II. Функциональная стилистика
Тема 1. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Характеристика экстралингвистических факторов,
формирующих данный стиль
1. Абстрактный и обобщенный тип мышления.
2. Отражение действительности не в виде конкретно- чувственных образов, а в виде концептов или сигнификатов (понятий).
3. Выполнение языком в НС трёх основных функций:
- когнитивной, связанной с накоплением научных знаний (познавательная функция);
- эпистемической, связанной с переработкой и хранением научных знаний;
- коммуникативной (функция общения);
- информативной (сообщение, передача научной информации).
Кроме основных функций, в зависимости от подстиля, выделяются также:
- в научно-учебном подстиле - дидактическая функция (обучающая) функция);
- в научно-популярном подстиле -популяризаторская.функция.
4. Строго очерченные рамки темы, т.е. монотематичность.
5. В основном письменная форма реализации текста, устная форма отмечена в докладах, сообщениях, выступлениях на симпозиумах, научных конференциях и т.п. и является воспроизведением написанного ранее. К сугубо устным жанрам НС относят научный спор, дискуссию.
6. Преобладание в письменной форме монологического вида речи третьеличной формы.
7. Реализация научной прозы во всех основных типах изложении. На первом месте по частотности научное рассуждение с обязательным трёхчастным построением текста, включающего зачин в виде основного тезиса, требующего доказательств, основную часть в форме суждений-аргументов, приводимых для доказательства основного тезиса, и заключительной части - умозаключения, обобщающего вывода.
Основное расположение материала в научном рассуждении подчинено двум основным принципам логики:
|
-дедукции, т. е. развёртыванию мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
-индукции, т. е. ходу мысли от частного к общему, от конкретному к абстрактному.
Описание обычно составляет элемент рассуждения и является описанием-определением, дефиницией какого-либо понятия. В чистом виде описание встречается в научно-энциклопедической статье, аннотациях, рецензиях.
Повествование обычно можно встретить в жанре юбилейной статьи, во вводных частях текста, где даётся описание основных этапов разработки исследуемой проблемы.
3.В зависимости от подстиля научного стиля тексты научных документов могут быть адресованы кругу специалистов в конкретной области (собственно научный подстиль), обучающейся аудитории (научно-учебный подстиль), широкому кругу людей, интересующихся той или иной проблемой (научно-популярный).
В состав стилевых черт научного стиля входят такие стилевые черты, как абстрактность и обобщённость, объективность, точность, стандартизация, логичность, лаконичность, безэкспрессивность, бессубъектность, безэмоциональность, безобразность. Количество и состав стилевых черт зависит от:
1) направления науки (так, в гуманитарных жанрах допустима большая степень образности, чем в жанрах точных наук);
2) индивидуальной манеры автора (стиль В.В. Виноградова, Б.А.Ларина, Ю.С.Степанова и др.);
3) подстиля (например, в научно-публицистическом, научно-учебном подстилях допустимо использование экспрессивных, образных средств, что обусловлено их прагматической ориентацией).
|
Все отмеченные стилевые черты определяют следующие языковые особенности научного стиля.
Фонетико-орфоэпический ярус
(для устной формы реализации научного текста)
1) слабая степень редукции гласных а, о, э в безударных позициях. Например: р/е/дукция вместо р/и/дукция;
2) чёткое проговаривание всех слогов и звукосочетаний как в одном фонетическом слове, так и в сочетании слов в соответствии с полным типом произнесения звуков и нейтральным (высоким) стилем произношения (например, в составе сложных и составных количественных числительных, в этикетных формулах, при произнесении имен и отчеств и под.);
3) произношение научного текста отличается монотонностью за счёт плавных тональных переходов от одной фразы к другой. Во избежание монотонности допустимо использовать незначительные перепады тона, силы звучания, паузы. Менее информативно насыщенные фрагменты текста или фрагменты, несущие всем известную информацию, проговариваются в более убыстрённом темпе, тогда как важные в смысловом отношении участки текста выделяются глубокими паузами и большей силой звучания.
4) скупое использование невербальных, кинетических (жестовых) средств. Руки расположены на уровне груди или опущены, взгляд плавно переходит от левого края аудитории назад, затем к правому краю. Жесты концентрические, способствующие лишь подчеркиванию мысли. Исключено хождение по сцене или аудитории, так как это отвлекает от темы выступления.
