Методическая подструктура урока имеет следующий вид.




Основные этапы педагогического проектирования

Основными этапами педагогического проектирования являют­ся анализ, диагностика, прогнозирование, разработка проекта дея­тельности.

Анализ деятельности имеет следующее содержание:

• уяснение места осуществления педагогического процесса;

• определение состояния и уровня подготовки участников педа­гогического взаимодействия;

• определение содержания педагогического процесса в целом;

• выявление наличных средств.

Анализ сопряжен с учетом множества научных фактов и факто­ров (внутренних и внешних) развития педагогических систем.

Анализ позволяет сделать оценку общего состояния педагогиче­ского процесса или отдельных его компонентов. Такая оценка назы­вается диагнозом.

Оперативная диагностика строится на основе письменных и ус­тных ответов учащихся, их отношений и поступков.

Долговременная диагностика основывается на результатах учебной деятельности, полученных за более длительный период (чет­верть, семестр, год).

Педагогическое прогнозирование рассматривается как процесс получения опережающей информации об объекте. Методами прогнозирования являются:

• моделирование;

• выдвижение гипотез;

• мыслительный эксперимент;

• экстраполяция.

Прогнозирование может быть поисковым и нормативным. Поис­ковое прогнозирование нацелено на определение будущего состояния объекта. Нормативное прогнозирование определяет пути достижения оптимального состояния функционирования системы (объекта).

По результатам педагогического прогнозирования могут быть конкретизированы педагогические цели.

Итогом конструирования образовательного процесса является разработка проекта, частным случаем которого может быть создание плана-конспекта или конспекта проведения занятий.

Рассмотрим требования, предъявляемые к технологично спро­ектированному плану-конспекту:

1. Четкость цели и конкретность образовательных задач.

2. Краткость и компактность.

3. Разнообразие содержания, форм и методов работы.

4. Преемственность, систематичность и последовательность.

5. Сочетание перспективности и актуальности намеченных ви­дов работы.

6. Единство педагогического управления и активности учащихся.

7. Учет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

8. Гибкость и вариативность.

 

Профессор Валентина Сергеевна Безрукова выделяет три этапа проектирования: моделирование, проектирование и конструирование.

На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути ее достижения. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений, педагогические теории и концепции и т.п.

На этапе проектирования создается проект, т.е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определения педагогических условий. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы воспитательной работы и т.п.

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах. Педагогический конструкт содержит конкретные данные и позволяет представлять и корректировать любой педагогический объект. К педагогическим конструктам можно отнести проведения воспитательных мероприятий, планы и конспекты уроков, сценарии воспитательных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, дидактические материалы и т.д.

 

Итак, сущность педагогического проектирования состоит в том, что­бы создавать положительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат.

Проектирование урока

Урок является основной формой организации педагогического процесса в учебных заведениях системы СПО. На уроке в основном осуществляется обучение, которое представляет процесс познания человеком себя, окружающего мира и будущей профессии.

Таким образом, педагог на уроке организует познавательную деятельность обучающихся и, естественно, свою собственную. Организовать – значит придать структуру, определить временные рамки, состав участников, разработать программу взаимодействия с обучающимися, обеспечить средствами проведения и т.д. Организация урока позволяет сконцентрировать познание обучающимися опыта поколений, а педагогам – самих обучающихся. В познавательном процессе деятельность обучающихся на уроке принято называть учебно-познавательной, а педагога – дидактической (от греческого слова «дидактика», обозначающее в первоначальном смысле искусство учить, научать или наставлять кого-то).

Но на уроке не только организуется познавательная деятельность обучающихся, педагог также управляет этой деятельностью.

Управлять познавательной деятельностью – это значит ставить вполне конкретную и достижимую цель перед процессом познания на уроке, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебно-познавательную деятельность, контролировать ее. Педагог, организуя урок и управляя им, направляет, усиливает, ускоряет процесс познания обучающимися опыта поколений. Таким образом, урок – это определенным образом организованное общение педагога и обучающихся, обучающихся между собой.

Такая предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся называется педагогическим проектированием.

Для проектирования педагогу следует знать об уроке (учебном занятии) все: типы и виды уроков, формы его организации и функции. Ранее мы уже определили типы и виды уроков, а сейчас рассмотрим его формы и функции.

Различаю четыре формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальную, фронтальную, групповую и коллективную.

Индивидуальная форма познавательной деятельности имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения обучающимися. Познавательная задача в этом случае не выступает перед учебной группой как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими обучающимися.

Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися учебной группы для решения ими общей познавательной задачи. Фронтальная форма – самая распространенная форма в профессиональных образовательных учреждениях, и используется на уроках теоретического и практического обучения, на семинарах и экскурсиях, конференциях и т.д.

Групповая форма организации познавательной деятельности используется в тех случаях, когда единая познавательная задача ставится перед определенной группой обучающихся, а количество групп – несколько. Величина группы зависит от содержания и характера работы и может колебаться от двух до шести. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, взаимопомощь, формирует интерес к работе товарища.

Коллективная форма познавательной деятельности – это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других членов. Сущность коллективного обучения можно сформулировать так: все обучают каждого, каждый обучает всех.

Функциями урока являются: образовательная, воспитательная, развивающая. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессиональной подготовки будущего профессионала.

Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей по осуществлению формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности будущего работника.

Развивающая функция урока – это нацеленность его на развитие психологических качеств личности. Эти функции урока характеризуют его широкие педагогические возможности, и это необходимо учитывать при проектировании урока.

При проектировании уроков руководствуются следующими принципами, способствующими проявлению его специфики:

– организации освоения понятий путем рассмотрения условий их происхождения и развития;

– приоритета дедуктивного способа освоения перед индуктивным;

– определения места понятий во всей системе профессионального образования;

– формирования умений оперировать теоретическим материалом на практике, а также умения мысленно выполнять предметные практические действия.

Благодаря реализации этих принципов на уроке проявляется активная позиция учащихся и происходит формирование у них профессионального мышления.

Формы проектирования урока: план, конспект или методическая разработка.

План – краткое изложение методической структуры урока с элементами его педагогической структуры. В плане фиксируются цель и задачи урока, его тип, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы. Основное место занимает перечень и обозначение ведущей деятельности педагога и учащихся.

Конспект – подробное проектирование урока. В нем не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно излагаются содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность педагога и учащихся.

Методическая разработка – это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. В ней есть план или конспект урока, объяснение многих позиций, методическое обеспечение данного урока (или серии уроков).

Педагогу самому предстоит выбирать, в какой из этих форм он будет проектировать тот или иной урок, который проектируется с учетом специфики усваиваемого содержания и в соответствии с содержанием меняется продолжительность урока и т.д.

При проектировании урока педагогу важно избавиться от боязни отступить от нормативов и инструкций и больше доверять своей интуиции, переориентироваться с методической и педагогической структур урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремиться к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся, к формированию у них ответственного отношения к учению и будущей профессиональной деятельности.

Проектируя урок, преподаватель должен ориентировать его на развитие обучающихся через увеличение их самостоятельности и инициативы, использование их активной деятельности.

Как уже отмечалось выше, урок остается ведущей формой обучения. Со времени разработки урока Я.А. Коменским на протяжении сотен лет он видоизменялся (лабораторные работы, семинар и т.д.), но оставался оптимальной формой организации учебного процесса. В структуре урока удачно взаимодействуют все компоненты педагогического процесса. Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Традиционный урок имеет следующую структуру: опрос, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, домашнее задание.

Урок продолжает оставаться творчески развивающейся формой обучения. Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов уроков в сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, увеличении доли самостоятельной работы учащихся и т.д. Поэтому современные типы и виды уроков имеют свою структуру.

Рассмотрим структуру урока, реализующего развивающий тип обучения. Для развивающего обучения характерна актуализация опорных знаний и способов деятельности учащихся.

При этом под актуализацией понимается восстановление в памяти учащихся опорных (базовых) понятий, которые обеспечивают основу для формирования новых знаний, умений и навыков; формирования новых понятий и способов деятельности. Под формированием понимается возможность преподавателя использовать методы и приемы, обеспечивающие проблемно-развивающий характер обучения, применение сформированных знаний и умений. Данный этап, в отличии от закрепления, характеризуется решением учебно-познавательных задач с профессиональной направленностью.

Методическая подструктура урока имеет следующий вид.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Организация начала урока.

3. Актуализация опорных знаний по предмету.

4. Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация как побуждение к деятельности может быть реализована посредством:

– создания ситуации первоначального интереса к изучаемой теме;

– связи темы урока и профессии;

– примеров, формирующих положительное отношение к будущей профессии посредством содержания темы урока и т.д.

– изучения нового материала в контексте актуализированных опорных знаний и положительной мотивации к теме урока во взаимосвязи с профессией (специальностью).

5. Формирование новых понятий и способов деятельности педагогическими средствами с использованием методов обучения, характерных для данного урока. Организация демонстрационного эксперимента, показ алгоритма решения типовых задач и т.д.

6. Обеспечение формирования планируемого уровня изучаемых понятий темы урока. Совместное обсуждение изучаемого материала на уроке, выдвижение гипотез и альтернативных путей их решения, формирование выводов и предложений. Анализ результатов демонстрационного эксперимента и формирование обобщенных итогов с учетом теории и результатов эксперимента. Самостоятельное решение типовых задач по известному алгоритму и т.д.

7. Применение сформированных знаний и умений. Решение задач по предмету, решение задач межпредметного содержания, решение задач с профессиональной направленностью, разбор ситуаций, связанных с разрешением типовых проблем профессиональной деятельности, где необходимы знания по теме урока, опрос учащихся.

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

9. Домашнее задание.

Организация начала урока направлена на мобилизацию учащихся к предстоящей работе на уроке, чем обеспечивает их общую готовность к учебно-познавательной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений производится как опрос части учащихся по материалу домашнего задания, решение задач, выполнение демонстрационных экспериментов. Преподаватель, также используя метод обучения беседу, может обращаться к тем понятиям, которые понадобятся на следующих этапах урока. Таким образом учащийся подготавливается к самостоятельной поисковой деятельности, к осознанному восприятию нового учебного материала и способов действия.

Мотивация учащихся к профессиональной деятельности позволяет связать содержание темы урока с их будущей профессией, сформировать положительное отношение к специальности, профессии, осознание ценности и престижности своего будущего труда. Для этого преподаватель использует различные методы и приемы: обеспечение оптимального педагогического общения, формирование профессионального интереса, ориентация на практический (профессиональный) смысл учебного материала, ориентация на конкретную профессиональную деятельность, убеждение и опора на положительные впечатляющие примеры профессиональной деятельности и т.д.

План урока имеет следующую форму.

Тема согласно учебной программе:_________________________________

Тема урока:____________________________________________________

Цели урока: – обучающая_______________________________________

– воспитательная____________________________________

– развивающая _____________________________________

Тип и вид урока:________________________________________________

Методы обучения:______________________________________________

Средства обучения:_____________________________________________

Литература:____________________________________________________

Ход урока

Этапы проведения урока Время проведения Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
         

 

Анализ урока является обязательным этапом как в самооценке деятельности самим мастером профессионального обучения, так и в оценке присутствующих на уроке коллег и администрации.

Существует множество подходов к анализу урока независимо от их типа и вида. Как правило, на основании требований к уроку выделяют конкретные показатели качества и по ним оценивают урок. Следует заметить, что в целом при анализе урока должен быть использован системный подход, когда всесторонне учитываются все факторы, влияющие на его проведение, в их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом учитываются: место и роль урока в системе организации занятий по теме, по предмету; возраст обучающихся, их специальность (профессия); продолжительность обучения (у данного мастера); условия обучения; состояние здоровья обучающихся, время проведения занятия; тип и вид урока.

Критериями оценки урока являются:

– качество знаний, умений и навыков обучающихся;

– методическое мастерство мастера;

– организация урока.

Каждый из приведенных критериев может быть раскрыт через анализ конкретных показателей, которые определяют данный критерий.

Так, качество знаний и умений обучающихся проявляется в следующем:

– качество ответов на вопросы;

– качество учебных умений и навыков;

– активность и самостоятельность;

– проблемность задаваемых вопросов;

– проявление оценочных умений (определение правильности выполненных заданий, анализ качества ответов или путей решения проблемы, выполнения приемов и т.д.);

– уровень мышления (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; владение понятиями, суждениями, логическим умозаключением; выполнение соответствующих заданий).

Организация урока включает:

– организацию готовности аудитории к уроку;

– организацию готовности обучающихся к уроку;

– четкость организации деятельности;

– проведение оценки знаний и умений;

– выдачу домашнего задания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: