Комплекс упражнений на развитие слуховой памяти.




«Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попро­сить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти- семи.

В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очере­ди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и про­давцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

«Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы на­зываете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пи­рог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем назы­ваете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать вто­рое слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количе­ство пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

«Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5—7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с про­пуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вари­ант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.

«Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют не­сколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) ука­зывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считал­ка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в дан­ном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариан­тах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, ме­бель и имя.

«Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь сло­во. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предьщущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление ря­дов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель,.посуда и т.д.); из определений к существительно­му (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, соч­ный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рас­сказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложе­ния, добавляет свое.

«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.

«Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.

Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью ус­ловных изображений так, чтобы запомнить его (например, волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2—3 фраз.

«Пиктограммы». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобра­зить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроиз­вести рассказ.

«Придумай, как запомнить слова». Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы по­хожих чем-то предметов.

Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:

роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, то­мат, сосна, яблоко;

машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

«Стенограф». Для этого задания потребуются соответствую­щие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1—2 мин. В это время он должен обозначать:

а) «события» (действия) карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;

б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а за­тем указывать количество предложений в рассказе;

в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

«Цепочка ассоциаций». Необходимо запомнить 30—40 не свя­занных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого надо применить метод искусст­венных ассоциаций, который издавна использовался носителями фе­номенальной памяти.

«Представьте себе дом, по которому ходит пу­шистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца».

Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запо­минание любого учебного материала. Поскольку память играет важную роль при овладении школьниками необходимыми знаниями, умениями и навыками, использование данного комплекса упражнений на различных коррекционных занятиях с младшими школьниками, имеющими трудности в развитии памяти, будет способствовать более успешному развитию зрительного и слухового запоминания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: