политическое поведение – это процесс взаимодействия социального субъекта с политической средой, любая форма участия в осуществлении власти или противодействии ей. Выступает как действие, противодействие или бездействие.
ПП бывает:
Сотрудничество (общность интересов людей) Борьба (полярные интересы) Нейтральность
Личные мотивы участия: Потребность общаться Чувствовать себя в группе по интересам Потребность влиять на кого-либо
Американский учёный делил группы по степени активности: Гладиаторы (5-10%) Наблюдатели (50-55%) Безразличные Причины низкой активности Отсутствие материальных условий Апатия Разочарование в деятельности политики
Существует большое количество теорий, посвященных анализу форм и факторов политической активности и участия. В целом эти теории можно разбить на три группы: социологические, социально-психологические и теория рационального выбора. Каждый из этих подходов рассматривает преимущественно один из аспектов политического поведения, акцентирует внимание лишь на некоторых факторах, влияющих на него. Классической социологической теорией политического участия является «ресурсная» или «средовая» теория, основателями которой считаются С. Верба и Н. Най. В своей работе «Участие в Америке» они показали зависимость участия в политике от некоторых показателей социального статуса: «стандартная социально-экономическая модель процесса политизации работает в Америке, проявляясь в преобладании среди участвующих представителей высокостатусных групп» Группа социально-психологических моделей включает в себя несколько подходов. Одним из них является когнитивный подход к политическому участию, основанный на учете внутреннего мира, субъективного представления о внешней реальности, которым люди пользуются по-разному (которые диктуют различные логики реакции на окружающее): для одних - это средство отгородиться от внешней экспансии, для других - орудие помогающее организовать свою политическую активность.
|
Еще одной классической моделью политического участия является ценностная модель. Основное внимание в рамках нее отводится влиянию определенных ценностей и ориентаций на вовлеченность в процессы политического участия. Влияние ценностей и, в частности, «постматериальных» ценностей раскрывается в работах Р.Инглхарта, который показывает, что граждане, у которых преобладают «постматериальные» ценности проявляют большую склонность к протестному политическому поведению, участию в неконвенциональных формах. Такая зависимость наблюдается благодаря тому, что лица, которых можно отнести к «постматериальному» ценностному типу, способны вкладывать больше ресурсов в нетрадиционные, неконвенциональные формы участия, их не волнует поддержание существующего порядка в неизменном виде[9].
Близкой к этой модели, но не тождественной ей, выступает «установочная», или «аттитюдная» модель. Ее представители выявляют влияние всей совокупности политических ориентаций или установок на политическое поведение и участие. Вместе с тем, в рамках данной модели признаются факты расхождений между установками и реальным поведением. Сторонники социально-психологического подхода учитывают и совокупность таких психологических факторов, как потребности и мотивы.
|
Большинство исследователей, вслед за А.Маслоу, исходят из принципа последовательного удовлетворения иерархически организованных потребностей: потребности более высокого уровня (в самореализации, самоактуализации) не могут быть удовлетворены до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низкого уровня (например, потребности материального существования, безопасности).
Потребности побуждают человека действовать (создают предрасположенность к определенному действию). Однако для того, чтобы человек осуществил какое-либо действие необходимо действие дополнительных побудительных сил, придающих этому действию смысл. Такими побудительными силами являются мотивы.
Наиболее распространенной классификацией мотивов политического поведения является типология Д. Маклелланда и Дж. Аткинса, которые выделили три основные группы мотивов:
· мотив обладания властью и/или мотив контроля над людьми и ситуацией;
· мотив достижения (цели, успеха, избежания провала и т.д.);
· мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими).