Ошибки при подготовке экспозиции




При размещении материала в экспозиции советуем экономить экспозиционные площади. Не переполняйте экспозицию материалом. Любую тему можно всегда решить немногословно. Материал будет смотреться более выигрышно, если вокруг него останется пространств. Включаемые в план экспозиционные материалы, раскрывающие исторические события, факты, должны быть датированы, иначе они обесцениваются. Длительное экспонирование (свыше 6 месяцев) документов, рукописей, писем, акварелей ведёт к их гибели. Карандаш, чернила, фломастер выгорают, бумага желтеет и разрушается. Рекомендуется делать точную копию в размере оригинала (муляж) и её экспонировать, а подлинник хранить в специальных условиях.

Если в экспозицию включены макеты зданий, сооружений, этикетка оформляется следующим образом:

Здание театра Здесь с сентября по ноябрь 1942 г. располагался штаб дивизии. Макет (масштаб 1:100) Выполнен С. Поповым (9 класс) Руководитель: учитель истории П. И. Гаврилов

 

Все текстовые материалы должны быть логически связаны друг с другом и с экспонатами, это позволяет всесторонне раскрыть идейный замысел экспозиции. Характер их оформления (размер и вид шрифта) зависит от значения, соподчинённости друг другу. При подготовке текстового оформления могут использоваться накладные (рельефные) буквы, шрифты различных размеров, но всё должно быть выполнено в едином стиле.

Экспозиция призвана способствовать популяризации исторических и естественнонаучных знаний в целом и поддержанию интереса к конкретным природным и историческим аспектам: природы края, истории развития научных сведений, определенного вида деятельности и т.д. Экспозиционная деятельность является особым видом музейной работы и находится на стыке фондовой работы и музейной коммуникации. Создание экспозиции основано на научных, эстетических и технических принципах. Таким образом, достигается органическое единство, необходимое для полноценного восприятия экспозиции. В соответствии с этими принципами экспозиция имеет научно-тематическое, архитектурно-художественное и техническое решения.

Основными компонентами экспозиции являются:

- экспонаты (подлинные и муляжи);

- группа научно-вспомогательных материалов, которую составляют: гипертексты (тексты, сопровождающие экспонаты), этикетаж (пояснения к экспонатам), заголовки, суперграфика (элементы дизайнерского оформления экспозиции), фонокомментарии, указатели (планы, схемы расположения экспозиции, передвижения по ней).

В основе научно-тематического решения лежат экспонаты, а также содержание гипертекстов и надписей. Компонентами архитектурно-художественного и технического решения, формирующими эстетический комплекс ансамбля, являются экспозиционное оборудование, элементами которого являются конструкция, фактура, цвет, освещение, и суперграфика.
Практически каждый музей имеет как постоянную экспозицию, отражающую его профиль, в соответствии с определенной научной концепцией, так и временные выставки. Они могут строиться как на собственных материалах музея, так и на поступивших из других собраний. Проведение временных выставок может происходить в зависимости от ряда параметров, важных с точки зрения музейной деятельности в целом. Выставки могут быть организованы по тематическому принципу (монографические - посвященные отдельной теме, мемориальные - посвященные одному событию, юбилейные и т.д.), в зависимости от характера экспозиционных материалов (фондовые, из других собраний, комплексные), от места размещения. Временные выставки отражают направление научных исследований, научные достижения в изучении конкретных проблем, а также специфику межмузейных связей, уровень технической оснащенности музея, и зачастую бывают более привлекательны для посетителей, чем стационарная экспозиция, пробуждают интерес к музею, способствуют развитию музейной коммуникации. Выставка повышают эффективность использования коллекций музея, позволяют выносить на обсуждение актуальные, в т.ч. социальные, проблемы, представлять новые исследования в профильных науках. Выставки различаются по месту проведения (внутримузейные, внемузейные, межмузейные, передвижные). Разновидностью являются постоянно действующие выставки, дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея. Они могут становиться творческой лабораторией музея. В некоторых случаях музеи отказались от постоянной экспозиции, активно работая в режиме временных выставок, ориентируясь, прежде всего, на интересы местного сообщества.

Мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей.

Виртуальный музей, 1) созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования. 2) Электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На бытовом уровне «Виртуальный музей» нередко называют сайт реально существующего музея.

Этикетаж

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. В то же время в них должны быть выявлены различные стороны музейного предмета:

- мемориальность;

- редкость или, напротив, типичность экспоната, его связь с местной историей.

Т.е. в тексте этикетки должно раскрываться то, что именно вы хотите показать, суть экспоната.

Те экспонаты, которые имеют особую ценность, однако не обладают внешней привлекательностью, должны иметь аннотацию более обстоятельную.

Например,

Письмо сержанта Саши Кондратьева родителям

Это обычное письмо обычного солдата, который вернулся с победой домой к родителям. Но если письмо было бы написано за пол часа до гибели сержанта Саши Кондратьева, то в данном случае была бы необходима дополнительная информация.

Название предмета дается обычным литературным языком без инверсии, нарушения порядка стилистики. Например, хрустальная ваза, а не ваза хрустальная как в учетной документации.

Каждую часть этикетки рекомендуется начинать с новой строки. Название можно выделить укрупненным шрифтом.

Другой пример. В экспозиции школьного музея представлены книги В.М.Шукшина и к ним дается лаконичная этикетка:

Книги В.М.Шукшина

Информация, которая не достаточная в этикетке, обычно подается экскурсоводами.

Виды текстов в экспозиции.

Тексты принято разделять на следующие виды:

- оглавительные;

- ведущие;

- объяснительные;

- этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться экспозиции. Их задача – дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить ее тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделом, комплексов.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела, темы или комплекса. Широко используется в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, т.е. материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер. Но в настоящее время используются авторские тексты, т.е. создателя экспозиции.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа. Т.е. в чем особенность, привлекательность экспозиции, своеобразная интрига.

Этикетаж – это совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

Составление этикетажа.

Этикетаж подразделяется на две группы:

- одиночный (индивидуальный);

- пучковой.

Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка.

Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия, минералы одного класса и т.д.), то применяют «пучковой» этикетаж.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

- название предмета;

- атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;

- дата.

Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием или в конце этикетки.

Атрибуция музейного предмета.

1. Название предмета.

2. Инвентарный номер, шифр.

3. Источник поступления (известен или нет). Сохранность

4. Подлинность (подлинник или нет).

5. Наличие легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и т.п.).

6. Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному с учетом орфографии и пунктуации подлинника).

7. Материалы.

8. Техника исполнения, способ изготовления.

9. Размеры измеряются в сантиметрах: длина, высота, ширина, глубина, диаметр и т.п.

10. Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей).

11. Краткая характеристика предмета (собственно его описание, в которое могут и входить пункты 10, 12-14).

12. Стилистические особенности (особенно важно для произведений искусства).

13. Назначение предмета.

14. Время и место создания. Иногда точная дата не известна, тогда и надо сделать собственно атрибуцию. Установить дату создания по стилистическим особенностям и косвенным данным).

15. Авторская принадлежность.

16. Этническая принадлежность.

17. Социальная принадлежность.

18. Принадлежность конкретному лицу (важно для мемориального предмета).

19. Сохранность.

Виды источников. Вещественные источники. Содержание аннотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции, определяется целевой установкой экспозиции и местом экспоната в комплексе. Формулировка аннотаций должна соответствовать экспозиционному замыслу. Один и тот же экспонат может о разных сторонах исторического явления и события. Содержание этикетажа к нему зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот экспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посетитель. Например,

Стол деревянный

В данном случае формулировка означает принадлежность стола к конкретной экспозиции. Если же этикетка сформулирована как

Деревянный стол

то первейшее значение относится к материалу.

Вещественные источники подразделяются на два вида.

Первый вид - по характеру материала, в том числе дерево, металл, стекло, кость и т.д. Второй – по функциональному назначению: оружие, нумизматика, бонистика и т.д.

При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков и сувениров и т.п. указывается название экспоната. В этикетку включаются также следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, иногда принадлежность владельцу, характерные особенности, типичность предмета для эпохи, техника изготовления, материал и т. В названии предмета мемориального значения отмечается его «участие» в историческом событии или принадлежность определенному лицу. Пример:

Полушубок участника Великой Отечественной войны Е.И.Хозяинова. Получен им на фронте в 1942 г. Такие полушубки для фронта шили в КОМИ республике.

 

Знамя 24 Краснознаменной гвардейской Сталинградско Евпаторской стрелковой дивизии Передано в музей участником Великой Отечественной войны, участником Парада Победы А.П.Лобиковым.

Фотографии. По жанровой классификации различают: портретные (как одиночные так и групповые), сюжетные или событийные.

Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве. Построена в 1750-1763 гг. Москва, 1997 г.
Ученики 4-го класса д. Подымалово. В последнем ряду (крайний справа) Алексей Вавилин. Башкирия, 1934 г.

 

При аннотировании портретных фотоснимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемок (дата), автор съемки (если известен).

 

Комсомольский вожак С.Б.Широкова проводит слет пионерских дружин Бабушкинского района. Москва, 1969 г.
И.Г.Старинов, активный участник партизанского движения в период Великой Отечественной войны. В 1942-1944 гг. возглавлял диверсионную работу Центрального и Украинского штабов партизанского движения. Москва, 1941 г.

 

При экспонировании на одном стенде, планшете или в турникете нескольких фотопортретов дается общая (групповая) аннотация в краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспозиции представлены фотокопии, это оговаривается в аннотации. При аннотировании копий уникальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату. Надо указать ее приблизительно:1890-е гг. или заключить в квадратные скобки [1895]. В аннотациях музейных предметов, монографическое изучение которых еще не установлена, допустим и знак вопроса.

При указании места события используются общепринятые сокращения: г. – город, с. – село, пер. – переулок, пл. – площадь, д. – деревня и др.

Примеры:

Герой Советского Союза А.В.Иванов (1907-1943). Январь 1942 г. Фотография Б.Петрова. На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы».

Письменные источники. При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (Книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затруднительно. В последнем случае в этикетке указывается его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него.

При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.

Письмо участника битвы за Берлин Б.Н.Петрова с фронта. Б.Н.Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом. Апрель 1945 г. Ксерокопия.

Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания (место издания, тираж). Интересным является и то, кто пользовался книгой.

И.Дитятин. Городское самоуправление в России. Том 2. Ярославль, 1877 г.

При аннотировании газет, если текст находится на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня.

Произведения изобразительного искусства. К музейным предметам изобразительного характера в этикетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В этикетках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название произведения. В художественных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Допускаются общепринятые сокращения: род. (родился), тон. (тонированный) и т.д. Как правило, в аннотации сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т.д., данное автором. В отдельных случаях, экспозиционер, расшифровывает, дает более полное название.

Например, на картине К.Г.Дорохова дана авторская аннотация: «Портрет П.Ф.Горпищенко». Но при экспонировании этого произведения целесообразно расшифровать эту надпись.

К.Г.Дорохов (1906-1960) Портрет командира 8-ой бригады морской пехоты П.Ф.Горпищенко 1941 г. Бум., кар.

В аннотациях приняты следующие сокращения: х. – холст, м. – масло, Б. или бум. – бумага, кар. – карандаш. Слова картон, гуашь, сангина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал в этикетке пишется с прописной буквы, а техника исполнения после точки с запятой – со строчной. Примеры:

А.С.Ивашов (Род. 1976) Осень в селе Леоново 1998 г. Х., м.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: