1. Отмечена высокая степень редукции гласных, вплоть до их нулизации. Следствием такой нулизации являются процессы ассимиляции согласных и приобретение предшествующим согласным, даже не сонорным, слогового характера. Например: блюд е чко – блю[чк]о, Свет о чка - Све[чк]а, подожди - [бд]ожди. В результате нулизации исчезают не только звуки, но и слоги. Особенно часто они исчезают в этикетных формах общения, в именах отчествах людей, при склонении сложных числительных: здравствуйте – драсть. Виды нулизации:
1. Аферезис – усечение начала слова: башлык - шлык, Репнин-Пнин, или - ли, Сан Саныч.
2. Апокопа – усечение конца слова: иль (или), чтоб (чтобы), сюр (сюрреализм), Жень (Женя).
3. Синкопа – выпадение срединных звуков и слогов: чек (человек), ваще (вообще), фоно, (фортепиано).
4. Протеза (взаграницу), эпентеза (ждрать, ндрав), метатеза (серделей, барелина, колидор).
5.Усилена ассимиляция согласных по мягкости ([с`] ветлый, а[р`]мия, [с`]виду).
Деформации чаще подвергаются словосочения, формулы приветствия и прощания, имена-отчества. Сложные и составные числительные, клише (честное слово – чес:лово, так сказать – тас:кать, может быть – мож:быть).
Богатство интонации восполняет в РР недостаточную словесную выраженность, поэтому интонация часто не дополнительное, а основное средство выражение смысла. Сравним фразы: Где же // ребята? и Где // жеребята? или: До сада далеко // досада и Досада // далеко до сада. Большую роль в ритмической организации речи играет темп. С убыстрением темпа связано менее отчетливое. В разговорной речи можно встретить разговорно-просторечные варианты ударения. Интонация варьируется в самом широком диапазоне. Е.А. Брызгунова выделила 7 типов ИК (интонационная конструкция). Каждая ИК состоит из трёх частей: предцентровой (предударной), основного ударения и постцентровой. Иногда отмечается вместо одного два ударных слога.
|
ИК-1 самая нейтральная, она типична для повествовательных фраз.
Примеры ИК:
- Мы сегодня идём с Дашей в кино.
Интонация разговорного стиля богата тембральными оттенками, то есть окраской звука, говорящего об эмоциональном состоянии коммуникатора.
Мажорный – минорный
Весёлый – грустный
Светлый – мрачный и т.п.
Для выражения эмоций в разговорной речи используется эмфаза (эмфатическое ударение) – выразительное ударение, с помощью которого передаются положительные или отрицательные эмоции говорящего. Обычно для передачи положительных эмоций используется удлинение гласного звука. При выражении отрицательных эмоций отмечено удлинение согласных звуков. В передаче интонации используются паузы, высота тона, мелодика, темпоритм. С убыстренным темпом речи связано менее отчетливое произнесение звуков, сильное редуцирование гласных. В убыстренном темпе проговариваются менее информативные части предложения – формулы приветствия, имена и отчества. Медленнее произносится основная информация. Широко используется эмфатическое ударение для выражения положительных (протяженное звучание гласных звуков: День прекра-а-а-асный!) или отрицательных эмоций (обычно протяженное звучание согласных: Напиток пр-р-ротивный).
Используются также паравербальные средства: жестикуляция, мимика, позы в основном эксцентрические, передающие эмоции говорящего и усиливающие смысл слова, фразы.