темы урока

Учитель: Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

 

Речь пойдет об имени существительном.

 

III. Словарная работа. Минутка чистописания.

Сначала мы будет тренироваться в каллиграфическом письме имен существительных.

Откройте тетради, отступите две строчки, запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите: Классная работа.

Я буду говорить значение словарного слова, а вы будете его записывать в тетради каллиграфически.

Какие правила мы должны соблюдать при каллиграфическом написании букв и их соединений? (одинаковый наклон, одинаковая высота, соединение зависит от последующей буквы).

1. Книга, содержащая перечень слов, их частей или словосочетаний с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (словарь).

2. Мебель, предназначенная для сна (кровать).

3. Вид столовой посуды. Обычно круглой формы, служат для подачи пищи на стол (тарелка).

4. Плод яблони, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков (яблоко).

5. Выражение благодарности (спасибо).

6. Часть дома, отделенная стенами или перегородками (комната).

7. Утренняя еда (завтрак).

8. Полоса земли, предназначенная для передвижения; путь сообщения (дорога).

9. Огородное растение семейства пасленовых, а также
его округлый сочный плод красного или, реже, желтого цвета, томат (помидор).

10. Промежуток времени, двенадцатая часть года (месяц).

Проверка написанного. Чтение по цепочке.

 

III. Работа над новым материалом.

Мы с вами написали слова без ошибок, потому что изучали их на уроках и знаем правила орфографии. Однако русский язык считается одним из самых сложных и иностранцы достаточно часто ошибаются, когда пишут по-русски.

Я недавно получила письмо от знакомого из Германии. Мне бы очень хотелось поделиться с вами своей радостью. Послушайте письмо и подумайте, все ли правильно в письме:

Самара – красивый город. Я не могу забыть Самара. Я помню, как мы гуляли вечером по Самара. Мой родной город меньше Самара. Самара можно гордиться. Я часто думаю о Самара. Шлю привет из Германии. Матиас.

В письме допущены ошибки, мы их услышали. В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось, чтобы вы смогли мне ответить на вопрос: “Что не знал Матиас о секретах русского языка?”

А) Анализ языкового материала

Учитель: откройте учебники на странице 162, упражнение 432.

Прочитайте задание.

Прочитай, вставляя в предложения слово медведь. Изменяй окончание этого слова по вопросам.

Выполняем вместе: по одному выходим к доске, а остальные записывают себе в тетрадь. Выполняем и выделяем ту часть слова, которая изменяется (окончание).

Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) … (медведя). близко подходить (к кому?) к … (медведю) опасно. Я видел (кого?) … (медведя) в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за …….ем (медведем) только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о … (медведе).

 

Б) Обобщение признаков

Для чего изменялись окончания? Окончания имен существительных изменяются для связи слов в предложении.

Медведя, медведю, медведем, о медведе – формы одного и того же слова. Такие формы называются падежными.

В) Осознание формулировки

Учитель: Ребята, прочитайте на странице 163 определение, которое нужно будет запомнить.

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей.

На доске:

Именительный падеж кто? что? (есть)
Родительный падеж кого? чего? (нет)
Дательный падеж кому? чему? (дать)
Винительный падеж кого? что? (винить)
Творительный падеж кем? чем? (творить)
Предложный падеж о ком? о чем? (думать)

 

Прочитайте в учебнике примеры под определением

 

Информация.

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?

Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

 

Расскажите, что вы узнали о каждом падеже. (Ответ детей)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: