В дни войны Грозного, чрез Гдов постоянно проходили его орды в Ливонию и Эстляндию, и, занимая город, делали жителям притеснения. Есть предания, что Иоанн Грозный лично проходил через Гдов. Кресты от времени его, при псковской дороге, за Рудницей, в 30-ти верстах от Гдова, носят название крестов Грозного.
Во время осады Баторием Пскова, в 1581 г. один отряд московского войска, из Гдова, осенью поднялся водою на помощь осажденными. Встреченные поляками при устье Великой, они бросили лодки и скрылись в лесу, но были изловлены неприятелем и взяты в плен; в числе их было 200 человек детей боярских.
Иоанн Грозный, в своей духовной, писанной в 1557 г., называет Гдов своею отчиною и отдает в наследство старшему сыну своему Иоанну.
В 1591 году во время войны царя Феодора Иоанновича с шведами, шведский генерал, летом, напал на Гдов и разбил московских (воевод) Петра Никитича Шереметьева, и князя Владимира Тимофеевича Долгорукова; 6000 россиян пало в битве; князь Долгоруков и 50 детей боярских взято в плен. В 1608 г. донские казаки, под предводительством Андрея Просовицкого ходили от Пскова чрез Гдов к Ивангороду, и в 1609 году, Просовицкий, с литовским воеводою Александром Лисовским, ходили против шведов к Ямбургу, и два года сражались с ними в этой стране, но были разбиты под Ямбургом шведским генералом Горном; Андрей Просовицкий, с своими казаками, пошел на помощь к Ивангороду, предавая все на пути истреблению («Донское» кладбище в 15-ти верстах от Сижна, в деревне Родино).
В 1611 г. в Ивангороде появился Лжедимитрий, московский дьякон Исидор, из-за Яузы и, выдав себя за царевича, будто бы в 4-й раз спасенного провидением от смерти, ловко обманув ивангородцев, ямбургцев, копорцев и гдовлян, набрал войско и, с приставшими к нему казаками, пошел ко Пскову, отгоняя везде по пути скот от жителей, и занял Псков, а в это время шведский генерал Понтус Делагардий захватил все города русские от Кексгольма до Гдова, и везде поставил свои гарнизоны и комендантов. Шведы тогда заняли и Гдов. Исидор выступил против них с войском и выгнал их из Гдова и Ивангорода. Шведы, в его отсутствие, напали на Псков и, возвратившись ко Гдову, окружив в нем самозванца, с 7-го октября по 4-е декабря держали в осаде. 4-го декабря Исидор тайно прокрался сквозь шведское войско, прибежал во Псков, и, по открытии обмана, взят беглецом и отправлен в Москву, где получил достойную казнь. С этого времени шведы владели Гдовом до 1622 года, тиранствуя над жителями, которые разбежались по лесам. Голод заставлять шведов неоднократно оставлять покинутый жителями город и отправляться для поисков; они три раза возвращались с татарами, казаками и Литвою, и занимали город.
|
Слух о избрании на царство Михаила Феодоровича привел в ярость Делагардия и он предал окончательному разорению опустошенную Новгородскую область... Враги тоже делали и в Гдовском уезде и в самом Гдове, чего не вытерпя, один из псковичей, торговый человек Феодор Феодулов, летом 1614 года, собрав ратников из охочих людей, напал на Гдов и отнял его от шведов; но шведы, в числе 700 человек, подступили снова к городу. Подоспевший на помощь русским свежий отряд из Пскова, разбил шведов и отнял от них пушки; но, узнав о том, шведский генерал Евергард-Горн, с сильным отрядом и артиллерией, из Нарвы подоспел к Гдову, и едва не весь город разрушил и, взяв приступом, жителей выпустил. Осенью того же года Густав Адольф, король шведский, два раза брал приступом город, овладел им, но вскоре оставил его развалины и возвратился в Эстляндию. Мир в 1617 г. возвратил Гдов России, но шведы, еще до 1622 г., удерживали его, в обозначение исполнения русскими пунктов, постановленных при заключении мира.
|
В 1650 г. во время смятения во Псковской области, гдовичи, с солдатами Сомерской волости, пристали к мятежникам, и в уезде многие помещики пострадали, в том числе – Елагины: отец сожжен, а сын убит; и Нагин убит. С ними участвовал даже поп Георгиевского погоста Фирс.
Во время войны Алексея Михаиловича и Петра Великого, Гдов занимаем был войсками, а в 1705 г. Петр Великий, прибыв из Нарвы сухим путем, отправлялся из Гдова, на полоненных от шведов (судах), с распущенным флагом и с пальбою из пушек, во Псков, где встречен был, из 24-х крепостных орудий, пушечною пальбою. В 1706 г. чрез Гдов, Петр 1-й, с царевичем Алексеем, на почтовых, отправлялся в Смоленск, из Нарвы чрез Псков, и в 1707 г. обратно, тем же путем, в С.-Петербург, и в 1708 г., 29 июня, из Нарвы, чрез Гдов, под Полтаву.
В 1780 г. Екатерина II-я, проезжая в Белоруссию, в мае месяце, была во Гдове, где, для приезда ее, был устроен деревянный дворец; она слушала обедню в Афанасьевской церкви, куда дорога, от дворца, по пути для государыни была устлана красным сукном. В саду, у дворца, государыня, с вел. княгиней Марией Феодоровной, и с другими какими то принцессами изволили пить чай и кушать. Дорога от Нарвы до Пскова ночью освещена была пылающими кострами, во время проезда императрицы.
|
В 1818 года вел. кн. Константин Павлович следовал в поход, через Гдов, с своим уланским полком, но в Гдове все служаки разбежались и он, недовольный, его оставил; напротив, в деревнях, по пути, народ встречал его толпами, и он даже, местами, шел с ними пешком. В Ветвенике и Кунестье – был в церквах и встречаем, с крестом и св. водою, от священнослужителей. В Кунестье встречал его тогда священник Михаил (впоследствии утонувший во время купанья). В Руднице, не знаю, был ли вел. князь в церкви, но на станции разбранился за неисправность (в доставке) лошадей. Крестьяне о том не забыли. Его сопровождала польская княгиня Радзивил. И это помнят.
С 1781 года Гдов, с уездом, причислен к Спб. губернии и им о управляли комиссары, впоследствие замененные уездными исправниками. Около 1687 г. в Гдовском и Кобыльском уезде, кроме Сомра и правой стороны Плюсы, считалось не более 20-ти церквей, принадлежавших Псковской епархии, и в 1766 г. – 9662 жителя.
Соборная церковь, опустошенная шведами, долго оставалась в бедственном положении, но древние иконы были спасены, или в последовавшие времена мира написаны, того неизвестно. Думаю, что, судя по их древности и стилю, они принадлежат к царствованию Алексея Михаиловича. Надпись под иконою св. Димитрия свидетельствует, что иконы написаны и иконостас устроен г-м Григорием Петровичем Коновницыным и женою его, Евфимйею Кирилловною, в 1737 г. Надпись эта более принадлежит иконостасу, чем иконам и скорее может относиться к их возобновлению. Притом она составлена уже в 1811 году.
В соборе находится древний образ св. Иоанна Крестителя. Он написан в память победы, одержанной над немцами при Кушельском озере (губе), в 40 в. на с.-в. от Гдова, в 1341 г., и принесен в гдовский николаевский монастырь в 1754 г. и оттуда – в собор, протоиереем Константином Петровичем Несвицким, в 1846 году.
В самой глубокой древности, при Гдовском посаде была церковь св. великомученика Димитрия. Александр Невский имел его икону в походе своем на рыцарей и помощью его одержал победу над ними, на льдах Чудского озера. Псковичи хранили икону как дорогую редкость, и ее, в Покровской церкви, враги пробили ядром в грудь, под правою рукою, сквозь серебряный позолоченный доспех, и проломили доску. Псковичи тогда пришли в ужас и обратились с молитвою к св. Страстотерпцу. Помощью его, они, в тот же день, открыли тайные подкопы врагов. Это было в начале сентября, во время осады Пскова Баторием, в 1581 г. И так, я думаю, что со времени Невского, уже существовала церковь св. Димитрия в Гдове, а во Пскове она была уже в 12 в. построена св. Всеволодом Гавриилом. С этим заступником Пскова и на иконе св. Троицы, св. Димитрий изображен.
При соборе отдельно возвышается осьмиугольная, готической архитектуры, колокольня, высотою в 22 саж. К ней, с правой стороны, примыкает небольшая церковь, посвященная, в недавнее время, Успению Божией Матери. Она построена в готическом вкусе, по наружному фасаду, во всем точна (подобна) собору, а внутри – с шатровым сводом, без колонн и без арок, с окнами узкими, устроенными без симметрии. Очень сыра и мрачна. Ее считают первоначальною. Но я сомневаюсь. До 1822 г. и с северной стороны примыкала точно такая же церковь, во имя Архистр. Михаила, но, по ветхости, или своеволию, сломана немцем Крейгером, и пережжена на известь для постройки тюрьмы и присутственного дома, который двором своим (острогом) примыкает почти к колокольне[135].
Николаевская церковь
Николаевский монастырь построен Псковским степенным посадником Николаем Павловичем, около 1424 года, с церковью боголепного Преображения и Николая Чудотворца, о чем свидетельствует древний, сохранившийся, монастырский синодик. Псковские посадники Леонтий и Зиновий упоминаются в синодике в числе, благодетелей, давших свои вотчины монастырю. Упоминаемый в 1475 г. Псковский посадник Елисей, тоже записан в числе благодетелей... Обитель имела крестьян у Кушельской губы и, по упразднении монастыря, в 1764 г., с них получалось до 1000 р., с 333 душ, оброку. Никольский погост, или Поля, в прежнее время составлял монастырское село, и крестьяне того прихода, почти все, принадлежали Николаевскому монастырю.
В цветущее время обители, в ней спасались схимники и весь край благоговел к ней. Заросшие пруды и вековые дубы, существующие еще теперь, свидетельствуют об отжившей обители и ее минувшем благолепии. Шведы и огонь привели ее в запустение, а лишение штата, в 1764 году уничтожило ее существование. Первым настоятелем ее был архим. Пахомий и игумен Иннокентий. Последним строителем был иеродиакон Варлаам, после многих трудов восстановивший из пепла истребленную пожаром обитель, имевший болезненно-горькую участь – видеть ее совсем упраздненною. До разорения ее шведами, в ней управляли 20 игуменов и 2 архимандрита. Впоследствии она была приписана к Псковскому архиерейскому дому и, до совершенного упразднения, управляема была строителями.
Настоящая церковь, во имя св. Николая, деревянная, построена крестообразно, с светлым куполом и с колокольнею, построенною в нынешнем столетии. Сказывают, что она перевезена сюда из Вейна около 1750 года, после постройки там каменной, во имя Воскресения Христова, церкви. В Вейне означенная церковь построена на место сгоревшей и стояла не более 10-ти или 15-ти лет. Когда пожар опустошил Николаевский монастырь, то, по воле псковского архиерея, из Вейна переведена, оставшаяся излишнею, церковь. Иеродиакон Варлаам в 1753 г. поставил ее на настоящее место и устроил в ней иконостас.
В нижнем ряду иконостаса помещаются довольно замечательные иконы, оставшиеся из прежней обители. На иконе Спасителя висит четвероконечный крест, бывший когда-то со св. мощами, а на иконе святителя Николая, серебряный, наперстный крест, очень тяжелый. Еще замечательна икона Спаса Преображения, в 7 вершков величиною, врезанная в другую, на которой изображена земная жизнь Иисуса Христа. Икона писана в 1652 году по повелению псковского священника Давида.
В церкви находилось прежде, ныне взятое в собор, Евангелие, в серебряном окладе, подписанное собственною рукою Маркелла, митрополита псковского и великолуцкого, пожертвованное им в приписной к архиерейскому дому Гдовский николаевский монастырь, под запрещением и анафемою кому либо взять для отчуждения сего вклада из Николаевского монастыря. Евангелие напечатано в 1677 г., а подписано 1683 г., марта 16-го[136].
Церковь св. Афанасия
Александрийского
Ивановский женский монастырь основан в 1434 г. псковским посадником Иваном Сидоровичем. В нем ц. св. Афанасия Александрийского получила свое начало со времени нападения немецких рыцарей в 1479 г., в январе месяце, и в память освобождения от них. В начале 17 в. опустошен шведами; упоминается в летописях псковских в 1583 г.; надел вотчины и крестьян. Прежняя деревянная церковь построена прихожанами во времена Алексея Михаиловича; сломана в 1858 г. На ее место основана, в 1852 г., новая, каменная, пятиглавая, без колокольни, церковь, в древнем византийском стиле, с круглыми в куполе окнами. Самый купол шатровый, темный. От древней церкви еще целы некоторые иконы и царские двери. Настоящая церковь св. Афанасия построена на месте бывшей обители, с приделами Преображения Господня и св. Иоанна Предтечи, на память бывших прежде в Гдове обителей. Она находится в южной части города, на левой стороне р. Гдовки. Вблизи ее видны еще древние монастырские пруды, засыпанные мусором и землею, взятою из под основания строившейся в 1852 г. церкви[137].
Пятницкая церковь
Пятницкая деревянная церковь во Гдове построена прихожанами в половине 18-го века, по одному плану с церквами в Павлове (сгоревшей) и Каменном, и им современна. Она имела вотчины, вместо которых получала впоследствии 100 р. оклада. Иконостас в ней устроен в 1795 г. Иконы живописные, искусной работы, подновлены в 1849 г. автором этих записок. Древний образ св. Великомученицы Параскевы, с житием ее, еще цел; подновлен в 1795 и 1824 годах. К западной части церкви, в 1852 г. пристроена теплая церковь с 2-мя престолами: Флора и Лавра и Вознесения Господня. Церковь находится на возвышенности, в северной части города, на правом красивом берегу Гдовки. Восстановлением своим она обязана винному откупщику, губерн. секретарю Алексею Мартыновичу Турчанинову, впоследствии – Аврааму, монаху Черменецкого монастыря[138].
Церковь св. Марии Магдалины
Кладбищенская церковь св. Равноапостольной Марии Магдалины, каменная, построена около 1846 г. помещиком Тишиновым, над гробами его фамилии, и назначалась первоначально во имя св. Троицы.
В городе есть хороший обычай: в дни Светлой недели совершать крестные ходы из всех церквей в одну, именно: в понедельник к собору, во вторник – к Афанасьевской церкви, в четверток – к Никольской, и в пятницу – к Пятницкой... В день Преполовения от всех церквей приходят к собору и, по совершении общего водоосвящения, ходят вокруг стен города. Тоже делают и 26 октября, на память св. Великомученика Димитрия
В городе во все слободах состоит не боле 220 домов. Из них 100 домов можно считать лучшими. Город, удаленный от трактовых дорог, скудный торговлею и жителями, при лучшем порядке вещей, мог бы быть самым привольным. Чистый воздух, садов множество, почва плодоносная, обилие рыбы и дешевизна продуктов — составляют все удобство сделать его приятным дачным городом. В нем живет много немцев и в 1861 г. для них устроена кирка, за заставой, на севере[139].
Сведения о некоторых погостах
Гдовского уезда.
1) Погост Черный
Погост Черный находится в самой северной части Гдовского уезда, при речке Черной и деревне того же названия... окружен со всех сторон дремучими лесами, мхами и болотами; удобнейшее сообщение имеет с погостом Сижно, в 12-ти верстах к полудню, и с погостом Поля, в 15-ти верстах к юго-западу.
По соображениям местных обстоятельств и по преданиям, храм построен в половине 18-го столетия. Народное предание говорит, что два помещика, имевшие тяжбу о земле, не желая уступить друг другу прав на оную, решились на спорной земли построить церковь и предоставить ей владеть оною. Один ив споривших был Елагин, старинный владетель поместьев в этом крае, но так как спор о земле, по тому же преданию, был с Корсаковым, то это происходило уже не раньше 1710 г. Елагиным же построена придельная церковь св. Николая Чудотворца, около 1754 г. или немного раньше.
Из священников здешних памятны народу: Пимен Иоаннович, служивший до 1747 года; преемник и родственник его Иоанн Васильевич (1747 — 1780 г.). При нем устроен придел Николая Чудотворца. Иоанн Лаврович, скончавшийся около 1848 года; отличался младенческою простотою и кротким характером. Преемниками его были иереи: Андрей, Константин, Павел и Николай, много трудившийся об образовании своего прихода.
Черновский приход, будучи пограничным с древней Ингерманландией, имеет в своих пределах местности, ознаменованные историческими событиями. Так, речка Пята (в 12-ти верстах от Черного), начинающаяся близ погоста Ложголова, из озерка Пятского, проходящая среди необозримых мхов и болот к северозападу и впадающая в Плюсу, в 7-ми вер. от Нарвы, составляла, до времен Петра Великого, границу владений Московского государства с Шведским, и теперь отделяет северную часть Гдовского уезда от Ямбургского... Близ впадения Плюсы в Нарову, где теперь граница и казенный перевоз чрез Плюсу, на гдовской большой дороге, бывали прежние рубежи Московского государства с Шведским. Это урочище на устье Плюсы, место тесное и болотистое, конскими кормами бедное, не оборонное, и во всем негодное, в 1585 г., в мае месяце, оживлено было съездом уполномоченных со стороны русских и шведов: Князем Лобановым и дворянином Татищевым с (грозным) Делагардием. В Шелонской пятине, на реке Плюсе, заключен договор, по которому Ивангород, Яма и Копорье уступлены были шведам и река Пята назначена была рубежом между враждующих держав. В 1585 г. здесь же боярином князем Феодором Шестуновым и думным дворянином Игнатием Татищевым перемирие с шведами возобновлено: со стороны шведов тогда были знатные сановники Класс-Тонин и Понтус-де-ла-Гардий, с многочисленною свитою. Во время переговоров, надменный Делагардий, переправляясь со всею свитою чрез Нарову, утонул в ней в ноябре месяце. В 1586 г., в 3-й раз здесь был съезд послов для соглашения о границах. В 1589 г. здесь же окольничий князь Хворостинин и казначей Черемисинов без успеха вели переговоры с шведскими послами. В 1593 году в пятый и последний раз заключено перемирие на Плюсе и – мир в Тявзине, или в деревне Тесове, близ Ивангорода, на Нарове.
В 7-ми верстах от этой границы, к полудню, после поражения русских шведами, Борис Петрович Шереметев, остановившись с своею конницею в селении Низах, охранял границы от вторжения неприятеля в пределы России. Низы по преданию, древнее значительное поселение Новгородское, при р. Плюсе. В смутное и военное время 16 и 17-го века жители отсюда разбежались и поселились в дремучих лесах, по верховьям Черной речки, где теперь погост и деревня Черное.
Во время военных действий Петра Великого со шведами, войска русские, с неутомимыми усилиями, пролагали себе пути чрез места непроходимые. Следы их трудов видны доселе и известны под именем шереметевской дороги. Одна из них шла от села Пятницы, близ Ямбурга, к юго-западу за р. Нарову, к речке Пяте, где был питейный дом; отсюда дорога шла к казенной даче Сомерской волости, на суходол, где встречалась с ложголовской шереметевской же дорогой, идущей от Сомры к Ямбургу. Место это известно и теперь под именем «Сухрестья» и «Шереметевских крестов». Отсюда дорога шла мимо старинной деревни, где было «Васильево сиженье», или военный пост; отсюда дорога проходила на теперешний погост Черный и, мимо деревни «Боровни», на погост Никольский (в «Полях»), и чрез Плюсу на «Печурки», к Ольгину кресту, или «к Николе на Нарове», по берегу Наровы до деревни «Дюк-Переволок», где была переправа чрез р. Нарову в Эстляндию. Дорога проходила чрез места пустынные, чрез болота и мхи; по ней перестали ездить лет 100 тому назад, по причине открывшихся в стране разбоев. Народные сказания передают нам, что, по дороге из Наровы чрез Печурки, в древние времена, проходила «Литва», людей и крестьян жгла, мучила и била на смерть, разоряла и грабила церкви и селения; а в шведскую войну, от Новгорода прошло по ней 40000 войска за Нарову, к Ямбургу и к Нарве.
В 5-ти верстах к северо-востоку от Черного погоста, при деревне «Монастырек», есть древнее кладбище. Вросшие в землю древнейшие каменные кресты, с изображением на них других семиконечных крестов, осенены вековыми соснами, имеющими 6 арш. объема и 2 арш. в диаметре. Могилы здесь выкладены камнями, головами к полудню; в земле – признаки церковного фундамента, в малых размерах. Предание говорит, что здесь, в древние времена, был небольшой монастырь, впоследствии разоренный неприятелем, и носятся темные сказания о сокрытом на кладбище церковном кладе и о «похождении» в здешних краях некоего пророка св. Илии. В память его, жители Монастырька, по древнему завещанию, чтут одно ближнее место, собираясь туда два раза в год: в день св. Илии и в Воздвижение. Недавно стали, в эти дни, призывать сюда священнослужителей, с крестами, для служения молебствий. Место это известно под именем «крестов », но ни крестов, ни часовни на нем не существует. Верится мне, что не инок ли это Илия, посланный новгородским архиепископом Макарием, в 1534 г., в Шелонскую и Вотскую пятины... Может быть, здесь был поставлен Илиею крест, при котором он учил здешних жителей Христ. истинам... и впоследствии устроил малую церковь, известную под именем Монастырька, вероятно разоренную шведами в 16-м столетии... Употребляемое до ныне крестьянами слово «арбуй» в дурном смысле несколько напоминает тех арбуев, о которых говорится в сказании об Илии.
Прямо на полдень от Монастырька, в 2-х верстах, и в 3-х верстах от Черного к северовостоку, на правом берегу р. Площанки, впадающей в Черную, у деревни Вороновой, при шереметевской дороге, была, в прежние времена, большая деревня, ныне разоренная, известная по генеральному плану под названием: «деревня Плоская – Буб-ква – Васильево сиженье», принадлежавшая бывшему в здешнем крае старинному помещику Елагину *). [*) Елагины были владетелями почти всех поместьев в Гдовском уезде, в северной части. В Синодике Руденской церкви записаны Елагины: отец сожженный, а сын – убитый, но кем неизвестно. Последний из Елагиных, любимец императрицы Марии Феодоровны, умер в заточении, в своем поместье Гдовского уезда, в селе Колодьях, Крапивенского прихода.] Название деревни «Васильеве сиженье» объясняется следующим образом: «Царь I. Вас. Грозный, в 1583 г., для обережения границ со стороны Лифляндии, послал князя Феодора Васильевича Елецкого, с 2000 человек детей боярских и с многочисленными служилыми вольными людьми. Из сих лиц, посаженных на разных постах в «засадах», образовались впоследствии многие помещики. Князья Елецкие, в виде оклада, получили земли в Вотской и Шелонской пятинах. Вероятно кто-либо – Василий Елагин тогда занимал свой пост при деревне Плоской, по наречию своих жителей «Буб-ква», и, от занимаемого Василием поста, известный под прибавочным названием «Васильево сиженье», подобно, как некто Яков Нагин занимал в Сиженском приходе свой пост – «Большое Сижно», известный также под названием Нагиньщины. Хвостов занимал «Малую Сижну», где теперь погост Сижно. Яков Нагин был при Петре Великом фискалом в городе Гдове, а предок его убит, но время псковского мятежа в 1650 году. Фамилия Хвостовых, кажется, прежде называвшаяся Горихвостовы, прославилась построением церквей в Сижне, Вейне и Прибужи.
На красивом берегу Площанки существует старинное кладбище, со множеством каменных крестов, камней и, должно быть, надгробных плит. Из 25-ти кам. крестов три, древнейшие, очень велики и имеют на себе изображение семиконечного креста; другие не так древни и сделаны из нарвского цоколя; на них четвероконечный крест.
2) Сижно
Погост Сижно, до 1780 года состоял в Псковской епархии, Гдовского уезда, Кошельской губы; ныне находится в северной части Гдовского уезда, в 7-ми верстах от погоста Полей, к востоку, при речке Сиженке и усадьбе, называемой «Малое Сижно». С трех сторон окружен лесом и рощами. Древнейшая церковь Сиженского прихода находилась в 10-ти верстах от настоящей к востоку, близ деревни Савиновщины; она была каменная, складенная из известковой плиты, во имя Воздвижения креста; разрушена шведами или Литвой; основание ее и кладбище видны доселе. В начале нынешнего века, у деревни Савиновщины, в корнях березы, нашли древний крест, обложенный серебряной позолоченной басмой (позументом), вероятно скрытый туда во время нашествия неприятелей.
Местность погоста Сиженского получила свое имя от бывшего, во времена Иоанна 3-го и Иоанна 4-го, в здешнем краю «Сиженья», т.е. военного сторожевого поста, для наблюдения за неприятелем и для охранения пределов русских от нападения. В 3-х верстах к полудню от Малой Сижны (где теперь погост), был главный пост, на высокой местности, при речке Кушелке, на правой стороне ее. Место это доныне называется «Большое Сижно», по просторечию Нагиньщина. Здесь, до половины 18-го столетия, была церковь, во имя Архистратига Михаила, построенная в половине 17-го столетия и достоверно существовавшая в 1698 году. Она разрушилась от ветхости около 1730 г., при помещике Жеребцове. Другой помещик, около 1830 г., употребил бывшие в основании ее камни на постройку скотного двора.
Около 1730 г., во время голода при Бироне, построена в Малой Сижне, из плиты и булыжника, церковь, во имя св. Арх. Михаила, помещиком Хвостовым, с сестрами. Она существует доныне. Представляя собою 4-хстороннее здание снаружи, имеет 6 симметрически расположенных окон, украшенных изящными, высеченными из красного цоколя, пилястрами, с древнерусскими украшениями. Верхушки окон, с острою серединою, полукруглы, в роде готических; под крышею, вм. карниза, сделана из камня сквозная решетка, с такими же, как и у окон, украшениями... К капитальным стенам церкви с обеих сторон прилегают низкие приделы, подпертые каменными отводами (быками). Главная церковь освящена, по преданию, 6 сентября 1745 г., при архиепископе Псковском и Нарвском Симоне. Престол устроен глухим ковчегом. Придел Рождества Пресв. Богородицы освящен в 1824 году; теплый придел, справа, во имя св. Николая, и холодный, слева, представляют собою печальные пещеры. Последний весьма сыр. Посему устроенный в 1836 г. прекрасный иконостас испортился. На двух местных иконах ризы сделаны в 1841, 1846 и 1848 гг. усердием крестьян дер. Выскатки Степана и Дометия Никифоровых, а третья – крестьянином деревни Строк Василием Васильевым... В алтаре, над царскими вратами, помещается образ преп. Евфимия Нового. На другой стороне иконы, по приказанию бывшего священника Феодора, написана, им самим составленная, надпись: «В храм св. Архистратига Михаила, на день сына моего, многогрешный иконописец Андрей Саввин». У входа в ограду церковную, с правой стороны, под тенистым кленом, покоится, уважаемый доныне, священник и кавалер Владимира 4-й ст. Феодор Филимонович, скончавшийся 23 августа 1836 г. Он почти из развалин восстановил настоящую, до него недостроенную, церковь. Феодор Филимонович в Павлове погосте (Гдовского уезда) провел детство свое в крайней бедности, и в ближней деревне пас свиней по берегу Чудского озера. Горька была участь малютки Феодора, и, к горю его, безграмотный отец не мог и его приучить к грамоте; и уже проходили годы детства его в неведении, но он жаждал научиться грамоте. С горькими слезами мать проводила его к дяде своему, в Елеазаровскую пустынь, за 100 верст от Павлова. Феодор, имея один медный пятак, данный матерью в благословение, прошел страшную пустыню Сорокового бора, питаясь сухариками, и наконец достиг до деда своего, иеромонаха той пустыни, но много вытерпел от жестокого старца, дотоле, пока не научился книжной мудрости – читать псалтирь, чего ж еще более? Тогда не много знали и священники сельских мест, а Феодор об этой должности и мечтать не мог. Но вот беда! Отца его исключили из духовного звания, и Феодора записали в кантонисты. Мать не могла выдержать такого горя и пошла пешком, с котомкою, в столицу, упала в ноги архипастырю и слезно умоляла его возвратить ей сына. Тронутый до глубины души добродетельнейший архипастырь слезами матери, взялся исходатайствовать Феодору возвращение в духовное сословие, но послал и самую мать с просьбою к военному генерал-губернатору. С большим трудом нашла она доступ к губернатору и, пав на колена, подала ему просьбу, заливаясь слезами. Просьбы ее услышаны, Феодор возвращен ей и определен пономарем к Андреевскому собору, на Васильевский Остров. Такова судьба о. Феодора в его детстве!
3) Поля
Погост Поля находится на правом берегу р. Плюсы. Прихожане его были в вотчине Гдовского Николаевского монастыря. Погост доселе называется в народе «Никольским». Находясь на пути от Нарвы к Новугороду, и впоследствии – к Ямбургу, на Шереметьевском тракте, он подвергался не раз нападению и разорению от неприятелей. Могилы шведов и рыцарей, начиная от Ольгина креста, чрез Поля и Сижно, имеют свое направление к Новугороду, на юго-восток. За Плюсой, от Польского погоста, на запад, по левому берегу ее, тянется большая почтовая дорога от Гдова к Нарве, ознаменованная неоднократным путешествием по ней Петра Великого и Екатерины II. Деревня Гостинцы, находящаяся на большой дороге, замечательна тем, что переводчик шведского короля жаловался Московским послам, почему они, уже бывши на пути к Нарве, для переговоров о перемирии, в 1658 г., воротились ив деревни Гостинцы и остановились в деревне Яме, на Нарове (бл. Сыренска). Мир тогда заключен в Валиесари, на Нарове.
В 18 столетии, деревянная церковь св. Николая, в Польском погосте, сгорела, и прихожане ее причислены к Сиженскому приходу, но в 1806 г., вместо сгоревшей, построена каменная, небольшая, простой архитектуры, с накатным, деревянным потолком. В нее помещен иконостас, спасенный из сгоревшей церкви. В 1850 г. к ней пристроена каменная колокольня и ограда; а иконостас возобновлен. Приход раскинут вдоль р. Плюсы. Нравы жителей просты, но еще грубы. В праздничные дни мало народу в церкви, потому что жители, по близости Нарвы, часто в эти дни ходят туда по своим делам. Промыслы их составляют плитоломня и обжигание извести, которой много требуется в Нарву, а также – рубка и доставка дров в Нарву.
В 1824 или 1825 г. высокопр. Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, обозревая Петербургскую епархию в качестве викария, был в Полях и совершал литургию в воскресный день. Сюда собраны были и все окрестные священники. В 1825 г., в этой же церкви, местный священник Иван Тарасьевич, имел неблагоразумие привести к присяге крестьян соседнего помещика, поклявшихся стоять крепко за «свою волю» и, взволнованный невольно, народ отказался работать своим помещикам. Произошло много неприятностей; многие пострадали и сосланы в Сибирь; несчастный священник умер в тюрьме. Напротив о. Феодор Филимонович действовал среди помещичьих крестьян, как ангел-увещатель, и за то награжден монаршею милостию.