б) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.




Наследственность как фактор предопределяющий развитие личности

Что человек наследует.

Для чего нужно знать способности человека.

 

Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом; обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов.

Сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, главным образом ЦНС, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности; не сводятся к ЗУНам – обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Талант – выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области.
Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности.

Человек наследует:

Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности. Специалисты утверждают, что «Биологически … человеческий индивид не предназначен даже к прямохождению. Предоставленный самому себе, ребёнок никогда не встанет на ноги и не пойдёт. Даже этому его приходится учить. К прямохождению ребёнка, считает Э. В. Ильенков, принуждают именно для того (и только для того), чтобы освободить его передние конечности … для труда. То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с оргнанами зрения. Они лишь могут стать, сделаться органами человеческой жизнедеятельности, и только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.

Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определённый тип высшей нервной деятельности.

Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм).

Предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к трудно унимаемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

 

! Но не всё врождённое является наследственным. Некоторые врождённые индивидуальные особенности ребёнка определяются условиями его утробного развития. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

 

Задатки, определяющие предрасположенность к определённой деятельности:

А) типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др.

б) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.

 

! Наличие задатков, однако, не предопределяет развитие соответствующих способностей. Превратить существующие задатки в развитые способности можно только тогда, когда выявление задатков приходится на начало сензитивного периода, а самое их активное развитие – на сам этот период, т.е. на то время, когда человек психологически и физиологически созрел для того, чтобы быстро и хорошо усваивать знания, умения и навыки, необходимые для формирования способностей на базе имеющихся задатков.

 

Проблема способностей может быть правильно решена при учёте следующих основных моментов:

• Полноценная, нормальная (без патологии) генетическая программа человека позволяет всесторонне развивать самые разнообразные его способности.

• Для формирования всесторонне развитой личности необходимо создание адекватных социальных условий.

• Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития: при отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков.

• Отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

 

Если человек выбирает для себя работу, к выполнению которой он не имеет способностей, то даже при поддержке со стороны, когда близкие и знакомые помогают продвигаться по служебной лестнице, он рано или поздно потерпит фиаско в современном, основанном на свободной конкуренции, обществе. Он просто не выдержит соревнования с более способными и профессионально лучше подготовленными (благодаря своим способностям) конкурентами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: