Г. Тобольск, 2022 г.
Цель занятия: Систематизировать и углубить знания учащихся о породах деревьев.
Задачи занятия:
Образовательные:
· Обобщить знания учащихся о разнообразии пород деревьев на территории Тюменской области.
· Научить обучающихся различать породы деревьев по коре и древесине.
Развивающие:
• Развивать умение учащихся работать в коллективе;
• Развить способность дифференцировать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами, уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.
Воспитательные:
• Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Тип занятия: систематизация знаний.
Метод обучения: частично – поисковый.
Формы контроля: карточка с заданием «Определи породу дерева по листу», опрос, практическая работа, интерактивное задание «Определи вид дерева».
Оборудование: карточка с заданием «Определи породу дерева по листу»; презентация PowerPoint «Распознавание древесных пород по коре и древесине» https://clck.ru/bLhWw; видеоэкскурсия «Портреты деревьев» https://clck.ru/bLs9s; для практической работы – спилы деревьев различных пород: ива, осина, берёза, сосна, ель; дерево знаний и листочки разного цвета для рефлексии.
Структура занятия:
• Организационный момент (1 мин)
– Приветствие, подготовка аудитории к работе.
• Объяснение темы и цели урока.
• Повторение пройденного материала. (6 мин)
• Просмотр видеоэкскурсии «Портреты деревьев» (8 мин)
• Рассказ учителя о коре деревьев (5 мин)
|
• Физкультминутка (2 мин)
• Беседа с просмотром презентации «Основные признаки древесных пород по коре и древесине» (7 мин)
• Практическая работа: «Определение древесных пород по спилу» (7 мин)
• Подведение итогов занятия (1 мин)
• Рефлексия (3 мин)
На слайде: Тема: «Распознавание древесных пород по коре и древесине»
В кабинете: парты и стулья расставлены так, чтобы разделить учащихся на две-три группы.
Этап | Время | Содержание речи и деятельности учителя | Деятельность учащихся |
1. Организацион-ный момент.
![]() | 1 мин. | - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. | - Здравствуйте! |
2. Повторение пройденного материала.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 4 мин 2 мин 8 мин. 5 мин. | - Ребята, на прошлом занятии мы с вами научились определять древесные породы по листу с дерева. На какие две группы делятся деревья по виду листа? - Правильно, это лиственные деревья и хвойные деревья. Чтобы повторить прошлую тему, давайте выполним задание на карточке «Определи породу дерева по листу». На карточке изображены листья с деревьев, названия которых вы должны подписать рядом, задание усложнено тем что все листья чёрно-белые и их необходимо раскрасить. Приступайте к выполнению задания, ребята! - Итак, ребята, вы уже выполнили задание, теперь давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Для этого обменяйтесь с соседом карточками и проверьте правильно ли выполнено задание, в конце поставьте оценку по следующей шкале: 0 ошибок – Отлично, всё выполнено верно! (Рисуем улыбающееся солнышко); 1-2 ошибки – Хорошо! (Рисуем солнышко с тучкой); 3 и более ошибки – Нужно повторить тему и опробовать снова! (Рисуем тучку) - Молодцы, ребята! Все справились с заданием! А кто получил тучку, не расстраивайтесь, в следующий раз вы обязательно получите солнышко! - Ребята, сегодня на занятии вы научитесь определять породу дерева по коре и древесине. - А сейчас я вас приглашаю совершить видеоэкскурсию по зимнему лесу и попробовать разобраться как определить породу дерева по внешнему виду и коре. - Ребята, мы с вами побывали на видеоэкскурсии, где познакомились с некоторыми породами деревьев поближе и узнали как определить их в зимнем лесу. Итак, ребята, подскажите пожалуйста, как вы думаете, что такое кора дерева? Какова её основная функция? - Правильно, ребята, кора - это совокупность высокоспециализированных клеток и тканей, которые располагаются снаружи древесных растений. Имеется кора, как на стеблях растений, так и на корнях. Кора дерева занимает от 5 до 25% общего объема растения. На количество и качество коры влияет порода дерева, возраст, условия роста. Kopa дepeвьeв cocтoит из нecкoлькиx cлoёв. Пepвый, кoтopый eщё нaзывaют нapужным или пpoбкoвым, cлужит для кoнтaктa c внeшнeй cpeдoй. Bтopoй — флoэмa или луб, cлужит для пpoвeдeния пoлeзныx вeщecтв oт кopня дo кpoны и нaзaд. Tpeтий cлoй — pocтoвoй или кaмбий. Каждый год при росте дерева в нем появляется наружный слой древесины в виде кольца. Такое образование называют годичным кольцом. Если сосчитать их число, то можно точно узнать возраст дерева. Однако, стоит отметить, что не у всех деревьев бывают годичные кольца, и не всегда они появляются в течении года. Каждое годичное кольцо образуют две части: внутренняя часть кольца (светлая и рыхлая) и наружная часть (более темная и плотная). Эти две части одного и того же кольца различаются временем их образования Светлая часть годичного кольца – образуется весной, это проводящая ткань из крупных сосудов, необходимая для передачи большого количества воды и питательных веществ от корней к ветвям пробуждающегося весной дерева. Нарождающаяся древесина создает внутреннюю, весеннюю часть годичного кольца. К осени рост дерева замедляется и образуются тёмные клетки механической ткани, они значительно меньше, зато они имеют утолщенные стенки и придают прочность стволу. Это осенняя часть годичного кольца дерева, располага- ющуася снаружи и уплотненная. У таких лиственных пород, как дуб и ясень, годичные образования хорошо заметны, потому что в весенней части древесины у этих растений сосредоточено большое количество крупных сосудов. У других лиственных пород (березы, ивы, липы, осины) сосуды мелкие и годичный слой различим слабо. У хвойных древесных пород, например, ель, кедр, лиственница, сосна или пихта, годичные кольца всегда хорошо видны. У них поздняя осенняя древесина имеет окраску более темных тонов, чем весенняя. - Итак, ребята, теперь мы с вами сможем определить по древесине, какое перед нами дерево хвойное или лиственное. - Мы с вами вспомнили как определить породу дерева по его листьям, прогулялись по зимнему лесу, научились определять породы деревьев по древесине, теперь пора немного и отдохнуть! | Ответы детей: - Лиственные деревья и хвойные деревья. Дети, выполняют задание на карточках. Дети, проверяют задание на карточках друг у друга, рисуют оценку. Дети, просматривают видео. Ответы детей: - Кора – наружный слой клеток на стебле растения. - Защитная, проводящая и накопительная функции. |
6.Физкультминутка
![]() ![]() | 2 мин. | Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки) Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох) Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,) За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право) Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны) И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.) Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.) Стали карликами дети. А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе,) Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.) Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.) Крыльями махали. Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,) Ногами топаем. (Притопы на месте.) Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места) И немножечко устали. (И слушают пение птиц.) | Дети повторяют движения за учителем. |
7. Беседа с просмотром презентации «Основные признаки древесных пород по коре и древесине».
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 мин. | - Вот мы с вами и отдохнули немножко! - Ребята, давайте теперь повторим, как различать породы деревьев по коре и древесине. Для этого я вам буду показывать картинки и зачитывать описание коры породы дерева, а вы по описанию должны будете предположить какое это дерево. - Кора состоит из множества легко отделяемых друг от друга тонких эластичных, гладких, прочных слоев, не пропускающих влагу и воздух и практически не поддающихся гниению. Ежегодно эти слои прирастают, и кора становится толще. Наружные слои коры этого дерева обычно имеют белую окраску. Внутренние слои бывают различных оттенков: от желтого до темно-коричневого цвета (Берёза). - Кора этого дерева светло-зеленая или зеленовато-серая, у старых деревьев в нижней части ствола с продольными трещинами (Осина). - У молодых деревьев кора серая, затем становится буровато-красной с длинными продольными трещинами в нижней части, где образует толстый (до 10 см) слой корки. В верхней части ствола кора оранжево-красноватая, гладкая, отслаивается крупными тонкими пленками с неровными разорванными краями (Сосна). - Кора этого дерева более тёмная, чем у сосны. А чешуйки также светлые, коричневато-жёлтые. Возможно, между ними будут потёки смолы. Отличительным признаком всех хвойных будут капли смолы, проступающие из мелких трещинок (Ель). - Кора у молодых деревьев сравнительно тонкая, мелкотрещиноватая, буровато-серая; у старых деревьев — темная, красная на изломе, с глубокими продольными трещинами и очень толстой коркой (до 10–20 см) (Лиственница). - Кора взрослого дерева коричневато-серого цвета. Её прорезают глубокие вертикальные «морщины». У здорового дерева она не отслаивается, чтобы отделить кусочек нужно приложить усилия (Дуб). - Цвет коры этого дерева — буровато-серый, она покрыта сетью мелких «морщин». Чем старше дерево, тем глубже они будут, особенно у основания ствола (Тополь). - Кора молодого дерева гладкая, светло-серая, у взрослых особей толстая, темно-серая, покрыта глубокими бороздами и трещинами (Липа). - Ствол покрыт серой глубокотрещиноватой корой. Это дерево имеет длинные и гибкие ветви. Молодые стебли блестящие. Они могут быть как желтым или зеленым, так и красным цветом. Взрослое растение имеет буро-красные или желтые побеги (Ива). - Кора взрослых деревьев гладкая светло-серо-коричневая или жёлто-серая, блестящая (Рябина). - Молодцы, ребята! А теперь попробуйте, определить породу дерева по спилу. У вас на столах лежат коллекции спилов различных пород деревьев, ваша задача, определить породу дерева и описать основные признаки, по которым вам удалось определить породу. - Итак, ребята, давайте проверим удалось ли вам определить породы деревьев по спилам. - Молодцы, ребята! Вы справились с практической работой! | Ответы детей: - Берёза. - Осина. - Сосна. -Ель. - Лиственница. -Дуб. -Тополь. -Липа. -Ива. - Рябина. Ответы детей: защита группы практической работы. |
9. Подведение итогов занятия | 1 мин. | - Итак, наше занятие по теме «Распознавание древесных пород по коре и древесине» подходит к концу. Мы вспомнили с вами как определить древесное растение по листу и научились определять его по коре и древесине. | |
10. Рефлексия.
![]() ![]() | 2 мин. | -Ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали и я попрошу вас оценить свою работу и занятие в целом, если вам было интересно на занятии и у вас все легко получалось не задумываясь берите «Зелёный листочек», если на занятии у вас возникали какие то затруднения, но в целом все получилось не плохо - «Оранжевый листочек», а если вы сегодня ни чего не поняли и у вас ни чего не получилось -«Красный листочек». Итак, давайте прикрепим, выбранные вами листочки на наше дерево знаний и я посмотрю как прошло сегодня наше занятие! - Замечательно! - Ребята, большое спасибо за работу! Занятие окончено! До новых встреч! | Дети выбирают листочки и прикрепляют их на дерево знаний. |
Источники:
|
|
https://clck.ru/bLhWw
https://clck.ru/bCV56
https://clck.ru/bLmYG
Приложение 1.
Приложение 2.