Лексико-фразеологический ярус
1) основной лексической базой научного текста является терминология, удовлетворяющая следующим требованиям:
|
1. Термин является полифункциональным образованием, т. е. должен выполнять эпистемическую, когнитивную, коммуникативную функции.
2. Однозначность термина во избежание двусмысленности.
3. Во избежание лексической избыточности нежелательно использовать синонимы.
4. В терминологии допускается использование авербальных и искусственных (специальных) знаков, знаков-символов.
5. Систематичность термина, т.е. включенность в определенную терминологическую систему. Например: префикс, суффикс, аффикс, конфикс.
6. Благозвучность термина (Ср.: летальный исход – смерть, дегазация – обезгаживание).
7. Современность термина.
Вся терминология подразделяется на узкоспециальную и общеупотребительную. Узкоспециальная обслуживает одну сферу науки, а общеупотребительная пронизывает все области, направления и аспекты научного познания, например, такие термины, как аспект, модель, закон, проблема, метод, принцип и проч.
Наличие термина в научном тексте определяет приоритет сигнификативного плана означаемой стороны знака.
Итак, термин удовлетворяет основным требованиям научного стиля и является базовой единицей тематических цепочек научного текста. Тематическая цепочка также включает в себя местоимение третьего лица в функции субститута (заместитель). В плеонастической функции выступают также указательные местоимения. В научном тексте не рекомендуется использовать в составе тематической цепочки синонимы, перифразы, нулевые номинации. В состав цепочки могут входить свёрнутые и развёрнутые трансформы. Например: функциональный научный стиль - базовый ключевой термин, научный стиль или НС - свёрнутый трансформ.
2) в научном стиле используется нейтральная или общеупотребительная лексика. Для него не характерна лексика пассивного запаса, исключения составляют неологизмы, обозначающие новые реалии. Не используется лексика ограниченного употребления - диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы, а также лексика сниженных стилевых пластов – разговорная, просторечная.
3) образная лексика используется исключительно в целях придания тексту наглядности, иллюстративности. Обычно она деметафоризируется, т.е. используется уже не для расширения экспрессивности речи, а для выражения абстрактных категорий, например: гирлянда изоляторов, желудочек сердца, беглая гласная, шипящий звук, твердый согласный.
Морфологический ярус
Словообразовательный подъярус
1) частотны суффиксы абстрактной семантики -ений (-ний), -ость, -ик, нулевой суффикс, -аций. Например: классифик аци я, анализ (нулевой суффикс), выраж ени е, лекс ик а, наглядн ость;
2) суффиксы субъективной семантики в элятивном значении, омонимичные суффиксам форм превосходной степени прилагательных (- айш-, -ейш-): труднейшая задача, главнейшая проблема;
3) распространены такие способы словообразования, как суффиксальный, сложение, аббревиация;
4) встречается переход одной части речи в другую (например, прономенализация: в данной статье (Ср.: в этой статье).
Собственно морфологический подъярус
1) научный стиль, как и другие официальные стили, носит именной характер, так как преимущественно состоит из имен существительных и прилагательных;
2) среди имен существительных частотны абстрактные существительные, которые по причине их отвлеченного характера находятся вне категории одушевленности-неодушевленности и не имеют семантики рода: подбор, описание, категоризация и другие;
3) частотна форма родительного падежа при связи управление, что иногда приводит к «нанизыванию» падежей: анализ произведений писателей нашего времени;
4) конкретные существительные часто абстрагируются и, как следствие, утрачивают способность образовывать соотносительные формы множественного числа и сочетаться с количественными числительными. Например: сделать анализ (не анализы) текста;
5) среди разрядов имен прилагательных на первом месте относительные в силу их большей точности и отсутствия в их семантике оценочных долей. Обычно относительные прилагательные входят в состав сложных терминов и клише научного стиля. Например: относительное прилагательное, именное сказуемое, множественное число;
6) качественные прилагательные часто переходят в относительные, при этом утрачивая возможность образовывать краткие формы, формы степеней сравнения, формы субъективной оценки, возможность сочетаться с наречиями меры и степени (очень, слишком и др.), Сравним: Перед нами стояла простая задача и Мы должны были разобрать простое предложение. В первом предложении слово простая является качественным прилагательным (задача проста, очень простая, проще, простенькая, несложная), во втором – относительным, так как является термином;
7) качественные прилагательные в основном используются в составе именного сказуемого в краткой форме: Задача проста;
8) аналитические формы сравнительной степени и чаще синтетические формы превосходной степени (более/менее сложная проблема, сложнейшая проблема).
9) притяжательные по причине их разговорного характера в научном стиле отсутствуют. Отношения принадлежности выражаются существительным в родительном падеже: рассказы Чехова (но не чеховские рассказы);
10) имена числительные имеют цифровое выражение для краткости;
11) среди разрядов местоимений на первом месте в связи с объективностью текста используется форма третьего лица личного местоимения в анафорической функции. Вместо местоимения Я в научном дискурсе в основном используется местоимение МЫв значении Я («мы скромности», «мы авторское»);
12) из глаголов преимущественно используются реляционные глаголы (глаголы отношения: состоять, зависеть, складываться) и бытийные (быть, есть суть, являться). На первом месте - формы настоящего времени изъявительного наклонения во вневременном (постоянном) значении. Формы прошедшего времени используются в повествовательных фрагментах научного текста (предисловие, введение), где обычно освещается история вопроса.
Форма будущего времени используется в заключительных частях научных документов, где обрисовываются научные перспективы;
13)глагольные формы причастий и деепричастий придают научному изложению большую степень книжности;
14) для научного стиля не характерны наречия, так как слабо представлено примыкание. Наречия места указывают на расположение текстового фрагмента по отношению к другим (выше, ниже, здесь, тут, там) и на умозрительное пространство в ходе рассуждения. Наречия времени (позднее, ранее, сейчас и другие) синонимичны наречиям места и также указывают на этапы хода рассуждения.
15) Из семантических разрядов слов категории состояния используются слова с модальным значением (можно, нужно, необходимо, надо);
16) все служебные части речи, как правило, нейтральные или книжные: по причине, ввиду, в продолжение, в заключение, вследствие, в связи с, в течение, несмотря на, невзирая на.
Синтаксический уровень
Основными признаками синтаксиса научной прозы являются:
1) структурная полнота
2) стандартизованность
3) бессубъектность (пассивность)
4) логичность
5) лаконичность
Структурная полнота выражается в наличии полных предложений, т.е. предложений со всеми замещенными позициями. Допустимо использование контекстуально неполных предложений: В лексикологии изучаются лексемы и семемы; в морфологии – морфемы, части речи …
Стандартизованность проявляется в одностилевом, нейтральном, составе предложений; в прямом порядке слов; в наличии клише: в связи с этим, следует отметить, по мнению автора, подведем итоги, как говорилось выше и др.; в использовании расщепленного, или аналитического, сказуемого: сделать заключение - заключить, провести исследование – исследовать; в наличии таких средств рубрикации, как абзацное выделение, прописная буква, нумерация, разделы, части, параграфы, главы, которые придают тексту рубленый, дискретный вид;в строгой композиционной структуре текста.
П ассивность проявляется в использовании пассивных конструкций, в которых субъект действия понижен в коммуникативном ранге или нулизован, а сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия прошедшего времени или глаголом в страдательном залоге. Пассивностью обусловлен и высокий удельный вес односоставных предложений, в основном безличных: Задача решена. Задача решена студентами (Сравним: Студенты решили задачу). Нам необходимо решить задачу.
Логичность проявляется в использовании сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, определительными, причины, условия, следствия и др. и в употреблении связок – композиционно-логических и собственно логических: объективно- и субъективно-логических.
Композиционно-логические связки указывают на расположение фрагмента научного текста по отношению к предшествующим и последующим его частям. Они делятся на:
а) ретроспективные связки, содержащие сему «выше» (предыдущий, прежний, смотри выше, выше было отмечено, в предыдущем параграфе);
б) проспективные связки с семой «ниже» (позднее, ниже, далее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем);
в) инициальные связки, указывающие на начало текста (начнём с, прежде всего, в начале, в первую очередь);
г) интроспективные связки, типичные для середины развития темы (теперь, сейчас, здесь, продолжим);
д) финальные связки (в заключение, наконец, итак, таким образом, следовательно, обобщая сказанное, в результате проведённых исследований, в итоге);
е) промежуточные связки, характерные для ввода микротем (во-первых, во-вторых).
Собственно логические связки указывают на тип вводимой информации.
ОБЪЕКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗКИ
№п\п | Тип информации | Тип связки |
1. | Основная | самое главное, основное, основной тезис, наиболее важным представляется |
2. | Существенная | существенно то, что, следует отметить, следует учесть, следует подчеркнуть |
3. | Типичная | как правило, обычно, в большинстве случаев, чаще всего, наиболее распространенный взгляд, характерно, типично |
4. | Обобщающая | итак, таким образом, в общем, одним словом, обобщая всё сказанное, следовательно |
5. | Выделяемая из общего ряда | обратите внимание на, заметим, что касается, следует выделить, необходимо подчеркнуть |
6. | Дополнительная информация | кроме того, помимо того, добавим, при этом, следует добавить, в довершение к |
7. | Однородная | тоже, такой же, то же самое, одновременно, наряду с, в том же ряду, вместе с тем |
8. | Частная информация | один из...это, в частности, одним из...является |
9. | Сопоставительная | с одной стороны, с другой стороны, напротив, аналогичным образом, для сравнения возьмём |
10. | Полученная из определенных источников | по мнению N, по словам N, N писал, вслед за N, по утверждению N, как сообщал N |
11. | Ассоциативно привлеченная | кстати, между прочим, отметим попутно, позволим себе отвлечься |
12. | Иллюстративная | проиллюстрируем, приведем пример,это пример того, что, продемонстрируем, в качестве примеров приведем |
13. | Уточняющая | точнее, иначе говоря, иными словами, в другой терминологии, в иной терминологии, то есть |
СУБЪЕКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗКИ | ||
14. | Оценка логического тезиса по его достоверности–недостоверности, вероятности–невероятности | в самом деле, конечно, наверное, разумеется, безусловно, видимо, по-видимому, может быть, мало вероятно |
15. | эмоциональная оценка (в жанре рецензии) | к сожалению, к счастью, вызывает восхищение тот факт, что, достойно сожаления |
16. | индивидуальное мнение автора | по-моему, считаю (считаем), на наш взгляд, беру (берем) смелость утверждать, автор полагает |
17. | усиление частного факта | даже, особенно, наиболее заметно, подчеркнём, именно в этом и заключается |
Логичность оформляется и на уровне текстового пространства, единицами которого являются композиты.
Сложное синтаксическое целое (в другой терминологии «композит») научного текста – это фрагмент текста, представляющий собой структурно-смысловое единство, когда в рамках абзаца или группы абзацев выделяется одна ведущая микротема.
В научном тексте преобладает сложное синтаксическое целое с последовательной (цепной) связью между предложениями, которая оформляется при помощи лексического повтора, указательного и личного местоимения третьего лица в плеонастической (анафорической) роли, при помощи союзов, нулевых номинаций, реже – синонимов, свернутых и развернутых трансформов (научный функциональный стиль – научный стиль – НС).
На более высоком уровне логичность оформляется путем композиционной организации текста. Обязательными композиционными частями, например, курсовой или квалификационной работы, расположенными в строгой последовательности являются:
1) титульный лист;
2) оглавление;
3) введение;
4) главы, параграфы и подпараграфы (два-три и более);
5) заключение с обобщающими выводами;
6) список использованной литературы;
7) приложение.
Каждая композиционная часть также имеет свою композиционную структуру. Например, введение квалификационной работы содержит следующие обязательные рубрики, индексированные определенными клише:
1) представление темы работы: Выбор темы настоящей работы обусловлен...
2) цель работы: Цель исследования состоит в... Целью работы является…
3) перечисление основных задач работы: Настоящая цель может быть достигнута решением... (путем решения, при помощи решения) ряда задач...
Характеристика каждой задачи начинается с глагола в инфинитиве или отглагольного существительного:
1. Исследование - исследовать
2. Анализ - проанализировать
3. Характеристика - охарактеризовать
4. Изучение - изучить
5. Систематизация - систематизировать
6. Обработка - обработать
5) обоснование актуальности работы, выделение объекта и предмета исследования. Объект - поле научных интересов (Например: язык А.С. Пушкина); предмет - ракурс, в котором освещается проблема (экспрессивные возможности синтаксиса поэмы Пушкина «Медный всадник» );
6) реферативное описание научных изданий за последние 5-10 лет: монографии, статьи, авторефераты, тезисы, диссертации и прочее;
7) описание методов, приемов исследования;
8) описание теоретической и практической значимости работы: Теоретическая (практическая) значимость, на наш взгляд (по нашему мнению, как нам представляется), заключается в....
9) краткое описание структурных частей исследования.
Свои особенности оформления имеют и другие композиционные части научного документа.