Рынок потребительских товаров




ФАКУЛЬТЕТ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Кафедра видового воздушно-космического контроля

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика»

на тему:

«Рынок: его модели и характерные черты»

 

Работу выполнил:

Командир 561 учебной группы

сержант Голайдо В.М.

Проверил:

преподаватель 108 кафедры

Стародубцева Л.В.

 

 

Санкт-Петербург

2019 г.


Содержание


Введение…………………………………………………………………… 3

1.Рынок и его функции…………………………………………………… 4

2.Основные виды рынков………………………………………………… 7

2.1. Рынок потребительских товаров……………………………………. 8

2.2. Рынок средств производства………………………………………... 9

2.3. Рынок капитала и капитальных активов…………………………... 10

2.4. Рынок инноваций……………………………………………………. 11

2.5. Рынок духовного, интеллектуального продукта………………….. 12

2.6. Рынок труда…………………………………………………………. 13

2.7. Рынок жилой площади……………………………………………... 15

2.8. Рынок инвестиций………………………………………………….. 16

2.9. Рынки денег, валюты и ценных бумаг……………………………. 17

Заключение……………………………………………………………… 20

Список использованной литературы………………………………….. 21


Введение

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Понятие рынка, является одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Целью работы является рассмотрение моделей рынка и их характеристик.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1). Определить следующие понятия: рынок

2). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.


 

 

Рынок и его функции

«Рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена1".

В узком смысле рынок – это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок2"

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), по детальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

1. Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

 

3. Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

 

4. Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

5. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

 

6. Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.


 

 

Основные виды рынков

Итак, по определению рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам:

Таблица 1 Основные виды рынков

по виду продаваемого товара по масштабам охвата территории с точки зрения соответствия действующему законодательству по уровню конкуренции
- рынок сырья; - рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта; - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы - мировой рынок - зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране) - легальный (официальный) рынок - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный); - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый)

В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».

Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.

Рынок потребительских товаров

На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Российской Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: