Цикл с постусловием реализует структурную схему, приведенную на рис. 3.3 (б), и имеет вид:
do оператор while выражение;
Сначала выполняется простой или составной оператор, составляющий тело цикла, а затем вычисляется выражение. Если оно не равно 0 (истинно), тело цикла выполняется еще раз, и так далее, пока выражение не станет равным нулю или в теле цикла не будет выполнен какой-либо оператор передачи управления. Тип выражения должен быть арифметическим или приводимым к нему.
do{
cout << "\nКупи слоника! ";
cin >> answer;
}while (answer!= 'y');}
Цикл с параметром имеет следующий формат:
for (инициализация; выражение; модификации) оператор;
Инициализация используется для объявления и присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле. В этой части можно записать несколько операторов, разделенных запятой.
Выражение определяет условие выполнения цикла: если оно не равно 0 (истинно), цикл выполняется.
Модификации выполняются после каждой итерации цикла и служат обычно для изменения параметров цикла. В части модификаций можно записать несколько операторов через запятую.
Простой или составной оператор представляет собой тело цикла. Любая из частей оператора for может быть опущена (но точки с запятой надо оставить на своих местах!). В любой части можно использовать операцию "запятая" (последовательное вычисление), например:
for (int i = 1, s = 0; i<=100; i++)
s += i; // сумма чисел от 1 до 100
Процессы в Windows
Все программы и действия на компьютере выполняются в определенных процессах. Некоторые приложения используют собственные, некоторые - системные. Задачи одной и той же программы могут выполняться в разных процессах, в зависимости от характера самой задачи. Увидеть весь список запущенных процессов можно, нажав правый клик на панели задач и выбрав "Запустить диспетчер задач" (Вкладка "Процессы")
Поскольку каждый запущенный процесс потребляет определенное количество системных ресурсов, теоретически можно предположить, что чем меньше их работает - тем лучше. На практике все не так просто. Многие процессы по умолчанию стартуют вместе с компьютером независимо от того, будем мы их использовать, или нет. Это сделано разработчиками операционной системы для того, чтоб улучшить стабильность ее работы на большинстве пользовательских компьютеров (Предугадать предпочтения и характер использования ПК каждым пользователем - невозможно). Работа многих процессов критически необходима для нормального функционирования ОС.
Чтоб корректно деактивировать определенный процесс, нужно изменить настройки запуска службы (сервиса) или программы, которая его вызывает. Список возможных сервисов и путь их деактивации я описывал в предыдущих статьях, поэтому дополнительно останавливаться на этом здесь не планирую. В этой статье хотелось бы сосредоточить внимание на другом: Многие вирусы для усложнения их обнаружения, маскируют свои действия под определенный системный процесс. Вычислить их возможно, если знать, какие процессы должны работать у нас в данный момент и какие пути к файлам на диске, которые их активируют.
2. Задача. Сформировать новый массив B, включив в него все положительные элементы исходного массива A, и вывести его на экран.
#include <iostream>
#include <stdio.h>
const int N=10;
int main(int argc, char** argv) {
int i, A[N]={1,7,8,-9,6,8,5,3,-2,5},B[N], count = 0;
for (i=0; i<N; i++)
if (A[i]>0) {
B[count]=A[i];
count ++; }
printf("\n Result:\n");
for (i=0; i<count; i ++)
printf("%d ", B[i]);
return 0;}
Билет № 6
Объектно-ориентированное программирование
Свойства ООП
Основными свойствами ООП являются инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Ниже кратко поясняется их смысл, а полное представление о них можно получить после изучения этой и следующей лекций.
Объединение данных с функциями их обработки в сочетании со скрытием ненужной для использования этих данных информации называется инкапсуляцией (encapsulation). Инкапсуляция повышает степень абстракции программы: данные класса и реализация его функций находятся ниже уровня абстракции, и при написании программы информация о них не нужна. Кроме того, инкапсуляция позволяет изменить реализацию класса без модификации основной части программы, если интерфейс остался прежним (например, при необходимости сменить способ хранения данных с массива на стек).
Инкапсуляция позволяет использовать класс в другом окружении и быть уверенным, что класс не испортит не принадлежащие ему области памяти, а также создавать библиотеки классов для применения во многих программах.
Наследование - возможность создания иерархии классов, когда потомки наследуют все свойства своих предков, могут их изменять и добавлять новые. Свойства при наследовании повторно не описываются, что сокращает объем программы. Выделение общих черт различных классов в один класс-предок является мощным механизмом абстракции - ведь и любая наука начинается с абстрагирования и классификации, которые помогают справиться со сложностью рассматриваемой предметной области.
Иерархия классов представляется в виде древовидной структуры, в которой более общие классы располагаются ближе к корню, а более специализированные - на ветвях и листьях. В С++ каждый класс может иметь сколько угодно потомков и предков. Иногда предки называются надклассами или суперклассами, а потомки - подклассами или субклассами.
Третьим китом, на котором стоит ООП, является полиморфизм - возможность использовать в различных классах иерархии одно имя для обозначения сходных по смыслу действий и гибко выбирать требуемое действие во время выполнения программы.
Понятие полиморфизма используется в С++ весьма широко. Простым примером полиморфизма может служить перегрузка функций, когда из нескольких вариантов выбирается наиболее подходящая функция по соответствию ее прототипа передаваемым параметрам. Другой пример - использование шаблонов функций, когда один и тот же код видоизменяется в соответствии с типом, переданным в качестве параметра. Чаще всего понятие полиморфизма связывают с механизмом виртуальных методов.
Использование при программировании понятий, более близких к предметной области, благодаря представлению программы в терминах поведения объектов является большим преимуществом ООП. Однако проектирование такой программы представляет собой весьма сложную задачу, поскольку в процесс добавляется еще один важный этап - разработка иерархии классов.
Плохо спроектированная иерархия приводит к созданию сложных и запутанных программ. Важно до начала проектирования правильно определить, требуется ли вообще применять объектно-ориентированный подход. Если в иерархии классов нет необходимости, то, как правило, достаточно ограничиться модульной технологией.
Критические секции
В операционных системах Windowsпроблема взаимного исключения для параллельных потоков, выполняемых в контексте одного процесса, решается при помощи объекта типа critical_section, который не является объектом ядра операционной системы. Для работы с объектами типа critical_sectionиспользуются следующие функции:
// инициализация критической секции
VOIDInitializeCriticalSection(LPCRITICAL_SECTIONlpCriticalSection); // вход в критическую секцию
VOID EnterCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);
// попыткавойтивкритическуюсекцию
BOOL TryEnterCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);
// выходизкритическойсекции
VOID LeaveCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);
// разрушениеобъектакритическаясекция
VOID DeleteCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);
Каждая из этих функций имеет единственный параметр, указатель на объект типа CRIТ 1CAL_SЕС ТION. Все ЭТИ фуНКЦИИ, за исключением TryEnterCriticalSection, не возвращают значения. Функция TryEnterCriticalSectionвозвращает ненулевое значение, если поток вошел в критическую секцию или уже находится в ней, в противном случае функция возвращает значение false. Отметим также, ЧТО функция TryEnterCriticalSectionподдерживается только операционной системой Windows2000.
Пример работы несинхронизированных потоков
#include<windows.h>
#include <iostream.h>
DWORD WINAPI thread(LPVOID)
{
int i,j;
for (j = 0; j < 10; ++j)
{
// выводимстрокучиселj for (i = 0; i < 10; ++i)
{
cout «j «' ' «flush;
Sleep(17);
}
cout «endl;
return 0;
}
int main()
{
int i, j;
HANDLE hThread;
DWORD IDThread;
hThread=CreateThread(NULL/ 0; thread, NULL, 0, &IDThread); if (hThread == NULL) return GetLastError();
for (j = 10; j < 20; ++j)
{
for (i = 0; i < 10; ++i)
{
// выводим строку чисел jcout«j«' ' «flush;
Sleep(17);
}
cout«endl;
}
// ждем, пока поток threadзакончит свою работу WaitForSingleObject(hThread, INFINITE);
return 0;
}