Учебно-методическое пособие для вузов




Составители:

Воронеж 2007

Утверждено Научно-методическим советом филологического факуль-

тета 21 декабря 2006 г., протокол № 2.

Рецензент канд. филол. наук, доцент кафедры современного

русского языка Воронежского государственного педагогического университета Е.С. Большакова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общего языкознания и стилистики филологического факультета Воронежского государственного университета.

Рекомендовано для студентов факультета международных отношений Воронежского государственного университета, а также других нефилологических специальностей, сдающих экзамен (зачет) по дисциплине «Русский язык и культура речи» (ГСЭ.Р.03).

Для специальностей: 060600 – Мировая экономика 350200 – Международные отношения 521300 – Регионоведение СОДЕРЖАНИЕ Методическая записка ………………...……………...……………………. Тема 1. Из истории русского языка ………………...…………………….. Тема 2.Актуальные тенденции развития современного русского языка ……………………………….…………………………………………... Тема 3. Современный русский язык и формы его существования …...… Тема 4. Функциональные стили современного русского литературного языка ………………………………………………………… Тема 5. Культура речи ……………….…………………………...………. Нормативный аспект культуры речи ……………………………...... Орфоэпические норы русского языка …………...………….… Грамматические нормы русского языка…….……………..…. Коммуникативный аспект культуры речи …………………………. Точность речи ………………………………………………….. Чистота речи ……………………………...…………………… Богатство речи …………………………………..…………..… Выразительность речи …..…………………...……………….. Контрольный тест по культуре речи ………………………………….. Рекомендуемые литература и словари ………………..……………...….. Методическая записка Учебно-методическое пособие построено в соответствии с программой дисциплины «Русский язык и культура речи». Оно содержит материал, посвященный наиболее сложным вопросам данного курса. Основное внимание уделяется нормативным аспектам культуры речи и отработке навыков владения орфоэпическими, лексическими, стилистическими, грамматическими нормами русского литературного языка. Включенные в данное пособие упражнения охватывают наиболее трудные случаи произношения и употребления единиц русского языка в речи с учетом особенностей современной языковой ситуации.

Учебно-методическое пособие предназначено для индивидуальной и самостоятельной работы студентов, получивших основные теоретические сведения о русском языке, культуре русской речи и русского литературного языка из лекционного курса или одного из учебников по культуре русской речи (например, «Русский язык и культура речи / Сост.

И.А. Стернин, М.С. Саломатина. – Воронеж, 2005» и др.).

Настоящее пособие издано в виде рабочей тетради, что позволяет выполнять предлагаемые задания, тесты и упражнения прямо на его страницах.

Тема 1. Из истории русского языка Задание 1. Впишите необходимые характеристики русского языка.

Русский язык принадлежит к _ языковой семье.

Русский язык относится к языковой группе.

Русский язык входит в _ языковую подгруппу.

Задание 2. Докажите или опровергните следующие положения.

Подберите 2-3 аргумента.

Никто из нас не владеет русским языком в совершенстве.

Иностранцы не испытывают трудностей при овладении русским языком.

Русский язык переживает глубокий кризис.

Задание 3*. Определите, какой язык ближе к русскому языку в соответствии с отнесенностью к языковой семье, группе и подгруппе, подчерните. Устно объясните свой выбор.

Польский – итальянский;

болгарский – молдавский;

чешский – украинский;

китайский – шведский;

армянский – азербайджанский;

венгерский – английский.

Задание 4. Подберите к словам старославянского происхождения исконно русские слова с тем же корнем.

Прах – _;

враг – _;

власть – _;

бредить – _;

гражданин – _;

ладья – _;

един – _;

горящий – _;

Млечный (путь) – _;

освещение – _.

Задание 5. Подберите к исконно русским словам старославянизмы с тем же корнем.

Голова –;

надежа – _;

ворота –;

дерево –;

чужой – _;

шелом – _;

колючий –;

короткий –;

здоровье – _;

середина – _.

Задание 6. Напишите коротко, в чем заключается вклад М.В. Ломоносова в развитие русского литературного языка.

1. 2. 3. Задание 7. Для характеристики лексики советского периода приведите примеры:

• советизмов: _;

• слов, ушедших в пассив:;

• переименований:;

• аббревиатур: _.

Задание 8. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Древнерусский язык – это… а) восточнославянский язык;

б) южнославянский язык;

в) западно славянский язык.

2. Создание славянской азбуки связано с именем (именами) … а) Ярослава Мудрого;

б) Кирилла и Мефодия;

в) князя Владимира.

3. Старославянский язык – это … а) язык древнерусской народности;

б) древний письменный язык славян;

в) язык-предок всех славянских языков.

4. Время распространения письменности на Руси – … а) 863 год;

б) 988 год;

в) 1703 год.

5. Формирование современного русского литературного языка происхо дило… а) в V-XIV веках;

 

 

б) в XVII-XVIII веках;

в) в XIX веке.

6. Основоположником современного русского литературного языка является … а) М. Горький;

б) М.В. Ломоносов;

в) А.С. Пушкин.

7. В истории развития русского языка традиционно выделяют … а) два периода;

б) три периода;

в) четыре периода.

8. Славянская азбука называется… а) латиницей;

б) кириллицей;

в) глаголицей.

9. На славянских языках говорят … а) болгары, украинцы, латыши;

б) поляки, белорусы, молдаване;

в) македонцы, чехи, хорваты.

Тема 2. Актуальные тенденции развития современного русского языка Задание 9. В тексте подчеркните и отметьте цифрой (над словом): книж ные слова, термины (1);

жаргонную лексику (2);

новые заимствования (3).

Дело в том, что новая тусовка существенно отличается от привычной «старой» подпольной… Сегодня исход в маргиналы осуществляется согласно свободному волеизъявлению, и потому сохраняется свободная коммуникация с социумом. Спонсоры и благотворители из одной любви к экстравагантному и необычному поддерживают новых маргиналов. Всего за два-три года тусовка сумела наладить вполне институализованную структуру… Тусовка перестает быть сборищем праздношатающихся элементов в стильных прикидах, а преобразуется в ассоциацию профессионалов, из конъюнктурных соображений поддерживающих свой имидж.

Какую тенденцию современного развития языка отражает неоправданное использование разностилевых элементов в одном тексте?

Задание 10. Подчеркните случаи неоправданного употребления иности левых слов в следующих высказываниях.

1. С грехом пополам депутаты договорились о проведении в среду тайного голосования аж по четырем проектам решения. 2. На Внуковском шоссе трое пассажиров, подсев в тачку, решили маленько экспроприировать ее у водителя. Буквально через час двоих грабителей повязали. Молодняк – пацанам по 16 лет. 3. Так будь честен: или застрелись, или уйди в монастырь. Ан нет, снял погоны, нацепил крестик и давай Россию спасать. 4. Мидовское опровержение заместителя главы правительства, стало быть, объясняется тем, что тот в своих высказываниях «напорол». 5. Вице-президент обрушил на зал такую прорву цифр и фактов, что вскоре слушатели потеряли всякую возможность следить за ходом доказательств. 6. Что касается рекламы, то и она не должна безобразить лик стольного града. 7. Моссовет имеет постоянно действующий орган – городскую думу, которая избирает своего спикера. 8. Идет непомерных размеров растащиловка оцениваемого в несколько миллиардов рублей армейского имущества, которое попадает в руки теневых структур.

Задание 11. Прочитайте газетные заголовки, в которых используется сниженная лексика. Отметьте цифрой (1) просторечия, (2) жаргон, (3) сленг.

1. Кидалы из муниципалитета (). 2. Передел с беспределом ().

3. Виртуальный кирдык Америке (). 4. Чисто конкретный сериал ().

5. Лох – это судьба (). 6. Бзики политиков (). 7. Мордовороты от шоу бизнеса (). 8. Новая политическая тусовка (). 9. Крутой мэр ().

