| Крупная моторика
| Возраст
|
| Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны
| 1-4 нед.
|
| Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону
| 1 мес.
|
| Пытается поднимать голову, лежа на животе
| 1 мес.
|
| Приподнимает голову лежа на животе на 45 градусов,
удерживает ее 10-20 сек, ноги при этом напряжены
| 1,5 мес.
|
| В положение на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами
| 2 мес.
|
| Удерживает голову, находясь в вертикальном
положении (недолго)
| 2 мес.
|
| Лежа может опираться на предплечья
(несколько минут)
| 2,5 мес.
|
| Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального
уровня
| 3 мес.
|
| Появляется опора на ноги
| 4 мес.
|
| Активно поднимает голову из положения на спине
| 4,5 мес.
|
| Переворачивается на бок
| 4,5 мес.
|
| Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову
| 5 мес.
|
| Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой
| 5,5 мес.
|
| Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку
| 6мес.
|
| Сидит при пассивно приданной позе
| 6 мес.
|
| Переворачивается со спины на живот
| 6,5 мес.
|
| Переворачивается с живота на спину
| 7 мес.
|
| Ползание без включения тазового пояса
| 7 мес.
|
| Синхронное ползание по-пластунски
| 7,5 мес.
|
| Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок
| 7,5 мес.
|
| Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие
| 8 мес.
|
| Стоит в позе на коленях (на четвереньках)
| 8 мес.
|
| Садится самостоятельно из любых положении и сидит уверенно
| 8,5 мес.
|
| Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно
| 9 мес.
|
| Стоит у опоры, встает самостоятельно
| 10 мес.
|
| Стоит самостоятельно
| 11 мес.
|
| Ходит с поддержкой
| 11,5 мес.
|
| Ходит самостоятельно
| 12 мес.
|
| Ходит длительно, поворачивается
| 1г. 3 мес.
|
| Перешагивает через препятствия
| 1г. 6 мес.
|
| Пытается бегать
| 1г. 10 мес.
|
| Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила
| 1г. 11 мес.
|
| Бегает
| 2г.
|
| Самостоятельно приседает и встает
| 2г.
|
| Наклоняется и поднимает предметы с пола
| 2г.
|
| Стоит на одной ноге без поддержки
|
|
| Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)
| 2г. 6 мес.
|
| Умеет ездит на трехколесном велосипеде
| 2г. 6 мес.
|
| Прыгает на двух ногах
| 3г.
|
| Умеет делать кувырок вперед
| 4г.
|
| Прыгает на одной ноге
| 5л.
|
| Выполняет одновременно два вида движений
|
|
| Мелкая моторика
|
| Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие атетоидные движения пальцами
| 1 нед.
|
| Ребенок открывает кулачок
| 2 мес.
|
| Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот
| 2,5 мес.
|
| Иногда захватывает предмет кистью руки
| 3 мес.
|
| Тянется к игрушке, хватает ее
| 3,5 мес.
|
| Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит корту, бросает
| 4,5 мес.
|
| Начинает захватывать мелкие предметы
| 5 мес.
|
| Перекладывает игрушку из руки в руку
| 5,5 мес.
|
| Активно манипулирует предметами
| 7 мес.
|
| Для захвата использует большой палец
| 8 мес.
|
| Стучит игрушкой об игрушку
| 8 мес.
|
| Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2—3 колец (снимает, сбрасывает)
| 8,5 мес.
|
| Пытается ставить кубик на кубик
| 9 мес.
|
| Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы
| 10 мес.
|
| Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки
| 11 мес.
|
| Может перелистывать страницы у картонной книжки
| 12 мес.
|
| Опускает мелкие предметы в узкое отверстие
| 12 мес.
|
| Переворачивает одновременно 2—3 страницы
| 1г. 2 мес.
|
| Рисует каракули, росчерки
| 1г. 5 мес.
|
| Разрывает бумагу
| 1г. 6 мес.
|
| Переворачивает по одной странице
| 1г. 8 мес.
|
| Формируется предпочтение руки
| 2г.
|
| По показу повторяет вертикальные и круглые линии
| 2г.
|
| «Правильно» держит карандаш
| 2г. 6 мес.
|
| Копирует круг
| 3г.
|
| Расстегивает пуговицы
| 3г.
|
| Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)
| 4г.
|
| Режет ножницами бумагу
| 4г.
|
| Копирует треугольник
| 5л.
|
| Верно рисует квадрат
| 5л.
|
| Зрительное восприятие
|
| Зажмуривание век на яркий свет, при открывании глаз стремиться повернуться к источнику света
| 1нед.
|
| Кратковременное сосредоточение взора на игрушке,
недолгое прослеживание игрушки
| 1 мес.
|
| Прослеживание взглядом движения по горизонтали,
на 40—50 см вправо и влево от средней линии
| 1,5 мес.
|
| Длительное сосредоточение
| 2 мес.
|
| Движения руки, направленные к объекту выполняются
под зрительным контролем
| 3 мес.
|
| Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев
| 3 мес.
|
| Ребенок тянется к игрушке
| 3,5 мес.
|
| Ребенок останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии
| 4 мес.
|
| Игрушку подносит к глазам, рассматривает
| 4,5 мес.
|
| Ребенок зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах
| 5 мес.
|
| Рассматривает крупные картинки
| 6 мес.
|
| Активно захватывает игрушку из любых положений
| 7 мес.
|
| Дифференцированное восприятие близких и знакомых
| 8 мес.
|
| Ребенок ищет тором спрятанную на его глазах игрушку
| 9 мес.
|
| Узнает себя и близких в зеркале
| 10 мес.
|
| Показывает отдельные предметы в быту
| 1 г.
|
| Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии
| 1г. 2 мес.
|
| Узнает несколько простых картинок
| 1г. 3 мес.
|
| Дифференцирует форму и величину объемной игрушки
| 1г. 8 мес.
|
| Дифференцирует количество предметов
| 1г. 8 мес.
|
| Подбирает парные игрушки и картинки
| 1г. 9 мес.
|
| Узнает знакомые предметы по ТВ
| 2г.
|
| Знает много картинок (10—15)
| 2г.
|
| Понимает смысл простых картинок с действием
| 2г. 6 мес.
|
| Узнает контурные, черно-белые изображения
| 2г. 6 мес.
|
| Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке
| 2г. 6 мес.
|
| Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении
| 2г. 6 мес.
|
| Узнает перечеркнутые изображения
| 3г.
|
| Узнает наложенные изображения
| 3г.
|
| Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы
| 3г. 6 мес.
|
| Может сам составить рассказ по сюжетной картинке
| 4г.
|
| Понимает смысл последовательных картинок
| 4г.
|
| Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом
| 4г. 6 мес.
|
| Слуховое восприятие
|
| Вздрагивает и мигает при громком звуке
| 1 нед.
|
| Слуховое сосредоточение
| 2 нед.
|
| Начало локализации звуков в пространстве
| 1 мес.
|
| Улыбается, когда слышит голос взрослого
| 1,5 мес.
|
| Замирает при появлении нового звука на фоне других
| 2 мес.
|
| Узнает тембр голоса матери
| 2,5 мес.
|
| После звуковой стимуляции издает гласные звуки
| 3 мес.
|
| Активно прислушивается к невидимому источнику
звука, поворачивает голову в сторону звука
| 4 мес.
|
| Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя
| 6 мес.
|
| Начало аутоэхолалии
| 6 мес.
|
| Начинает понимать команды с жестовым подкреплением
| 6,5 мес.
|
| Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие
| 7 мес.
|
| Плясовые движения под веселую музыку
| 8,5 мес.
|
| Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого
| 1г.
|
| Повторяет услышанные короткие
| 1г. 3 мес.
|
| «Вставляет» слова в знакомые стихи
| 1г. 5 мес.
|
| Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук
| 1г. 8 мес.
|
| Может отстукивать простые ритмы по образцу
| 3г.
|
| Акцентированные ритмы
| 5л.
|
| Но устной инструкции
| 6л.
|
| Импрессивная речь
|
| Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание
| 1 мес.
|
| Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций
| 3 мес.
|
| Больше реагирует на голос, чем на простои звук, реагирует на ласковые и строгие интонации
| 4 мес.
|
| В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность
| 5 мес.
|
| Реагирует на свое имя
| 6 мес.
|
| Понимает речевые команды с жестовым подкреплением
| 7 мес.
|
| Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого
| 7,5 мес.
|
| Дифференцирует зрительно названные знакомые предметы
| 8 мес.
|
| Понимает речевые команды без жестового подкрепления
| 8,5 мес.
|
| По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте
| 9 мес.
|
| Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого
| 9,5 мес.
|
| Начинает узнавать предметы на одно-предметных картинках
| 10 мес.
|
| По указанию взрослых выполняет действия с игрушками
| 10,5 мес.
|
| Понимает команду «нельзя»
| 11 мес.
|
| Выполняет много команд по просьбе
| 1г.
|
| Показывает несколько частей тела
| 1г. 3 мес.
|
| Показывает все части тела
| 1г. 6 мес.
|
| Показывает все объекты в быту
| 1г. 8 мес.
|
| Показывает много картинок
| 2г.
|
| Понимает содержательную речь, несложные рассказы
| 2г. 5 мес.
|
| Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке
| 2г. 5 мес.
|
| Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия
| 2г. 5 мес.
|
| Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте
| 3г. 5 мес.
|
| Может ответить на отвлеченные вопросы «светит ли ночью солнце»
| 4г.
|
| Появляется понимание абстрактных понятий «дружба, правда, обман, радость, страх»
| 5-6л.
|
| Экспрессивная речь
|
| Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним
| 1 мес.
|
| Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит
| 2 мес.
|
| Интонационная выразительность голосовых реакции, начальное гуление.
| 3 мес.
|
| Активное гуление
| 4 мес.
|
| Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков
| 5 мес.
|
| Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)
| 5,5 мес.
|
| Активный недифференцированный лепет
| 6 мес.
|
| Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии
| 6,5 мес.
|
| Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»
| 7,5 мес.
|
| Подражая взрослому учит новые слоги
| 9 мес.
|
| Называет людей и предметы слогами
| 10 мес.
|
| Говорит около 5 слов (мама, дада)
| 1г.
|
| Соотносит слоги с определенным предметом
| 1г. 2 мес.
|
| Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)
| 1г. 4 мес.
|
| Говорит около 10 слов (в основном названия)
| 1г. 6 мес.
|
| «Телеграфная речь»: двухсловные предложения
| 1г. 8 мес.
|
| Составляет предложения и 3-4 слов
| 2г.
|
| Задает вопросы со словами «кто, где, куда?» (порядок слов не всегда правильный)
| 2г. 6 мес.
|
| Легко повторяет фразы
| 2г. 6 мес.
|
| Пытается использовать множественное число, прошедшее время
| 3г.
|
| Использует отрицательные частицы «не, ни»
| 3г.
|
| Использует прилагательные и местоимения
| 3г. 6 мес.
|
| Задает вопросы «когда, что внутри, почему?)
| 3г. 6 мес.
|
| Способен вести диалог со взрослым
| 3г. 6 мес.
|
| Использует сложные предложения
| 3г. 6 мес.
|
| Использует вежливые просьбы
| 4г.
|
| Использует будущее время
| 4г.
|
| Использует определение пространства «на, под, за»
| 4г.
|
| Читает стихи
| 4г. 6 мес.
|
| Появляется соединение простых предложений в сложные
| 5л.
|
| Появление разделительных вопросов
| 5л.
|
| Может описать свои чувства
| 5л.
|
| Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь»
| 5л. 6 мес.
|
| Интеллект
|
| Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки
| 0-2 мес.
|
| Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени
| 0-2 мес.
|
| Ребенок начинает различать кто есть кто в его жизни: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей
| 3 мес.
|
| Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу
| 4 мес.
|
| Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, только если внимание не отвлечено более сильным раздражителем
| 4,5 мес.
|
| Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку она загремит
| 5 мес.
|
| Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка
| 5 мес.
|
| Следит откуда и куда падает предмет
| 5,5 мес.
|
| После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)
| 6 мес.
|
| Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет
| 6,5 мес.
|
| Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери или игры особенной для каждого члена семьи
| 7 мес.
|
| Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть
| 7 мес.
|
| Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки
| 7,5 мес.
|
| Поиск наполовину спрятанной игрушки
| 8 мес.
|
| Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»
| 9 мес.
|
| Пользуется «указательным жестом»
| 10 мес.
|
| Деятельность приобретает характер начального целенаправленного действия, предпринимая которое ребенок как бы предвидит его результат: вкладывание предмета в предмет, одевание предмета на предмет
| 11 мес.
|
| Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения
| 11,5 мес.
|
| В состоянии определить высоту и края предметов
| 11,5 мес.
|
| Узнает значение слов, коротких фраз
| 1г.
|
| Различает несколько предметов по названиям
| 1г.
|
| Ищет спрятанную игрушку
| 1г.
|
| Тянет в рот только съедобное
| 1г. 5 мес.
|
| Узнает простые картинки в книге
| 1г. 6 мес.
|
| Может выполнить поручение из 1 действия
| 1г. 7 мес.
|
| Различает «один» и «много»
| 1г. 11 мес.
|
| Различает «большой» и «маленький»
| 1г. 11 мес.
|
| Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок
| 2г.
|
| Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)
| 2г. 6 мес.
|
| Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры кроме треугольника
| 2г. 6 мес.
|
| Подбирает цвета по образцу (синий к синему)
| 2г. 6 мес.
|
| Классификация на 2 группы (по цвету, форме)
| 3г.
|
| Классификация на 3-4 группы:
|
| - по геометрической форме
| 3г. 6 мес.
|
| - по цвету (3- 4 группы)
| 3г. 6 мес.
|
| Легко заполняет доску Сегена
| 4г.
|
| Выполняет простую классификацию картинок (4+5 групп):
|
| - с помощью
| 4г.
|
| - самост оятельно
| 4г. 6 мес.
|
| Понятия больше, выше, шире, длиннее, равные, одинаковые
| 5л.
|
| Вербальный интеллект:
|
| Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется
| 5л.
|
| Отгадывает загадки, используя накопленный опыт
| 5л.
|
| Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов
|
6л.
|
| Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений
| 6-7 л.
|
| Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:
|
| - с помощью
| 6л.
|
| - самостоятельно
| 6л. 6 мес.
|
| Способен разделять объекты на классы и подклассы
| 7л.
|
| Конструирование:
|
| Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки
| 8,5 мес.
|
| Пытается ставить кубик на кубик
| 9 мес.
|
| Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки
| 11 мес.
|
| Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
| 1г.
|
| Строит простые сооружения из кубиков
| 1г. 9 мес.
|
| Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок
| 2г.
|
| Строит по показу поезд, башенку
| 2г.
|
| Строит по показу мост
| 3г.
|
| Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку
| 3г.
|
| Самостоятельно рисует человека (примитивно)
| 3г. 6 мес.
|
| Строит сложные сюжетные конструкции
| 3г. 6 мес.
|
| Собирает кубики Линка по образцу
| 3г. 6 мес.
|
| Складывает картинки из кубиков
| 4г.
|
| Рисует человечка с туловищем
| 4г.
|
| Рисует человека в одежде
| 5л.
|
| Сюжетные рисунки
| 5л.
|
| Эмоции, коммуникация
|
| Реакция неудовольствия на насильственное пpoбуждeнue, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет
| 1-2 нед.
|
| Через некоторое время после «заигрывания» исследователя с ребенком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание»
| 1,5 мес.
|
| На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой
| 2 мес.
|
| Смеется в голос
| 3 мес.
|
| В ответ на общение с исследователем ребенок дает выраженный «комплекс оживления»
| 3 мес.
|
| «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро
| 4 мес.
|
| Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого
| 4,5 мес.
|
| Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул
| 5 мес.
|
| Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит
| 5 мес.
|
| Различает мимику и жесты окружающих
| 5 мес.
|
| Реагирует на строгие_и^лас_ковые интонации
| 5,5 мес.
|
| Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы
| 6 мес.
|
| Тянет руки, чтобы взяли на руки
| 7,5 мес.
|
| Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)
| 7 мес.
|
| Ребенок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение
| 8 мес.
|
| Ребенок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях
| 9 мес.
|
| Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями
| 10 мес.
|
| Ребенок машет рукой на прощание
| 11 мес.
|
| По просьбе обнимает родителей
| 12 мес.
|
| Появляется сопереживание, утешение
| 1г. 2 мес.
|
| Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
| 1г. 3 мес.
|
| Использует «да» (слово, звук, жест)
| 1г. 4 мес.
|
| Помогает в простейших работах (по инструкции
| 1г. 7 мес.
|
| Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами
| 1г. 8 мес.
|
| Активно пользуется жестами
| 1г. 10 мес.
|
| Острая реакция на отсутствие матери
| 1г. 10 мес.
|
| Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» — «мое», «ты» — «твое»
| 3г.
|
| Знает свой пол
| 3г.
|
| Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми
| 4г.
|
| Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы
| 4г. 6 мес.
|
| Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству
| 5-6л.
|
| Самообслуживание
|
| Может есть с ложки
| 5 мес.
|
| Держит бутылочку, из которой сосет
| 6 мес.
|
| Пьет из чашки, которую держит взрослый
| 7 мес.
|
| Помогает одевать себя (подает руку, ногу)
| 8 мес.
|
| Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)
| 9 мес.
|
| Самостоятельно ест (руками), отуксывает печенье
| 1г.
|
| С помощью подносит ложку ко рту
| 1г. 2 мес.
|
| Пьет из чашки, не проливая
| 1г. 3 мес.
|
| Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)
| 1г. 3 мес.
|
| Моет руки с небольшой помощью
| 1г. 4 мес.
|
| Зачерпшает пищу ложкой
| 1г. 6 мес.
|
| Полностью прожевывает пищу
| 1г. 6 мес.
|
| Снимает расстегнутое пальто, куртку
| 1г. 9 мес.
|
| Ест и пьет самостиятельно
| 1г. 10 мес.
|
| Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)
| 2г.
|
| Просится на горшок в дневное время
| 2г.
|
| Самостоятельно моет и вытирает руки
| 2г.
|
| Застегивает и расстегивает молнию (кроме замка)
| 2г.
|
| Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно)
| 2г. 6 мес.
|
| Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку)
| 2г. 6 мес.
|
| Наливает в чашку воду (не аккуратно)
| 3г.
|
| Расстегивает пуговицы
| 3г.
|
| Застегивает пуговицы, кнопки, молнию (с замком)
| 4г.
|
| Одевается без посторонней помощи
| 4г.
|
| Отличает перед одежды от спинки
| 4г.
|
| Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках
| 5-6л.
|
| Игра
|
| Рассматривает вложенную в руку игрушку
| 3 мес.
|
| Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка
| 3 мес.
|
| Протягивает руки к игрушке, ощупывает её
| 4 мес.
|
| Занятия с игрушкой — доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности
| 5 мес.
|
| Подолгу играет с подвешенными игрушками
| 5 мес.
|
| Щупает, царапает, тянет, пищит игрушками, гремит погремушками, стучит, бросает
| 5,5 мес.
|
| Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям
| 9 мес.
|
| Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает
| 9,5 мес.
|
| Усвоение условных действий с игрушками и предметами
| 10 мес.
|
| Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь
| 11 мес.
|
| Играет с мячом
| 1г.
|
| Строит простые структуры из блоков
| 1г. 1 мес.
|
| Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками
| 1г. 2 мес.
|
Наблюдает за игрой других детей
| 1г. 2 мес.
|
Играет самостоятельно, если рядом взрослый
| 1г. 4 мес.
|
| Начало функциональной игры
| 1г. 6 мес.
|
Любит тянуть, перетаскивать игрушки
| 1г. 9 мес.
|
Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков
| 1г. 9 мес.
|
| Предпочитает активные игрушки (поезд, теле<рон и т.п.)
| 2г.
|
Делает куличики
| 2г.
|
| Собирает закручивающиеся игрушки
| 2г.
|
Собирает пирамидку по порядку
| 2г. 6 мес
|
| Усвоение ролевого поведения и отношений
|
| Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину, говорит по телефону)
| 2г. 6 мес.
|
| Совместная сюжетная игра с другим ребенком
| 3г.
|
Игра с воображаемой действительностью
| 3г. 6 мес.
|
| Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)
| 3г. 6 мес.
|
| Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)
| 4г.
|
| В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия)
| 4г. 6 мес.
|
| Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей
| 4г. 6 мес.
|
| «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни
| 4г. 6 мес.
|
Усвоение способов построения сюжета
|
| Главное — опора на игрушки в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)
| 5-6л.
|
| Основа в игре — правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий
| 6-7л.
|