Дифференциация может осуществляться в разнообразных формах или их комбинации:
§ престиж дизайна или бренда;
§ особая технология;
§ функциональные возможности;
§ условия обслуживания потребителей;
§ дилерская сеть;
§ другие параметры.
В этой ситуации у потребителей формирует приверженность к определенной торговой марке, и продуктам, которые предлагают фирмы, придерживающиеся стратегии дифференциации, нелегко найти замену. Также появляются финансовые резервы для поиска альтернативных источников вводимых ресурсов.
Но при всей привлекательности этой стратегии у нее есть ряд недостатков. Дифференциация требует определенного увеличения издержек, которые возникают по следующим причинам:
§ увеличиваются инвестиции в исследования и разработки;
§ увеличиваются затраты на дизайн и качество обслуживания клиентов;
§ закупается более дорогое сырье;
§ вкусы и предпочтения клиентов могут со временем измениться.
· Конкурентная стратегия лидерства в издержках или ценовое лидерство означает возможность компании достигать самого низкого уровня затрат;
Это стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы.
Для создания ценовых преимуществ практикуют:
§ Снижение издержек на единицу продукции за счёт роста объемов производства, таким образом, достигается экономия на масштабе.
§ Рациональное ведение дел, оптимизация внутрифирменных связей.
§ Экономия на разнообразии при производстве различных продуктов.
§ Интеграция распределительных сетей и оптимизация систем поставки;
§ Филиальная сеть, которая за счёт удобного географического размещения фирмы, позволяет снизить себестоимость продукции за счет использования местных особенностей.
Стратегия лидерство по издержкам, её преимущества и недостатки:
Эта стратегия может использоваться крупными компаниями, которые имеют большие доли рынка. Компания, избравшая этот путь, должна добиться лидерства одним из следующих способов:
§ создать производственные мощности экономически эффективного масштаба;
§ снизить издержки на основе накопленного опыта;
§ ужесточить контроль над производственными и накладными расходами;
§ избегать мелких операций с клиентами;
§ получить особые права доступа к источникам сырья;
§ минимизировать затраты в таких областях, как исследования и разработки, обслуживание, система сбыта, реклама и другие маркетинговые коммуникации.
Применение этой стратегии дает компании следующие преимущества:
§ защита от поставщиков;
§ защита от покупателей продукции (они могут сбивать цены только до уровня цен конкурентов);
§ препятствие для вступления на рынок конкурентов;
§ выгодное положение по отношению к продуктам-заменителям.
Недостатком стратегии является то, что возникает серьезная проблема дальнейшего повышения цены при сохранении размеров захваченного рынка. Также существует опасность, что конкуренты воспользуются технологиями или методами управления издержками лидера и одержит победу. Стратегия может быть эффективным ответом на действия конкурентов, но она не дает гарантии от поражения.
Конкурентная стратегия фокусирования или лидерство в нише означает сосредоточение всех усилий компании на определенной узкой группе потребителей;
Эта стратегия целесообразна, если есть цель удовлетворить какую-то необычную потребность определенной группы людей за счёт создания и продвижения на рынок специализированного продукта. Также можно создать специфическую систему доступа к продукту, например, новаторскую систему продажи или доставки продукта и таким образом создать конкурентное преимущество.
Аналогично, эту стратегию можно «усилить» ценовой стратегией и стратегией дифференциации, но не делать их взаимосвязанными.
Диверсификация производства
Эта стратегия подразумевает:
- одновременное расширение видов производства, которые не связаны друг с другом,
- расширение ассортимента производимой продукции на одном предприятии.
- расширение рыночной активности предприятия,
- использование собственных финансовых ресурсов не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и на освоение новых видов деятельности, создание новых производств.
Диверсификация производства способствует превращению компании в сложный многофункциональный комплекс, в результате чего предприятие приобретает большую устойчивость к колебаниям рыночной конъюнктуры, совершенствует и адаптирует свою продукцию к изменяющимся условиям и спросу, обеспечивает необходимый уровень рентабельности.
Стратегия первопроходца
Суть данного конкурентного преимущества состоит в том, что конкретный предприниматель является первым и единственным производителем или поставщиком товаров или услуг на определённом рынке, регионе или сфере.
Для того чтобы стать «первопроходцем» необязательно создавать новый продукт «с нуля». Вполне возможно для старого продукта разработать и внедрить новые технологии, модернизировать существующие инструменты или механизмы или быстро понять новые потребности и запросы потребителей и отреагировать на них.