Как называется процесс огрубления языка, стилистического снижения лексики? Задание 12. Подчеркните примеры языковой игры в следующих высказываниях.

1. Надежды исчезли в буднях катастройки. 2. В Москве есть много лакомых кусков для прихватизаторов. 3. (А)рабские условия. 4. Госбаньки на продажу. 5. Неисполнительная власть. 6. ФАСТ-суд по-русски.

С какой целью используются игровые приемы в современном русском языке? Задание 13. «Переведите» на литературный русский язык отрывок иронического текста журналиста Андрея Кнышева «О великий и могучий новый русский язык!». Объясните, что создает комический эффект.

Добрый ивнинг, уважаемые телевьюеры, уотчеры и лукеры. Начинаем вечерний бродкастинг ньюзостей. В бегининге – шортовый брифинг основных инвентов тудейного афтенуна.

Намедни исполняется 150-летний инверсарий ремаркабельного русского райтера Л.Н. Толстого, его арт, лэндвидж, narodnaya smekalka в вербализации имиджей сегодня совершает глубокую пенетрацию в душу контемпорального российского ридера.

Какой активный лексический процесс пародируется в данном тексте?

Задание 14. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Активные процессы в лексико-фразеологической системе современ ного русского языка… а) идеологизация, перераспределение лексики активного и пассивного состава, переименование, стилистическая дифференциация;

б) деидеоло гизация, перераспределение лексики, жаргонизация, либерализация языковой нормы;

в) деидеологизация, переосмысление слова, ужесточение речевой нормы, стилистическая дифференциация, жаргонизация.

2. Наибольшие языковые изменения произошли … а) в научном стиле речи;

б) в публицистическом стиле речи;

в) в разговорной речи.

3. Сленг в современном русском языке – это … а) молодежный жаргон;

б) уголовный жаргон;

в) общенациональный жаргон.

4. Основные тенденции современного русского общения – … а) плюрализация, деперсонификация, диалогизация;

б) плюрализация, персонификация, монологизация;

в) плюрализация, персонификация, диалогизация, орализация.

Тема 3. Современный русский язык и формы его существования Современный русский язык охватывает все сферы речевой деятель ности людей, независимо от образования, воспитания, профессии, места жительства. Национальный русский язык существует в нескольких формах (разновидностях): литературный язык, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты.

Задание 15. Соедините левую и правую части таблицы. Установите соответствия между терминами и определениями.

Разновидность языка, свойственная опреде Просторечие ленной социальной группе людей, объединенных общими интересами, родом деятельности, профессией Речь малообразованных горожан, не владе Национальный язык ющих нормами литературного языка Форма языка, характерная для жителей Литературный язык определенного региона, существующая только в устной форме и обслуживающая обиходно бытовое общение людей Высшая форма существования национального Территориальный языка;

строго нормированная форма языка, диалект существующая в устной и письменной форме, закрепленная в словарях и справочниках и обслуживающая все сферы общественной и культурной жизни нации Сложная разноаспектная система, обеспечива Социальный диалект ющая коммуникацию во всех сферах жизни человека независимо от его образования, воспита ния, места жительства, профессии Задание 16. Укажите, какой из форм национального русского языка соответствуют приведенные ниже признаки:

• обязательность для всех образованных людей _;

• распространенность на определенной территории;

• наличие системы функциональных стилей;

• закрепленность за определенными группами людей;

• нормированность (закрепленность в словарях);

• отнесенность к речи малообразованных людей;

• традиционность и устойчивость _;

• быстрая изменяемость _;

• образцовая форма языка _;

• самая древняя форма языка _;

• наличие устной и письменной форм существования _.

Задание 17. Объясните, в чем отличие таких понятий, как жаргон, сленг, арго. Приведите примеры каждого явления.

Жаргон – Арго –_ Сленг – _ Задание 18. Объясните значение жаргонных слов и выражений, «переведя» их на литературный язык.

Наличка (бизн.) – _;

чувак (мол.) – _;

клава (комп.) –;

бомбить (таксист.) – _;

стрелка (крим.) –;

хвост (студ.) –;

крыша (крим.) – _;

двушка (риэлтор.) –;

тормозить (мол.) –;

лох (угол., мол.) –;

облом (мол.) –;

чайник (комп.) –;

оттягиваться (мол.) –;

стипуха (студ.) –.

Задание 19. Замените диалектные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот).

Кочет – _, утирка – _, грядушка – _, колидор – _, транвай – _, какаво – _, знають – _, у сестре – _, чё – _, пинджак – _, кыляется кофта – _, ихний –, текёт – _.

Задание 20. Замените просторечные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот).

Свекл – _, красивше – _, уплочено – _, юристконсульт – _, мукулатура – _, тубаретка – _, друшлаг – _, скурпулёзный – _, подчерк – _, рубель –, битончик – _, журавель – _, теперича – _, спечь – _, манатки – _, шибко –, пузо – _, тутошний – _, зубодер – _, облапошить – _, расфуфыриться – _, укокошить – _, барахло – _, небось – _, убивец – _, смотаться – _, притащиться – _, башка – _, дермантин – _, экскалатор – _, дивиденты – _, комфорка – _, приедь – _, 1 кг печеньев – _, правый туфель – _, ляжь – _, протвень – _, ложит – _.

Задание 21. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Литературный русский язык – это … а) язык художественной литературы;

б) строго нормированная форма языка;

в) книжный вариант русского языка.

2. В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает … а) язык от Ломоносова до наших дней;

б) язык от Пушкина до наших дней;

в) язык от Толстого до наших дней.

3. Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы… а) научная сфера;

б) обиходно-бытовое общение;

в) СМИ.

4. Профессиональный диалект – это … а) профессиональный жаргон;

б) территориально ограниченная форма языка;

в) профессиональные термины.

5. В предложении «Пора обувь на машине поменять» подчеркнутое слово относится … а) к местному диалекту;

б) к профессиональному диалекту;

в) к профессиональному жаргону.

6. Произнесение слов «звнит», «сливвый», «катлог» является … а) нормативным, литературным;

б) жаргонным;

в) просторечным.

7. К ненормативным формам языка не относится… а) территориально ограниченная форма;

б) литературный язык;

в) социально ограниченные формы.

Тема 4. Функциональные стили современного русского литературного языка Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

Д. Свифт Языковой стиль – это исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена за одной из сфер жизни человека. Каждый стиль имеет свою систему языковых средств и единую норму употребления.

Выделяют три книжных стиля (научный, официально-деловой, публи цистический) и разговорный стиль. Определение языка художественной литературы в качестве самостоятельного, отдельного стиля до сих пор является спорным вопросом филологии. В школьном курсе традиционно выделяется пять стилей.

Задание 22. Заполните таблицу.

Функциональный Подстили Функции Сфера стиль употребления 1.

2.

3.

4.

5.

Задание 23. Прочитайте список признаков, характерных для стилей русского литературного языка. Рядом с названием стиля отметьте номера тех признаков, которые соответствуют данному функциональному стилю.

1) Объективность;

2) точность;

3) логичность;

4) лаконичность;

5) экспрессивность;

6) декларативность;

7) авторизованность;

8) образ ность;

9) безличность;

10) стандартизованность;

11) простота;

12) обобщенность;

13) выразительность;

14) конкретность;

15) спонтан ность;

16) нормированность;

17) официальность;

18) использование ненор мированных языковых средств.

Признаки научного стиля: _ Признаки официально-делового стиля: Признаки публицистического стиля: Признаки разговорного стиля: Признаки стиля художественной литературы Задание 24. Определите, к какому из четырех стилей принадлежит слово или выражение: научный стиль (1);

официально-деловой стиль (2);

публицистический стиль (3);

разговорный стиль (4).

Нижеследующий ();

военщина ();

сгущенка ();

дифферен циальный ();

температура кипения ();

иметь место ();

вояж ();

газировка ();

формулировать ();

подвергать анализу ();

драндулет ();

вверенный ();

стать на вахту ();

шаром покати ();

блажь ();

привлечь к ответственности ();

в истекшем году ();

вывести формулу ();

припарадились ();

таковой ();

изотермический ();

маловат ();

самоотверженный ();

вышеназванный ();

каюк ();

чаяния ();

завалить (экзамен) ();

оказать содействие ();

зачетка ();

дисперсия ();

шумиха ();

закатить выговор ();

в случае неявки ();

постоянная величина ().

Задание 25*. Придумайте несуществующее животное. Опишите его в разных стилях: а) в разговорном стиле, б) в официально-деловом стиле, в) в публицистическом стиле, г) в научном стиле.

Выделяют типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Задание 26. Определите, на какой вопрос отвечает каждый тип речи.

_ отвечает на вопрос: «Что произошло?».

_ отвечает на вопрос: «Предмет – какой?».

отвечает на вопрос: «Почему?».

Задание 27. Прочитайте тексты. Определите стиль и тип речи каждого текста.

1. В сухой листве под оградой из фуксий жили паучки совершенно иного рода – маленькие злые охотники, ловкие и свирепые, как тигры.

Заметив присевшую погреться муху, паук замер, потом медленно медленно, прямо-таки не превышая скорости роста былинки, начал переставлять ноги, незаметно пододвигаясь все ближе и ближе и прикрепляя по пути к поверхности листьев свою спасительную шелковую нить. И вот, оказавшись совсем близко, охотник остановился, слегка пошевелил ногами, отыскивая опору понадежней, затем бросился вперед, прямо на задремавшую муху, и заключил ее в свои волосатые объятья.

2. Паук – членистоногое животное с ядовитыми железами, плетущее паутину для ловли насекомых и убивающее их. Пауки живут везде – они освоили все природные зоны Земли. Их отличительная особенность – способность долго обходиться без пищи (до нескольких недель). Питаться пауки могут только жидкой пищей. Для ловли жертвы они используют специальное приспособление – паутину. На конце брюшка паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности.

 

 

Поймав в паутинные сети добычу, паук прокусывает кожу жертвы и впрыскивает внутрь добычи пищеварительный сок, а затем высасывает ее, оставляя пустую оболочку.

3. Многие люди боятся пауков, считают их вредителями. Конечно, с одной стороны, неприятно жить рядом с пауком (противный очень!), а с другой – не было бы пауков, нас бы заели мухи (вот они-то уж еще противнее – вечно жужжат, везде ползают, а осенью еще и кусаются!). Нет, паук все-таки хорошее животное.

Задание 28. Напишите тексты на одну и ту же тему: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

Задание 29. Приведите примеры употребления данных слов в новых переносных значениях. Назовите стилевую принадлежность новых значений.

Кукла, телега, челнок, сеть, рука, мышь, парить, тащиться, сечь, мыло, колеса, тачка, фишка, точка, базар, толкнуть, гореть, косить, горбатиться, продвинутый, кипеть, кинуть, западать, отмывать, грузить, въезжать, забойный, конкретный, вешалка, классный.

Единство литературного языка объясняется существованием стилистически нейтральной или межстилевой лексики. Она употребляется во всех стилях и разновидностях языка и включает в себя приблизительно 85% всех слов литературного языка. Однако кроме межстилевой лексики, в литературный язык входит и стилистически окрашенная лексика, ограниченная по своему употреблению, присущая тому или иному стилю языка.

Выделение в литературном языке книжных и разговорных функци ональных стилей подразумевает деление стилистически окрашенной лексики на книжную и разговорную.

Задание 30. Распределите слова на нейтральные (н.), книжные (к.) и разговорные (р.).

Окно –;

шлифовка –;

коллизия –;

доходяга –;

утро –;

контекст –;

восемь –;

конфигурация –;

поезд –;

второклашка –;

нетленный –;

зеленый –;

баловень –;

пилить –;

передавать –;

парадокс –;

стружка –;

дерзновенный –;

летучка –;

декларация –;

путь –;

товарооборот –;

соль –;

картошка –;

десница –;

дождь –;

интеграл –;

калякать –;

лошадь –;

стезя –;

уместно –;

современный –;

юлить –;

пригожий –;

позарез –;

ложе –;

диагностировать –;

отлынивать –;

доверие –;

симпатяга –;

сроду –;

учиться –;

корпеть –;

книжка –.

Задание 31. Дайте стилистическую характеристику следующим фразеологическим сочетаниям (нейтральный – н., книжный – к., разговорный – р.). Устно объясните значения данных фразеосочетаний.

Держи карман шире –;

между Сциллой и Харибдой –;

типун на язык –;

иметь место –;

железная дорога –;

губа не дура –;

марионеточное правительство –;

валять дурака –;

море по колено –;

головной убор –;

дать стрекача –;

сизифов труд –;

шевелить мозгами –;

командировочное удостоверение –;

ума не приложить –;

ничтоже сумняшеся –;

попасть впросак –;

прямой угол –;

попасться на удочку –;

остаться с носом –;

умыть руки –;

ходить на задних лапках –;

единовременное пособие –;

тертый калач –;

избиение младенцев –;

уши вянут –;

ахиллесова пята –.

Задание 32. По данным определениям назовите документы, использу емые в официально-деловой сфере общения.

1. Описание жизни какого-либо лица, составленное им самим, –.

2. Документ, дающий право кому-либо действовать от лица, которое его написало, –.

3. Документ, который содержит просьбу о чем-либо, –.

4. Документ, подтверждающий получение чего-либо, –.

5. Документ о выполнении какого-либо задания –.

Задание 33. Укажите, какие документы требуется написать в следующих ситуациях:

• вам необходимо досрочно сдать экзамены _;

• вы нарушили распоряжение декана _;

• вы хотите перевестись на другой факультет _;

• вам необходимо, чтобы вашу стипендию получил староста _;

• на время каникул вы хотите взять на кафедре компьютер;

• вы собираетесь пройти собеседование и получить работу в фирме;

• вы должны устроиться на работу, в отделе кадров вас попросили заполнить специальный бланк, в котором вы должны указать сведения о себе и вашей трудовой деятельности;

• вам необходимо сообщить администрации информацию о каких-либо нарушениях.

Задание 34. Напишите заявления с просьбой: а) перевести вас на другой факультет;

б) разрешить вам академический отпуск;

в) принять вас на работу (менеджер в отдел сбыта);

г) о переводе на вечернее отделение.

Резюме – это документ, содержащий краткие сведения о кандидате на какую-либо вакансию. Структура резюме: личные данные (ФИО, дата рождения, прописка и место проживания), цель написания резюме, контактный телефон, e-mail, образование, опыт работы в подобных облас тях, дополнительные навыки (степень владения иностранным языком, компьютером, наличие автомобиля и умением им пользоваться), професси ональные и личные качества, достижения, наличие рекомендаций.

Задание 35. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) секретарь-референт;

б) менеджер по продажам коммер ческой фирмы;

в) психолог детского сада;

г) рекламный агент газеты «Камелот».

Задание 36. Напишите автобиографию и сравните ее с резюме. Что между ними общего, а что отличает один документ от другого?

Существуют различные виды вторичных научных текстов (текстов, которые создаются на основе исходного текста-первоисточника).

Конспект – письменная фиксация (дословно или схематично) основных положений исходного текста, предполагающее переформулирование исходного текста в соответствии с целью составления конспекта.

Создается для личного использования.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения исходного научного текста. Обычно сохраняется логика изложения первоисточника, отсутствуют примеры и цитаты, предназначены для публикации в научном издании.

Реферат – жанр научного стиля, который предназначается для того, чтобы в сжатой форме передать наиболее существенные положения и выводы первоисточника. Обычно содержит общие сведения о рефериру емом первоисточнике (выходные данные, тема, основные проблемы), изложение его содержания и выводов, оценка реферируемого текста.

Аннотация – сжатая характеристика первоисточника. Отвечает на вопросы: «О чем говорится в источнике?» и «Для кого он предназначен?»

Как правило, содержит 5-6 предложений.

Рецензия – письменный анализ научного текста, предусматривающий 1) комментарий основных положений, выдвинутых автором, а также изложение собственных взглядов на освещаемые проблемы;

2) аргументи рованную (при необходимости критическую) оценку и 3) выводы о научной и практической ценности рецензируемого труда.

Отзыв – письменный анализ научного текста, строящийся по опреде ленному стандарту (например, отзыв о дипломной работе, диссертации).

Рецензия и отзыв могут использоваться в публицистическом стиле (рецензия на фильм, отзыв о гастролях артиста).

Задание 37. Прочитайте текст. Предложите различные варианты работы с ним (конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия).

1. Общее развитие культуры, появление все новых и новых знаний об окружающем мире, географические открытия, рост городов и увеличение народонаселения Земли, торговые обмены между отстоящими на тысячи километров территориями – все это в конце средних веков способствовало распространению грамотности и усилению спроса на книгу.

Существовавшие тогда рукописные книги были слишком дороги и редки, чтобы удовлетворить этот спрос.

Нужда в книге привела к изобретению книгопечатания. Началом его одни считают печатание с деревянных досок, на которых вырезался рельефно текст (ксилографические книги), другие – изобретение наборных литер.

Иоганн Гутенберг (1394-1468), который был специалистом по шлифовке драгоценных камней и зеркальных стекол, уже в зрелом возрасте задался мыслью о печатании книг. Он провел первые опыты печатания с отдельных выпуклых букв, из которых делался набор. Это давало возможность по окончании печатания разбирать буквы, а затем набирать ими другой текст. Это стало переворотом в изготовлении книг, упростив, ускорив и удешевив его в сотни раз.

(Виктор Чумаков. Народное образование в России. Исторический альманах. – М.:

Народное образование, 2000. – С. 187.) 2. Тайна подземелья Стоило только «Воронежскому курьеру» рассказать о строительстве нового входа в главный корпус ВГУ, как тут же последовало продолжение этой истории. В вырытом котловане обнаружилось старинное подземелье.

…Место это – самое, что ни на есть, историческое. В семнадцатом веке здесь была лицевая часть деревянной крепости. С 1682 года (дата образования Воронежской епархии) на этом месте складывался архитектурный комплекс архиерейского подворья, в который вошел и главный собор города – Благовещенский. В 1836 году архиерейское подворье превратили в Митрофановский монастырь, куда стекались паломники со всей России на поклон мощам святителя Митрофана… Если бы у кого-нибудь из знатоков воронежской истории была возможность постоянно наблюдать за работой экскаватора, он получил бы полное представление о том, остатки каких исторических сооружений или захоронений были превращены в содержимое самосвалов и увезены из воронежской святыни. Но теперь удается лицезреть только развороченную кладку их кирпичей и больших песчаниковых блоков по краям котлована.

Да еще следы воронок, засыпанных после войны грудами кирпичей.

Судя по старинным планам города, экскаватор работал точь-в-точь там, где еще в первой половине XVIII века стоял каменный архиерейский дом, перестроенный в конце того же столетия выдающимся зодчим Джакомо Кваренги… (Газета «Воронежский университет», 31 августа 2005 г.) 3. Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать, а во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: надо говорить в[а]да, а не в[о]да, «класть» и «положить», а не «ложить» и «покласть» и т.д. Речь, в которой встречаются факторы, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность – лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций;

в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Чтобы это условие соблюдалось, надо иметь полное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении. Так, книжные слова уместны в жанрах книжно письменной речи – научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции – и малоупотребительны в бытовых ситуациях общения.

Например, в бытовой речи неуместны слова «идентичный» вместо «одинаковый»;

«таковой» вместо «этот», «такой»;

«нежели» вместо «чем»;

«ибо» вместо потому что».

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

(Л. Крысин) Задание 38. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правиль ный вариант ответа.

1. Понятие «функциональный стиль речи» связано … а) с модой на использование тех или иных языковых средств;

б) с индивидуальной авторской манерой;

в) с функционированием языка в определенной сфере человеческой жизни.

2. Каждый функциональный стиль включает в себя … а) нейтральные языковые средства и средства, типичные для данного стиля;

б) любые языковые средства, способные передать мысль автора;

в) только специально отобранные языковые средства, типичные для данного стиля.

3. Традиционно выделяется… а) 3 функциональных стиля;

б) 4 функциональных стиля;

в) 5 функци ональных стилей.

4. Для разговорного стиля характерны … а) спонтанность, точность, образность;

б) образность, лаконичность, декларативность;

в) выразительность, спонтанность, неофициальность.

5. Для научного стиля характерны … а) точность, стандартизированность, аргументированность;

б) логич ность, точность, аргументированность;

в) унифицированность, спонтан ность, убедительность.

6. Для официально-делового стиля характерны … а) стандартизированность, безличность, декларативность;

б) точность, лаконичность, неофициальность;

в) унифицированность форм, убедительность, выразительность.

7. Для публицистического стиля характерны … а) выразительность, образность, неофициальность;

б) спонтанность, убедительность, безличность;

в) выразительность, убедительность, возможность смешения языковых средств разных стилей.

8. Стилистика – это … а) наука, изучающая особенности литературного языка;

б) наука, изучающая словарный состав языка;

в) наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста;

г) наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

9. К жанрам научной речи относятся … а) монография, аннотация, статья, рецензия;

б) тезисы, очерк, учебник, постановление;

в) доклад, статья, репортаж, инструкция.

10. К жанрам официально-деловой речи относятся … а) постановление, приказ, заявление;

б) словарь, письмо-запрос, инструкция;

в) докладная записка, мемуары, договор.

11. К жанрам публицистической речи относятся … а) рецензия, очерк, заявление;

б) инструкция, репортаж, заметка;

в) очерк, реклама, статья.

Тема 5. Культура речи Культура русской речи включает в себя три основных аспекта:

нормативный, коммуникативный, этический.

Задание 39. Укажите, какому из аспектов культуры речи соответствуют приведенные ниже определения.

– это владение нормами русского литератур ного языка.

– это соблюдение этических норм речевого общения и владение нормами русского речевого этикета.

– это умение эффективно пользоваться сред ствами языка в зависимости от сферы, ситуации, условий и задач общения.

Важнейший признак русского литературного языка – его нормативность, т.е. наличие в нем норм литературного употребления, закрепленных в словарях и грамматиках.

Литературные нормы – это исторически сложившиеся и принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произноше ния, словоупотребления, грамматики.

Основные признаки литературной нормы: относительная устой чивость, распространенность, общеупотребительность, обязательность для всех говорящих на данном языке, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Процесс изменения языковых норм происходит и в наше время. В результате этого процесса некоторые слова и формы имеют варианты норм.

Варианты норм:

1) равноправные варианты – одинаково правильные, нормативные варианты (банкнот – банкнота);

2) неравноправные варианты:

а) основной, предпочтительный вариант и дополнительный, менее желательный, но находящийся в пределах литературной нормы вариант (осн. девица – доп. двица;

осн. творг – доп. тврог);

б) литературный, нормированный вариант и нелитературный, недопустимый (просторечный, жаргонный, узкоспециальный) (лит. афера – нелит. афёра;

лит. баловть – нелит. бловать).

Задание 40. Заполните таблицу.

Виды норм Примеры 1. Орфоэпические нормы 2.

3.

4.

5.

6.

Задание 41. Какие нормы отражают следующие правила:

1) правила образования слов – _;

2) правила произношения, ударения и использования интонации –;

3) правила написания слов и форм слов –;

4) правила построения словосочетания и предложения – _;

5) правила образования форм слов разных частей речи –;

6) правила употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значениями – _;

7) правила постановки знаков препинания –;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: