Социальная философия эпохи Возрождения: Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли.




Огромные социально-экономические изменения, произошедшие в эпоху В., нашли своё отражение и во мн. социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов, что отражало индивидуализм буржуазии. В новых трактовках государственной власти как совершенно независимой от религиозной санкции и церковного авторитета отражался факт становления и укрепления национальных государств (Н. Макиавелли, Ж. Боден, А. Моджевский и др.). Крупными представителями социально-философской мысли эпохи Ренессанса, обосновывающими необходимость создания сильного централизованного государства, были во Франции Жан Боден (130-196) – «Шесть книг о республике», в Польше – Анджей Моджевский (103-172) – трактат «Об исправлении государства». А одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-127). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Его концепция государства отвергает прежнюю теократическую концепцию. Он считает, что самый мощный стимул человеческих действий – это интерес.

В эпоху Возрождения появляются и утопические учения, в которых на основе «Священного писания» выдвигались требования обобществления собственности. Томаса Мюнцера (1490-12) –немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 124-126гг. в Германии (подробно будет изложено в разделе Реформация) и Томаса Мора – английского гуманиста, автора произведения «Остров утопии …» и термина «утопияместо которого нигде нет» - считают основателями теории утопического социализма. С именем итальянского философа Томмазо Кампанеллы (168-1639), автора произведения «Город Солнца» - связывают создателя первого коммунистического общественного устройства без частной собственности, имевшей также утопический характер.

Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности, и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в бога, существует полная веротерпимость. Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том, что между богом и верующими не должно быть никакого посредника. Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к богу.

Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 г. в монахи – Джованни Доменико) (11568 – 1639) – итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. Он разделял натурфилософские взгляды Телезио, выступал против схоластики, развивал идеи сенсуализма и деизма, которые у него сочетались с его увлечением магией и астрологией. За свободомыслие подвергался преследованиям инквизиции. Мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 он попытался поднять восстание против испанских колонизаторов, но заговор был раскрыт, а сам попал в тюрьму на 27лет. Там он написал (1602 г.) свою знаменитую утопию «Город солнца» - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы. «Город солнца» сыграл определенную роль в развитии прогрессивной общественной мысли.

Вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: