Структура и виды воспитательного коллектива




Тема 9. Коллектив как объект и субъект воспитания

 

План

1. Развитие теории коллективного воспитания.

2. Понятие коллектива, его признаки, значение в жизни человека.

3. Структура и виды воспитательного коллектива.

4. Стадии развития воспитательного коллектива.

5. Отношения личности с коллективом.

6. Средства формирования детского коллектива.

 

Развитие теории коллективного воспитания.

Теория коллективного воспитания создавалась в отечественной педагогике начиная с 20-х гг. прошлого века, ее идеи начали развиваться в трудах Н. К. Крупской, С.Т. Шацкого. Особо значимый вклад в разработку данной теории внес А.С Макаренко, на чьи идеи впоследствии опирались В.А. Сухомлинский и И.П. Иванов.

Современная концепция воспитательного коллектива (Л.И Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, А.В. Мудрик и др.) занимается актуальными проблемами теории коллективного воспитания являются сочетание массового, группового и индивидуального в коллективе; сущность и специфика коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.

Понятие коллектива, его признаки, значение в жизни человека

Коллектив (лат. Collectivus - собирательный) - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа (Коджаспировы Г.М. и А.Ю.).

А.С Макаренко выделил такие признаки коллектива, как объединение группы детей в совместной деятельности; деятельность коллектива направлена на достижение общественно значимых целей; отношения членов коллектива носят характер ответственной зависимости; действуют органы самоуправления; коллектив – часть общества, органично связан со всеми другими коллективами.

Коллектив – не единственная возможная модель детского (молодежного) сообщества, но единственная, обладающая наибольшим воспитательным потенциалом. Коллектив является основной базой накопления позитивного социального опыта личности, предоставляет средства ребенку для выражения своего «я», для самоутверждения среди сверстников, дает возможность встретить общественное признание своих достоинств, получить адекватную критику своих недостатков, получить поддержку или осуждение своих жизненных планов и намерений, учит ребенка отстаивать свое мнение, жизненную позицию. Только в коллективе ребенок может занять место, его удовлетворяющее и стать достойным членом общества.

Признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу, а в результате совместных усилий педагога и всех членов коллектива. Высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, являясь формой активной социальной жизнедеятельности членов общества.

Организационная функция реализуется благодаря тому, что детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; воспитательная проявляется в том, что детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; функция стимулирования позволяет коллективу способствовать формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулировать поведение своих членов, их взаимоотношения.

Структура и виды воспитательного коллектива

Выделяют несколько основных типов детских коллективов: общешкольный коллектив (объединяет учащихся одного учебного заведения, для эффективного воспитательного воздействия должен включать не более 400 - 500 учащихся), первичный коллектив (воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии, что оказывает непосредственное влияние на каждую личность в отдельности).

Первичные коллективы могут быть постоянными или временными для пребывающего в них воспитанника; по возрастному составу своих членов – одновозрастными и разновозрастными. По характеру деятельности они могут быть организованы на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к такому сочетанию различных форм первичных коллективов, чтобы это позволяло наилучшим образом решать воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой.

Структуру детского коллектива составляют его органы, координирующие и направляющие деятельность членов на достижение общих целей. Помимо этого в ученическом коллективе можно выделить такие структуры как формальная (дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, задается извне педагогами в соответствии с функциями, которые те выполняют) и неформальная (возникает стихийно, создается эмоционально-психологическими связями и отношениями воспитанников, образующих малые контактные группы). Каждый учащийся может входить в одну или несколько контактных групп коллектива, либо не входить ни в одну.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: