Средства формирования детского коллектива




К настоящему времени в отечественной педагогике выделены основные средства формирования детского коллектива, которые должны грамотно и эффективно использоваться воспитателями.

Исходным средством формирования детского коллектива А.С. Макаренко признавал систему педагогических требований, заявляя: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Таким образом, требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка.

При этом педагогу следует учитывать, что предъявление требований должно быть дифференцированным: нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Педагогические требования должны быть реалистичными, доступными, выполнимыми, рассчитанными на достигнутый и заданный уровень развития личности. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

К условиям эффективности предъявляемых членам коллектива педагогических требований относятся: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

Необходимым средством развития детского коллектива является включение ее членов в совместную деятельность.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Следует внедрять в работу с детьми целую систему форм сотрудничества, соблюдая определенную последовательность: от максимальной помощи педагога к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции деятельности и появления отношений партнерства между ними. Коллективные дела должны предоставлять воспитаннику возможности изменения себя как субъекта, самостоятельно прокладывающего пути саморазвития.

Начиная организацию детской деятельности со всемерного поощрения и развития инициативы и самодеятельности школьников, воспитателю необходимо постоянно корректировать стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью, переходя на позиции старшего товарища, советчика, консультанта. В то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и самотека. Успех дела решает продуманное педагогическое руководство, умелая поддержка творческой активности школьников. С этой целью во всех сферах деятельности, как в учебной, так и во внеучебной работе, члены коллектива должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать самостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении.

Важно отметить, что деятельность сама по себе, не сопровождаемая духовным напряжением, социальной ориентированностью, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения членов коллектива. Значимы нравственная направленность, ценностно-смысловое содержание деятельности коллектива, его включенность в систему общественно значимых отношений.

Опыт воспитательной системы А.С. Макаренко позволил выявить такое средство формирование коллектива как система перспективных линий. Перспектива – это общественно значимая, увлекательная цель, стоящая перед коллективом и являющаяся мощным стимулом его деятельности, ожиданием «завтрашней радости».

Выделяют такие виды перспективных линий как близкая (самая доступная по времени и путям достижения), средняя (несколько отодвинутая во времени, требующая продуманной организации) и далекая (относится ко взрослой жизни в обществе). Педагогу следует расширять осознание воспитанниками перспектив, стоящих перед коллективом, учить соотносить и гармонизировать их виды, помогать каждому школьнику наметить систему перспективных линий личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества. Осознание и личностью и коллективом своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником духовного подъема, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах.

Важнейшим средством формирования детского коллектива является его самоуправление, сущность которого выражается в детской самодеятельности, основанной на реальных полномочиях и ответственности, осуществляемой системой выборных органов.

Руководящим органом коллективного самоуправления является общее собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается его глава – староста. Для организации какого-либо конкретного дела создаются временные коллективные органы (советы, штабы), куда входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает управляющие функции (планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие).

В актив входят наиболее деятельные и пользующиеся уважением товарищей воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. Работа актива становится сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром и резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива (А.С. Макаренко). С помощью педагога крайне важно изучение деловых и личностных качеств воспитанников, их положения в коллективе в целях правильного подбора активистов, нейтрализации лидеров с отрицательной общественной направленностью.

Воспитательная работа педагога с активом включает в себя разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказание повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы на разного рода совещаниях; контроль за исполнением поручений и привлечение внимания актива к качеству выполненной работы.

В стремлении к развитию детского самоуправления воспитателю необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.

Общественное мнение коллектива также является влиятельным средством развития детского коллектива и представляет собой совокупность оценочных суждений, выражающих отношения воспитанников к различным событиям и явлениям, затрагивающим общие интересы.

Общественное мнение следует рассматривать как разновидность непрямого требования, регулирующего систему коллективных и межличностных отношений. В развитом коллективе оно ориентируется на гуманистические, нравственные ценности, является объективным и справедливым. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив. Оно складывается не сам собой, а под руководством педагогов и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий.

Традиции, будучи способом передачи накопленного общественно значимого опыта, играют важную роль как средство формирования детского коллектива. Традиции включают в себя различные ценности, нормы, способы поведения, сложившийся стиль отношений, формы организации совместной деятельности и быта, символику и т.д. Традиции, закрепляющие коллективистские отношения обладают непреходящей ценностью, позволяя сохранять духовно и социально ценный опыт воспитанников, обеспечивая преемственность в развитии коллектива.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: