ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Экспозиции школьных музеев принято подразделять на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи. Разница между этими категориями достаточно ощутимая.

Уголками принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных памятников истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями документов.

Комната – это классная комната, в которой также возможно проведение школьных уголков, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15-20 подлинных памятников.

Зал – обычно располагается на открытом пространстве, например, в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должны быть собраны более 20 подлинных экспонатов.

Статус Школьного музея присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.

Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.

Начало работы над экспозицией не отличается от первого этапа любой научной работы на краеведческую тему:

- выявляется и изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов (экспертов);

- идёт знакомство с источниковой базой темы (фонды школьного музея, других музеев, архивы, библиотеки).

В итоге создаётся научная концепция экспозиции – её идейно - теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами.

В связи с этим необходимо, чтобы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала. После составления экспозиционного замысла разрабатывается тематическая структура будущей экспозиции (чёткий, подробный план).

Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические. В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека (или типичная для определенного социального слоя). Систематическая экспозиция организована в соответствии с классификационной системой определённой научной дисциплины. В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и создаётся музейный образ представляемого события. Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию, Чаше всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: история школы, история воинской части, музей хлеба, музей стекла и т.д.

Сюжетно-образные экспозиции отличаются от тематических большей эмоциональной насыщенностью, созданием запоминающегося образа и рассматриваются в последние годы в музееведческой литературе как отдельная группа экспозиций.

Проектирование экспозиции - сложный многоэтапный процесс, включает в себя научное, художественное, техническое и рабочее проектирование. В научной концепции обосновывается тема экспозиции и её содержание, определяются цели и методы их достижения. Под архитектурно-художественным решением понимают поиск художественного образа будущей экспозиции, способного воплотить научное содержание. Техническое и рабочее проектирование состоит из разработки проектов экспозиционного оборудования, технических средств. Современный уровень развития технических средств является важным фактором восприятия экспозиции, позволяет влиять на эмоциональную сферу посетителя.

Экспозиция школьных музеев обычно имеет два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план – скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые общие правила:

а) крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

б) мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

в) наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;

г) не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Совокупность взаимосвязанных и соподчинённых частей экспозиции составляют её тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определённой ограниченной экспозиционной площади и представляет собой тематическое и зрительное единство.

Структурные подразделения экспозиции:

а) предметный (исторический, географический, биологический, литературный и т.д.);

б) комплексный, состоящий из разных разделов;

в) природы края (географическое положение, полезные ископаемые, рельеф, водные ресурсы, почва, растительный и животный мир);

г) хозяйство края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь);

д) история и культура края (наш край в прошлом, в годы Великой Отечественной войны, в годы первых пятилеток и т.д.);

е) проблемным (наиболее характерные особенности раскрываемой темы).

 

Идейно-экспозиционное содержание определяет весь строй художественных образов и средств выставочного ансамбля.

Выставка, посвящённая историческому событию, может состоять из нескольких планшетов (щитов), которые могут быть ни одного размера и ни одной конфигурации. Форма и размер стендов являются одним из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искорёженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагических дней в жизни страны. Поставленные выступами стенды (планшеты) способны ассоциироваться с оборонительными надолбами (пример экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне). Тема, выбираемая для непосредственного воплощения в экспозиции, диктует и конкретные художественные средства. Например, выставка «Литературная карта Башкортостана». Пространство выставки будет, если можно так выразиться, «свободное» - светлое. Зрительно посетитель должен наталкиваться на элементы писательского творчество. Цвет – голубой, светло-зеленый. Форма стендов – развернутая книга.

Выставка, посвящённая боевому пути какого-либо воинского соединения, может быть оформлена на нескольких планшетах. На первом представлена карта боевого пути соединения от начала Великой Отечественной войны, или от времени его формирования, или начала военных действий до дня Победы, здесь же – объединяющий текст, рассказывающий об этом пути. Остальные стенды должны быть посвящены битвам и операциям, в которых это воинское соединение принимало участие. Они включают фотографии воинов, письма, документы, рассказывающие о наиболее ярких эпизодах боевого пути. Каждый из планшетов имеет свою подтему, свой номенклатурный этикетаж, свой связующий текст, где рассказывается об операциях, в которых соединение принимало участие, и о его героях. Если соединение принимало участие в боевых операциях на территории района, в котором действует музей, следует уделить особое внимание этим событиям. Горизонтальный план выставки должен быть представлен личными вещами солдат и офицеров, копиями орденов и медалей, письмами и т.д. Связующие тексты состоят из ведущих и объединяющих. Ведущие тексты – это выдержки из документов, цитаты из мемуаров и художественных произведений и т. д. Они могут быть расположены как в верхней части экспозиции, так и в любом другом месте, если того требует художественное решение. Ведущие тексты помогают раскрыть идейное содержание экспозиции. Объединяющие тексты дают общее представление о теме, раскрываемой в каком-то разделе экспозиции. Они обычно помещаются в верхней правой или левой части стенда. Например, если идёт рассказ о ком-то из героев войны, объединяющий текст сообщает его биографические данные:

Николай Петрович Попов (1918-1998 гг.) Родился в семье учителей. Окончил Осиновскую среднюю школу и Сталинградский педагогический институт. В 1941 году был призван в армию. Участвовал в обороне Брестской крепости, в Сталинградской битве, в освобождении Украины, Польши, в штурме Берлина. После войны работал учителем, потом директором Осиновской школы. Имеет награды.

 

Структурные подразделения экспозиции:

а) предметный (исторический, географический, биологический, литературный и т.д.);

б) комплексный, состоящий из разных разделов;

в) природы края (географическое положение, полезные ископаемые, рельеф, водные ресурсы, почва, растительный и животный мир);

г) хозяйство края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь);

д) история и культура края (наш край в прошлом, в годы Великой Отечественной войны, в годы первых пятилеток и т.д.);

е) проблемным (наиболее характерные особенности раскрываемой темы).

Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП)

В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая для школьных музеев:

- отделы экспозиции,

- темы внутри каждого отдела, иногда делящиеся на подтемы,

- отдельные экспозиционные комплексы, из которых состоит тема или подтема.

В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер образовательного учреждения, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана, в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.

Графа 1. Наименование подтем - записывается наименование экспозиционных подтем.

Графа 2. Порядковая нумерация – потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.

Графа 3. Вид, подлинность, размер экспоната – вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, длина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.

Графа 4. Содержание экспоната – полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).

Графа 5. Местонахождение экспоната указание инвентарного номера, номера негатива (обязательно местонахождение – шкаф, полка, папка, коробка, альбом).

Графа 6. Место в экспозиции – нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.

Графа 7. Примечание - готовность экспоната для экспонирования – экспонат необходимо реставрировать (склеить, почистить, заштопать, покрасить, убрать ржавчину), сделать копию, муляж, взять с выставки и т. д.

Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Содержание экспоната…», обязательно указывая источник. В едущие тексты помогают посетителям музея ориентироваться в содержании экспозиции, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос.

Следует стремиться к тому, чтобы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции.

В процессе разработки ТЭПа составляется карточка экспонатов по экспозиционным темам и комплексам. В каждую подтему, комплекс, целесообразно включать несколько больше экспонатов, чем предусмотрено экспозиционной площадью, чтобы при раскладке экспозиционного материала на стенды, витрины можно было в случае необходимости производить замену отдельных экспонатов.

Разработка ТЭПа завершается составлением экспозиционного графика – схематичного плана размещения экспонатов на стендах, стенах, витринах. В график заносятся все экспонаты проектируемой экспозиции в одном масштабе с экспозиционной площадью. В него включаются также ведущие тексты и научно-вспомогательный материал.

График составляется автором экспозиции, а не художником, как иногда полагают. Именно автор ТЭПа определяет, какие экспонаты считать ведущими и какое место им занять в экспозиции, как разместить экспонаты, чтобы они получили смысловую и логическую взаимосвязь и раскрыли экспозиционную тему. Экспозиционный график с тематико-экспозиционным планом передают художнику-оформителю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: