Этносоциологическое исследование, обладающее всеми чертами, присущими конкретно-социологическому исследованию вообще, в то же время отличается и некоторой спецификой, а именно — наличием такой важной, определяющей характеристики, как этническое, национальное. Это обстоятельство требует применения соответствующих материалу методов.
Как и в исследованиях других направлений социологии, этносоциологи стремятся осуществить комплексный подход, т.е. учитывать особенности не только макросреды — социально-политические и экономические условия в стране, но и мезо- и микросреды — конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д. (учебник Арутюнова и др.)
Этносоциология — междисциплинарное научное направление, и это усложняет методологию этносоциологических исследований. Каждый раз приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности. При таком варианте наиболее общим принципом является принцип деятельности. Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений.
|
Такой подход близок к функционализму Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, которые считали, что общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе.
Применяя принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания.
Один из них — культурологический, согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Другой подход — рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, помогает также подход, который выявляет взаимоотношения. Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями. Наконец, очень важный подход — психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность.
Как правило, этническая идентичность формируется и существует в контексте того социального опыта и процесса, с которыми идентифицируют себя люди, или идентифицируются другими, как члены определённой этнической группы. С внутригрупповой точки зрения, идентичность группы основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от всех других групп, даже если они в культурном отношении очень близки. Различия, которые они могут проводить по отношению к другим, обычно довольно определённы и многоуровневые, тогда как внешние представления о группе имеют тенденцию к генерализации и стереотипичным критериям при определении характеристик группы. Так, например, цыгане в разных странах мира отличают себя не только от не-цыган, но и от других групп цыган. Этническая реальность предполагает существование социальных маркёров как признанных средств дифференциации групп, сосуществующих в более широком поле социального взаимодействия. Эти различительные маркёры образуются на различной основе, включая физический облик, географическое происхождение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже такие внешние черты, как одежда или пища.
|
2. Типы этносоциологических исследований.
Типы этносоциологических исследований соотносимы с типами исследований социологических и могут быть как качественными, так и количественными. В этносоциологических исследованиях могут быть использованы практически все методы конкретно-социологических исследований. Наиболее распространенными являются методы интервью, формализованного опроса, наблюдения и контент-анализ документов.
3. Организация этносоциологического исследования и ее сложности.
В процессе организации этносоциологического исследования необходимо учитывать факторы, которые обуславливают специфику подобных исследований, прежде всего, это этнические условия, в которых необходимо провести исследование. К таким факторам можно отнести: моно- или полиэтничность региона, где проводится исследование, выбор языка исследования, взаимодействие с представительными органами различных этнических групп.
|
4. Особенности программы этносоциологического исследования.
Основная особенность программы этносоциологического исследования заключается в том, что исследователь может выбрать этническую позицию, с которой будет проводиться исследование. Т.е. глазами какой этнической группы (или с нейтральных позиций) будет рассматриваться выборочная совокупность. Например, если проводится исследование взаимоотношений татарского, башкирского и русского населения в республике Башкортостан, соответственно, на ход и результаты исследования будет влиять с точки зрения татар, башкир или русских будет смотреть исследователь. Оптимальным и наиболее научным в данном случае, является нейтральное положение исследователя.
В этносоциологическом исследовании объектом может быть не только респондент как представитель какой-либо этнической группы, но и интервьюер, как представитель другой или той же этнической принадлежности, например, в каких случаях и насколько рас ходятся ответы респондентов в процессе интервью, если их опрашивают люди разных национальностей. (см. Кондратьев В.С. Э ксперимент «ех post facto » в этносоциологическом исследовании //Советская этнография 1970 №2).
Существенные проблемы могут возникнуть и на этапе операционализации терминов, поскольку в один и тот же термин, представители различных этнических групп могут вкладывать разное значение в следствие различия культур.
Методы сбора эмпирических данных: специфика применения в этносоциологии.
Метод опроса в этносоциологическим исследовании
Особенности выборки
Специфика формирования выборочной совокупности заключается в том, что признаком отбора респондентов является, прежде всего, их этническая принадлежность. А поскольку определение этого фактора происходит субъективно, т.е. на основе самоидентификации респондента, то в выборку могут попасть опрашиваемые, которые фактически не принадлежат исследуемой совокупности и наоборот. По этим же причинам выборка не может быть сформирована с помощью математических расчетов, поэтому применяют такие методы, как метод «фильтра», метод «снежного кома», метод отбора по косвенным признакам.
Для того, чтобы образовать идеальную с методической точки зрения случайную выборку, социолог в принципе должен иметь полный список всех членов изучаемой этнической группы, при условии их одинаковой доступности для процедуры опроса. Ясно, однако, что в большинстве социологических исследований это требование невыполнимо. Поэтому этносоциолог, изучающий конкретный этнос или этническую группу, почти всегда имеет дело не с собственно выборкой, а с целенаправленным отбором респондентов. На практике используется несколько разных методов отбора респондентов определенной национальности. Назовем основные из них.
1. Метод «фильтра». Суть данного метода состоит в том, что по стандартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов анкеты (интервью) задается лишь представителям этноса, выступающего объектом в данном исследовании. В качестве «фильтра» при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Окончательно выборка формируется не до, как в классической схеме, а после проведения опроса. При этом общий массив опрошенных распадается на две подвыборки: основную, включающую только представителей «объектного» этноса, и дополнительную, в которую входит, так сказать, «порода» данного исследования, т.е. те лица, которые попали в предварительную выборку, но не относятся к изучаемому этносу.
2. Метод «снежного кома» («snowball»). Метод «фильтра» применим в основном тогда, когда изучаемая этническая группа достаточно многочисленна и компактно расселена в пределах города (сельского района). Однако в практике этносоциологических исследований нередки случаи, когда представители интересующей исследователя этнической группы составляют лишь незначительную долю от численности всего региона, в котором проводится исследование, и к тому же дисперсно рассеяны по его территории.
Формирование выборки по методу «снежного кома» начинается с выбора нескольких «стартовых точек», т.е. индивидов, заведомо принад лежащих к данной национальности. Такой отбор может быть случайным (не в статистическом, а в бытовом смысле). Однако лучше пользоваться регулярным методом, например, 'Ьбращэться в Культурный центр данно го этноса*/в правление общины, в церковь или в национальную школу, где можно получить фамилии нескольких достаточно активных и извест ных в среде исследуемого этноса людей. Как правило, сотрудники Культурного центра предупреждают таких людей о предстоящем опросе. Это делается для того, чтобы сформировать у них положительную установку на сотрудничество с социологами.
Затем среди них проводится опрос, а в дополнение к анкете их просят назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы социологического исследования.
Далее эта процедура повторяется еще и еще раз до тех пор, пока итоговая выборка не достигнет некоторой заранее установленной величины, достаточной для проверки гипотез исследования.
Особое внимание необходимо уделить подбору «стартовых» персон Они должны быть не только достаточно известны и авторитетны, но и что немаловажно, представлять разные слои данной этнической группы.
3. Метод отбора по косвенным признакам. Одним из методов целенаправленного отбора в этносоциологическом исследовании является выбор по признакам, хотя и косвенно, но достаточно тесно связанным с национальной принадлежностью. К числу таких признаков относится, например, фамилия. При отборе по фамилии обычно используются поименные, списки постоянно или временно прописанного населения, подготовленные для последних по очереди выборов.
Однако в целом этот источник не очень надежен. Зачастую невозможно правильно определить национальную принадлежность из-за того, что фамилии близкородственных по языку народов могут звучать одинаково. Но самая главная трудность при использовании пофамильных списков как этнического идентификатора состоит в том, что представители разных народов, принявшие одну веру или использующие один и тот, же язык в быту, часто имеют практически неразличимые фамилии. Это относится и к таким странам, как США, Канада, Австралия; но в наибольшей, пожалуй, степени характеризует Россию. Например, Яковлев может быть русским, чувашем, марийцем, якутом, эрзя, мокша, удмуртом, том и т.д. Поэтому использовать такой метод можно только в определенных случаях, с большой осторожностью и по возможности применяя дополнительные критерии отбора.
Особенности опроса
Специфика применения методов опроса в этносоциологических исследованиях зависит от концепции этноса, принимаемой в программе. Если исходить из «онтологической» концепции этноса как группы — носителя специфического культурного комплекса, то главной методологической проблемой этносоциологического исследования будет преодоление межкультурной дистанции, почти неизбежно возникающей в ходе такого исследования между исследователем и объектом исследования, между интервьюером и респондентом.
Проблема преодоления культурной дистанции важна как в анкетных опросах, так и при интервьюировании. Ясно, однако, что проведение интервью требует гораздо более тщательной культурологической подготовки исследователя и интервьюера.
Рассмотрим некоторые общие методы и практические приемы преодоления культурной дистанции, часть которых широко используется в практике этносоциологических исследований.
1) Язык инструментария (анкеты и бланк интервью).
Проблема языкового барьера в процессе исследования весьма существенна. Если анкета составлена или интервью проводится на языке, которым респондент не владеет или владеет в недостаточной степени, то ценность результатов такого исследования практически равна нулю. Для преодоления этого «жесткого» языкового барьера при анкетном опросе обычно используется практика перевода анкеты на язык респондента, либо двуязычные анкеты, каждый вопрос в которых представлен в двух версиях (например, на русском и татарском языках).
Для контроля качества перевода необходимо использовать такой испытанный прием, как обратный перевод, когда текст анкеты, переведенный, например, с русского на татарский язык, потом независимым переводчиком переводится с татарского на русский, а затем сличаются исходный и конечный текст на языке, на котором первоначально была подготовлена анкета.
2) Язык беседы.
Интервью целесообразно вести на том языке, которым и интервьюер, и респондент владеют наиболее свободно. В том случае, если такого языка нет, необходимо прибегать к помощи переводчика.. Однако использование переводчиков крайне нежелательно по ряду причин; до-первых, это очень усложняет и удорожает исследование; во-вторых, переводчик — посредник в диалоге, обладающий своими психологическими особенностями, определенным социальным статусом, культурными ориентация-ми, что может повлиять на результаты исследования.
К интервьюерам, проводящим этносоциологические опросы предъявляются требования более обширные, нежели к интервьюерам, работающим в рамках социальных или политических опросов. В первом случае интервьюер, прежде всего, должен знать язык, на котором проводится исследование, ориентироваться в культурных особенностях исследуемой этнической группы. Кроме того, интервьюеры в ряде случаев сами являются объектом исследования. Например, в исследовании Кондратьева В.С. изучалось влияние национальности интервьюера на ответы респондентов. И было выявлено, что чаще всего национальность интервьюера влияет на ответы респондентов, касающиеся установок в национальных отношениях (см. Кондратьев В.С. Э ксперимент «ех post facto » в этносоциологическом исследовании //Советская этнография 1970 №2).
В этносоциологии давно известно, что национальность интервьюера заметно влияет на ответы респондента. Интервьюерам, принадлежащим к той же национальности, что и опрашиваемый, даются более «этноцентричные» ответы, нежели принадлежащим к другой национальности. Однако необходимо учитывать следующее: интервьюер, принадлежащий к тому же этносу, что и респондент, как правило, имеет собственные достаточно выраженные установки по отношению ко всем моментам истории этноса; в процессе интервьюирования он невольно (а иногда и сознательно) может «корректировать» ответы респондента в соответствии с собственными взглядами.
Команды интервьюеров целесообразно формировать из людей разных национальностей, с тем, чтобы минимизировать влияние личностных качеств интервьюера на результаты опроса. Среди интервьюеров-этносоциологов не должно быть людей, имеющих крайние позиции по вопросам этнической политики и культурного развития народов.
Руководители исследования перед его началом должны ознакомить будущих интервьюеров с основными фактами истории, современной этнополитической ситуацией, элементами духовной культуры этноса, который им предстоит изучать.
Отсутствие необходимых знаний приводит к тому, что интервьюеры, часто совершенно непреднамеренно, нарушают принятые нормы этикета, демонстрируют свою неосведомленность в самых элементарных, с точки зрения респондента, вопросах, а это снижает качество собираемого материала и иногда даже ставит под угрозу все исследование.
Метод включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия.
Метод включенного наблюдения предполагает активную позицию исследователя. Включенное наблюдение применяется в изучении "жизненных миров" социальных общностей, областей социального опыта, которые могут стать предметом этнографического описания.
Наблюдатель-исследователь во включенном наблюдении, лично находящийся и действующий в поле, имеет тесный контакт с исследовательским полем, его обитателями. Он сам попадает там под влияние происходящего. Все, что было им воспринято и изложено в полевых записях, а также и само пережитое им влияние, подлежит анализу как факты ("выраженный" и "скрытый" опыт). Наблюдение происходит открыто, т.е. исследовательское намерение должно быть изложено и объяснено для людей, находящихся в поле исследования в кратчайшие сроки после начала наблюдения или вообще до его начала. "Включенное" наблюдение - т.е. соучаствующее наблюдение (лекции по МТСИ).
В случае включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия исследование способно помочь более объективно оценить настроение представителей сторон-участников конфликтной ситуации, изучить их мотивы, которые не были изложены в официальных заявлениях. В данном случае может возникнуть проблема восприятия исследователя как представителя какой-либо конкретной, может быть даже враждебной, национальности. Поэтому особенно важно тщательно оценить этническую принадлежность исследователя, которая должна вызывать как можно более нейтральное отношение исследуемых, для исключения влияния национальности наблюдателя на происходящие вокруг него события.
Контент-анализ и исследование этничности.
Сущность контент-анализа заключается в исследовании содержания документов, направленном на объективное систематическое и количественное описание явного содержания коммуникаций, соответствующее целям исследования. В эносоциологии метод контен-анализа может использоваться для решения довольно широкого круга задач. Например, этничность как субъективное явление, как самоидентификация представителей разных групп, можно исследовать путем вычленения слов и смыслов, используемых в документах представителями группы по отношению к своей группе. Идентификацию одной этнической группы представителями другой возможно исследовать путем описания терминов, используемых в документах по отношению к какой-либо другой этнической группе. А так же, ввиду недостаточно четко сформулированного терминологического аппарата в этносоциологии, разумным представляется изучение самих терминов с помощью контен-анализа.
«В ведущих научных журналах тут же развернулась обширная дискуссия вокруг предложения Б. Н. Ельцина о поиске общенациональной идеи в 1996 г., что только подтвердило наличие реальной проблемы. Еще более часто, чем в предыдущие несколько лет стали мелькать такие понятия как «нация», «национализм», «национальные интересы», «русская идея» и т.п., хотя уже в начале текущего десятилетия было ясно, что продуктивность этих словопрений не всегда велика (из статьи А.В. Кудрина «Понятие нация и этнически мозаичная Россия» // Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие (к 200-летию образования Пермской губернии). Ч. I. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 27 ноября 1997 г. / ТСК "Икар". — Пермь, 1997. — С. 30-35). Т.о. можно заниматься изучением смыслов вкладываемых прессой в эти понятия.
Возможности применения методов смежных дисциплин в этносоциологическом исследовании.
В этносоциологическом исследовании могут применяться методы этнографии, культурологи, истории, географии, экономики и других смежных дисциплин. Это связано в первую очередь с тем, что наиболее эффективным подходом в изучении этнических групп является комплексный подход, который предполагает разностороннее рассмотрение феномена этничности.