Кризис трех лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса.
В раннем возрасте в процессе личностного развития возникают закономерные противоречия, приводящие к кризису. Опыт предметных действий, освоение речи, особенности общения со взрослыми приводит к нарастанию у ребенка самостоятельности. Это выражается в речевой формуле «Я сам».
Появляются собственные желания ребенка, которые часто не совпадают с желанием взрослых. Ребенок все чаще заявляет «Я хочу». Если взрослые не перестраивают своего отношения к ребенку, не организуют деловое сотрудничество, может возникнуть негативное поведение, характерное для кризиса 3-х лет. Эти противоречия являются основной причиной возникновения кризиса 3-х лет.
Кризис 3-х лет возникает на рубеже перехода ребенка из раннего в дошкольное детство и связан с развитием самооценки, стремлением делать всё самому.
Симптомами начала кризиса 3-х лет являются:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребёнок интересуется своей внешностью, ему любопытно, как он выглядит в глазах других;
- забота об эффективности «своих» дел, острое реагирование на неудачу.
Основные формы проявления кризиса (Л.С.Выготский назвал их «семизвездье симптомов»):
негативизм – в поведении ребенка проявляется, когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;
упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал и не хочет от своего решения отказаться (например, поведение в магазине игрушек);
строптивость – реакция, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого;
|
своеволие, своенравие – стремление к самостоятельности, ребенок все хочет делать сам;
протест-бунт – всё в поведении ребенка начинает носить протестующий характер, конфликты со взрослыми становятся постоянными;
симптом обесценивания – проявляется в том, что обесцениваются старые правила поведения (ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей), старые привязанности к вещам (ребенок отказывается от любимой игрушки и может сломать её, если она предложена не вовремя);
деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка. Часто встречается в семьях с единственным ребенком. Если в семье несколько детей, то по отношению к младшим или старшим в семье проявляется ревность – требование постоянного внимания только к себе.
Во время кризиса перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям. Ребенок в раннем детстве находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан.
В этот критический период характерными в поведении ребёнка становятся невротические реакции – это последствия основных симптомов и капризы – неустойчивые эмоциональные состояния, проявляющиеся в негативных реакциях (плач, крик).
Таким образом, ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка.
|
Психологическим новообразованием вследствие данного кризиса является важные достижения в личностном развитии: осознание «Я сам», появляется личное действие и личное желание.
Кризис семи лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса.
Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу. На этот процесс определяющее влияние оказывает кризис 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет просисходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса 7 лет являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно если дело касается выполнения повседневных бытовых требований). За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является потеря детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявленияхв поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
|
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент: ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдалённых последствий и пр. Тем самым поведение перестаёт быть импульсивным и становится опосредованными произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.
Черты опосредованности, произвольности приобретает и психическая жизнь ребенка. Если раньше, в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6 – 7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят существенные изменения и в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учёба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.Возникает симптом «горькой конфеты»: ребёнку плохо, но он старается этого не показывать. Возникают трудности воспитания: ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым
Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.
По словам Л.И.Божович, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Он связан с появлением нового системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, – менее важным.
Период кризиса 7 лет тесно связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений.