Феноменология как она есть




 

По мнению А.Н. Суворовой, «феноменология - это философия сознания»[13].

Феноменология в понимании Гуссерля - это описание смысловых структур сознания и предметностей, которое осуществляется в процессе «вынесения за скобки» как факта существования или бытия предмета, так и психологической деятельности направленного на него сознания. В результате такого "вынесения за скобки" или осуществления феноменологического эпохэ предметом исследования феноменолога становится сознание, рассматриваемое с точки зрения его интенциональной природы.

Таким образом, феноменология – наука о феноменах сознания. Ее лозунгом становится лозунг "Назад к вещам", которые в результате феноменологической работы должны непосредственным образом явить себя сознанию. Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета.

Феноменология превращается в исследование и описание превращения мнений в знания, субъективного в объективное, «моего» в «общезначимое». Размышления позднего Гуссерля о "жизненном мире" связывают воедино все его проекты феноменологии. В рамках "жизненного мира" и его генезиса разворачивается тело самого разума, первоначально имеющего форму наукоучения. Феноменология, описывая двойственный характер "жизненного мира", как основания всякого знания и горизонта всех его возможных модификаций, кладет в его основание двойственность самого сознания, которое всегда исходит из чего-то ему Чуждого и с необходимостью его полагает.

По мнению В.Н. Молчанова, «… феноменология означает новый, дескриптивный, философский метод, на основе которого в конце прошлого столетия была создана:

1) априорная психологическая наука, способная обеспечить единственно надежную основу, на которой может быть построена строгая эмпирическая психология.

2) универсальная философия, которая может снабдить нас инструментарием для систематического пересмотра всех наук.»[14]

Гуссерль говорит о феноменологии так: «…Сфера феноменологии универсальна, поскольку не существует априори, которое не зависело бы от своего интенционального конституирования и не обретало бы в нем свою способность создать определенные линии в жизни сознания, которое обладало бы знанием об этой способности; так что установление некоторого априори должно раскрывать тот объективный процесс, посредством которого оно устанавливается. Как только априорные дисциплины, такие как математические науки, вовлекаются в сферу феноменологии, их больше не осаждают "парадоксы" споры в отношении принципов; а те науки, которые стали априорными независимо от феноменологии, смогут оградить от критики свои методы предпосылки, только опираясь на феноменологию. Ибо само их притязание быть позитивными, основанными на безусловных предпосылках луками, свидетельствует об их зависимости как ответвлений от той универсальной эйдетической онтологии, которая и есть феноменология…

… феноменология познает присущую ей функцию трансцендентальной человеческой "жизни" посредством универсальной самоотнесенности. Она может постигать первичные формы жизни и изучать первичные телеологические структуры жизни, феноменология есть не менее, чем целостное самовоспитание человека, совершаемое во имя универсального разума. Открывая основания жизни, он действительно освобождает поток нового сознания, направленного на безграничную идею целостного человечества, человечества действительного и истинного.

Метафизические, телеологические, этические проблемы, проблемы истории философии, проблемы суждения, все значительные проблемы вообще, а также трансцендентальные связи, объединяющие их, лежат в границах возможностей феноменологии…»[15]

Молчанов считает, что на первый план феноменология выдвигает «… в сфере социальной практики проблемы самосознания и рефлексии, проблемы описания различных форм и уровней деятельности сознания, проблемы очевидности и «собственного бытия» преломляются как проблемы выбора социальных ориентиров на основе внутреннего убеждения и определения своей позиции на уровне самоотчета, как проблемы самовоспитания и духовного измерения человеческого бытия, выявить конституенты которого не менее важно, чем верно указать критерии удовлетворения материальных потребностей»[16].

 

Итоги

 

Рассматривая вопрос о том, в чем состоит кризис современной науки, Гуссерль пишет что последняя не может ответить на самые важные жизненные запросы, так как оставляет в стороне проблемы, имеющие большое значение в жизни, а именно вопросы о смысле и бессмысленности человеческого существования. Наука, по мнению Гуссерля, претерпела такие изменения, что пришла к ошибочному для философии позитивистскому ограничению идеи науки и самой философии. Все это произошло потому, что была утеряна вера в универсальную философию. Большие надежды для преодоления кризиса возлагают на философию, которая представляет собой действующий мозг, от нормальной работы которого будет зависеть состояние европейской духовности.

«… Таким образом, по мере развития феноменологии совершенствуется намеченная Лейбницем универсальная онтология, унификация всех мыслимых априорных наук и реализуется на новом, недогматическом основании феноменологического метода.»[17]

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Блинников Н.В. Краткий словарь философских персоналий (https://www.philosophy.ru/edu/ref/blinnikov/)

2. Гегель Г.Ф. Феноменология духа (www.philosophy.ru/texts…)

3. Гуссерль Э. Феноменология.// «Логос» 1991 №1, с.12-21 (https://www.ruthenia.ru/logos/number/logos_net.htm)

4. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. (https://www.ruthenia.ru/logos/number/logos_net.htm)

5. Новейший философский словарь под ред. Грицанова А.А. Минск, 1999 (https://www.philosophy.ru/edu/ref/nfs/)

6. Суворова А.Н. Введение в современную философию (https://www.philosophy.ru/edu/ref/suvorova/)

 


[1] Новейший философский словарь, сост. Грицанов А.А.

[2] Суворова А.Н. Введение в современную философию.

[3] Там же.

[4] Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии.

[5] Гуссерль Э. Феноменология

[6] Гуссерль Э., там же

[7] Суворова А.Н., указ. соч.

[8] Суворова А.Н., указ. соч.

[9] Там же

[10] Новейший философский словарь, сост. Грицанов А.А..

[11] Суворова А.Н., указ. соч.

[12] Гуссерль Э., указ. соч.

[13] Суворова А.Н. указ. соч.

[14] Молчанов В.И. (вступление к публикации «Феноменологии» Гуссерля в ж. «Логос»)

[15] Гуссерль Э., указ. соч.

[16] Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии

[17] Гуссерль Э. Феноменология



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: